КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 26.09.2013
20:41  Первая авария на Кашагане. Газ ушел из трубы
20:30  "Мекен инфо": Почему Кырдепутаты избегают ответственности в вопросе "Кумтора"?
19:15  А.Дубнов: Эта скромная ОДКБ
19:12  Движение сопротивления: "Атамбаев и его фракция СДПК узурпировали власть в Кыргызстане!"
19:09  Х.Насреддинов: Узбекистан. Учебник о независимости – сборник сказок, далекий от реальности
18:27  "Хуаньцю шибао": К 2035 году Китай станет угрозой для России и Америки, и державы создадут антикитайский союз
14:55  Китайские врачи вырастили на лбу мужчины полноценный... нос (фото). Хорошо хоть не...

13:19  В новом учебнике Истории России не будет татаро-монгольского ига
13:08  В Алматы неизвестные расстреляли инкассаторов, в 5 шагах от резиденции Елбасы
12:51  Д.Седов: В конфликте с реальностью. Речь Обамы на Генассамблее ООН
12:13  Ю.Михайлов, В.Попов: Геополитика и ислам
12:02  Т.Юсупов: Точка опоры будущего ЦА-союза
11:55  А.Ниязов: ОДКБ вооружит Таджикистан. На новые подвиги
11:40  С.Караев: "Это Родина моя..." (Об образе Таджикистана в СМИ)
11:24  "Русал" поддержал США в борьбе с Китаем
11:14  И.Панкратенко: ШОС на публике и за кулисами
11:07  В.Карякин: "Арабская весна" доказала закат ближневосточных национальных государств
11:02  Le Figaro: Вдовы террористов-смертников идут по пути джихада
10:57  О.Жоямерген: Ежегодно в Казахстане выдают замуж три тысячи несовершеннолетних
10:50  Эмомали Рахмон демонстративно сходил "в гости" к старому моджахеду Мирзохудже Ахмадову
10:42  Москва. Жулик сдал посольство Киргизии в аренду со всеми сотрудниками
10:29  В Астане презентован веб-портал "История Казахстана" - e-history.kz
10:25  Рашид Гарипов: Даже малые дела надо делать по-большому. Булат Абилов подался в Карлсоны...
10:19  АКИпресс: Пограничники Узбекистана до сих пор удерживают радиорелейную станцию Кыргызстана на Унгар-Тоо
10:15  В.Катасонов: Доллар убивает. Об истинных целях войны против Сирии
09:40  Киргизия. На месторождении Джамгыр местное население захватило технику компании Vertex Gold
09:38  Д.Цой: Уход НАТО из Афганистана усилит исламистов в бывшем СССР
09:36  "Известия": Сирийские оппозиционеры раскололись из-за шариата
09:31  Ю.Паниев: Иран предложил "Мир без насилия". Дебаты на Генассамблее ООН
08:00  Азербайджанский пиарщик VS Американский разведчик
07:43  В министерствах и ведомствах Кыргызстана числятся утерянными более 200 секретных документов - ГКНБ
02:51  Ш.Батырбаева: 1916 год. Это был не геноцид, кыргызов погибло 4 тысячи...
01:37  "Мисс Россия 2013" Эльмира Абдразакова о женской красоте и харизме, о религии и общественной морали
01:06  С.Чериков: Под знаком сурка. Была ли в Кыргызстане революция? Часть II
00:59  С.Кожемякин: Забастовка как эффективный инструмент Кыргызской экономики
00:54  В Казахстане планируют легализовать трудовых мигрантов
00:53  А.Игнатьев: Рерихи и евразийство
00:32  Таджикские исламисты призывают отказаться от размещения военной базы РФ
00:29  Стоимость плова в различных городах Центральной Азии
00:18  Бернар Шальша: Западу нельзя отказываться от ударов по Сирии
00:16  "Къ": Таможенный союз проводит границы. Роспремьер Медведев провел переговоры с коллегами по евразийской интеграции
00:15  Эд Уэст: Исчезновение христианства на Ближнем Востоке
00:08  В.Ефимов: В Ираке террористы меняют тактику борьбы против властей
00:07  Д.Мигунов: Назад в каменный век. Гражданская война сделала Сирию одной из беднейших стран региона
Среда, 25.09.2013
23:22  Седат Лачинер: Неохариджиты. Жестокость во имя ислама
22:21  Еще тепленький. В Аравийском море из-за землетрясения возник новый остров
21:11  Б.Дердешов: Кыргызстан - цена закулисного бизнеса
21:09  И.Асадуллаев: Куда "испаряются" черные дыры? Философские подходы к астрофизике
16:51  И.Рахметов, А.Скок: Мегасоциум. Глобальная элита против глобальной контрэлиты
16:09  А.Павлов: Президент Ирана признал холокост. Хасан Роухани отказался от риторики своего предшественника
13:17  Newtimes.az: Центральная Азия - новый этап большой игры
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Х.Насреддинов: Узбекистан. Учебник о независимости – сборник сказок, далекий от реальности
19:09 26.09.2013

Возможно, я никогда не прочел бы эту книгу. Случай помог: племянник не понял пару параграфов в школьном учебнике и попросил меня разъяснить их. Я начал изучать текст и мне стало грустно от прочитанного.

