КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 08.10.2013
21:41  К.Татиля: О хорошо забытом… хорошем, или Вспоминая интернационализм
18:38  Туркмению разъедают китайские термиты
18:28  Е.Нуркетов: Киргизия обанкротит Таможенный союз
16:53  Р.Карбозин: Индия в ЦА - участь опоздавшего
15:41  Казахстанский боец Нуркен Толегенов выиграл чемпионат мира по кикбоксингу
15:31  Шести авиакомпаниям Казахстана запретили летать
15:28  Wall Street Journal: Сирия - новый рассадник мирового джихада

15:00  Путин не поддержал введение визового режима со странами СНГ
14:36  Иссык-Куль. Митингующие, вооруженные камнями, лопатами и мотыгами, перекрыли дорогу в селе Саруу
11:55  Митинги в Прииссыккулье продолжаются. Протестующие собираются перекрывать дороги
11:51  "Жаны Ордо": Узбекистан категорически против строительства Кыргызских ГЭС. Что делать?
11:49  А.Субанбеков: Кыргызстан. Куда уходят деньги, собранные в школьный фонд?
11:41  "Мисс Бикини-2013" на конкурсе в Китае стала Камила Темирова из Астаны (фото)
11:23  В.Скосырев: Вашингтон грозит Кабулу полным уходом. Афганистан просит от США гарантий безопасности таких же, как у членов НАТО
11:20  Иностранным геям и лесбиянкам хотят закрыть въезд в страны Персидского залива
11:16  Т.Чынгызов: Слепая правозащита в Кыргызстане защищает экстремистов и террористов
11:14  М.Язбердиев: Туркменистан на грани социального коллапса
10:58  "РГ": Каир отдали на заклание. "Братья-мусульмане" готовы пожертвовать Египтом ради своих политических амбиций
10:51  Дор Шайн: Кто действительно правит Ираном?
10:49  Ардан Зентюрк: Может ли Рухани стать Горбачевым?
10:34  Н.Бобкин: Будущее Афганистана. Часть II-я
10:17  $2,5 