В школах Узбекистана изучают предмет "Идея национальной независимости и основы духовности". Учебник написан добротно, он информативен и интересен. Оформление качественное, вызывает желание полистать, почитать книгу. Правда, понятные фразы перемежаются со сложными высказываниями, которые не всегда понятны пятнадцатилетним мальчишкам и девчонкам.

Неприятное ощущение возникло во время чтения "Введения". Второй абзац начинается таким предложением: "С обретением независимости коренным образом изменилось отношение к прошлому, к национальной истории, духовным ценностям и традициям".

Стоп. Получается, мое поколение сорокалетних и поколение моих родителей, живущих в Узбекистане, неправильно относились к своему прошлому? Мы были моральными уродами, не ценившими свою историю, а наших детей только независимость поставила на правильный путь? Ведь таков логический вывод этого предложения.

Я не согласен с таким утверждением. Отношение к прошлому не изменилось. У каждого оно индивидуально. И не стоит забывать, что коренные узбеки, жившие в СССР, воевали на фронтах Великой отечественной войны и не делили родину на общую и конкретную, строили мирную жизнь и не сомневались в том, что история узбекского народа и русского, например, должна быть единой. Сейчас, к сожалению, история переписывается, в который уже раз, и прежние герои становятся никем, прошлые заслуги игнорируются. Я считаю приведенную выше фразу в учебнике несколько некорректной и требующей доработки.

А вот с другим предложением на той же странице я согласен: "Наша главная задача – помочь вам сформировать понятия и представления, связанные с идеей национальной независимости, приобрести навыки самостоятельного мышления, понять сущность мировоззрения, основанного на убеждении в необходимости активного участия в возрождении духовности и нравственности, научить бережно относиться к культурному наследию народа, привить стремление к познанию и приумножению древних и современных культурных ценностей". Все верно и я подписываюсь под каждым словом. Все должно быть именно так.

Но почему текущее положение дел до противного обратное? Как мы воспитаем у молодежи бережное отношение к истории, если постоянно переписываем исторические факты и поклоняемся тем личностям, на которых нам указывают?

Я не могу забыть растерянный взгляд деда моего друга, героя Великой отечественной войны Ивана Ивановича Лапшина, когда он увидел, что станцию метро, названную некогда именем его командира генерала Собира Рахимова, переименовали в малопонятный Олмазор. Чем не угодил наш великий соотечественник, отдавший свою жизнь за победу над Германией и нашу мирную жизнь? Не уверен, что мы имеем право учить молодежь бережно относиться к истории, когда сами небрежны к ней и готовы переписывать ее каждый день.

Сегодня оскверняется и моя личная духовная ценность, когда мои убеждения и знания по истории вдруг становятся опасными и ненужными в наше время. Например, на уроках истории в школе мне рассказывали, что Амир Тимур был жестоким военачальником, безжалостно истреблявшим целые города. Сейчас о нем говорят в совершенно ином ключе. Я не буду спорить, в чем истина и кто все-таки прав: мои учителя или современные преподаватели. Я высказываю свое, личное, мнение об этой исторической личности. Но всякое проявление моей частной мысли становится опасным для меня, я могу пострадать физически от высказываний, не согласующихся с принятыми ныне положениями. Не это ли проявление насилия над инакомыслием?

Тревожно видеть, как молодежь на публике говорит заученными фразами. Почему она не вправе самостоятельно мыслить, а должна пересказывать слова, продиктованные чужой волей? Посмотрите молодежные передачи узбекских телеканалов и согласитесь со мной, что наша молодежь реально зомбируется на полное послушание своего наставника и отрицание всего, что выходит за рамки обучения. Отучая мыслить и запрещая выражать свою индивидуальность, молодежь действительно превращают в одинаково реагирующих по чьему-то велению людей, в однородную массу. А масса обычно покорна и инертна. Не этого ли добиваются новые идеологи?

В специальной главе учебника приводится понятие демократического общества. На странице 12 я отметил фразу: "Если государство действует на основе строгого подчинения всех граждан власти, то в гражданском обществе никто не может действовать с помощью принуждения".

Обложка учебникаСовершенно точное высказывание и не подлежит сомнению. Но почему-то опять на практике все происходит наоборот. Люди живут именно под принуждением. Текущая хлопковая кампания – доказательство тому. Неужели кто-то серьезно верит в то, что жители городов рады бросить семью и уют и поехать собирать хлопок добровольно? Неужели мы настолько жестоки, что согласны оставить одних своих детей-школьников, пожилых родителей и нерешенные проблемы, и мчаться в незнакомый сельский район собирать хлопок?

Конечно же, нет. И это конкретный факт принуждения людей. Таких примеров каждый приведет столько, сколько необходимо, чтобы доказать, что фраза в учебнике правильная, но совершенно оторванная от действительности.

Далее еще одно предложение: "Каждый гражданин должен знать обо всем происходящем в обществе. Ведь только информированный гражданин может защищать свои интересы или предотвратить их нарушение".

Это тоже правильная мысль, но, опять, к сожалению, ничем не подкреплена в действительности. По большому счету, граждане Узбекистана мало или вовсе не информированы. Мы живем слухами, а это порождает ложь, клевету и панику в зависимости от обстоятельств. СМИ потчуют нас обтекаемыми фразами (ссылка на телепрограмму "Ахборот"/"Новости" - уже точно не анекдот), не несущими в себе никакой информационной нагрузки. Люди зомбируются короткими новостями, всегда приятными на вкус и оттого хорошо усваиваемыми. Со временем человек привыкает к такой информационной пище, входит в умственную спячку и категорически отторгает любую острую новость, требующую работу мысли и действий. Зомби-люди становятся идеальными куклами, которыми очень просто управлять. Это ли не цель цензуры в СМИ и ограничения информированности граждан?

Мне важно написать несколько строк о патриотизме, упомянутом в учебнике. Патриотизм – главная ценность гражданина страны, сказано на странице 35, "это преданность и любовь к Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины". Лучше не скажешь. Это священное чувство и его нелегко воспитать. Но очень легко разрушить.

Трудно быть патриотом, когда людей окружает двойная мораль. Когда затыкают рот, хотя декларируется право на свободу слова; когда запрещают идти по улице, по которой едет кортеж высокопоставленного чиновника; когда говорят о бесплатном школьном образовании, но каждый месяц заставляют делать взносы в школьные и классные фонды.

Жаль, но теме патриотизма выделено всего 32 строчки текста. А ведь надо рассказывать об этом с помощью исторических фактов. Начать хотя бы с Жанны д’Арк. Если же примеры западной истории неприемлемы, то можно описать героическую борьбу Каир-хана за свободу против Чингисхана в 1219 году. Напишите про Тумарис, тоже патриота узбекской земли. Примеров в истории Узбекистана достаточно. А без примеров слова о патриотизме будут всего лишь бесстрастным пояснением в толковом словаре.

Рассматривая такую тему, как патриотизм, надо рассказать и о его видах, хотя бы кратко описать современную его критику. К примеру, универсалистская этика отвергает патриотизм. Но в учебнике об этом нет. Если пятнадцатилетние ребята изучают столь сложные темы, как патриотизм, национальная идея, то универсалистскую этику и космополитизм тоже поймут. Если же это будет трудным для понимания, значит, и сама идея изучения национальной независимости сыра.

Я заметил, что наша официальная лексика заполнена большим количеством фраз-лозунгов, возбуждающих сознание и уводящих слушателей в сказку. "Не имеющий аналогов в мире", "исторические завоевания" и прочие высказывания уводят человека от действительных проблем в иррациональный мир, где все хорошо и высокодуховно. Он перестает принимать тяжесть своей жизни, не способен сосредоточиться на решении проблем, не умеет и уже не может противиться чужой воле. Может, к этому и стремятся идеологи, чтобы люди жили отвлеченными понятиями, не мешали управлять не только страной, но и ими самими?

Еще одно наблюдение. В учебнике много цитат из произведений президента Узбекистана. Они написаны по делу, уместны и не прерывают логику повествования. Я понимаю, что это необходимо в целях политического воспитания молодежи. Сегодня президент - единственная реальная сила, способная укреплять общество и сдерживающая внешнее давление на него. Его роль в стране не оспаривается.

Но все же - эту книгу читают дети. Они только развиваются и им пока трудно понять, почему из числа здравствующих деятелей надо цитировать только одного. Мало кто из взрослых сможет объяснить им это. А всякое непонимание рождает либо любопытство, и тогда ребенок идет искать ответ самостоятельно, либо - невежество, и тогда в будущем он становится врагом всего нового и тоже полюбит запреты.

Мне лично учебник показался неким информационным бюллетенем, набором сухих определений, на которых молодежи духовность не привьешь. Думаю, он должен быть дополнен историческими и современными примерами из жизни простых людей, которых мы видим каждый день и у которых можем перенять что-то для себя. Тогда учебник примет более законченный вид. А пока вопросов после его прочтения больше, чем данных в нем разъяснений.

Седьмая страница учебника заканчивается так: "В нашей стране идет процесс построения демократического общества. Утверждаются принципы подлинной демократии".

Я очень рассчитываю на это и хочу надеяться, что после публикации этой статьи меня не превратят в преступника по какой-либо статье уголовного кодекса, клеветника или просто морального урода, которого надо уничтожить.

Хает Хан Насреддинов, Ташкент
25.09.2013

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1380208140


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх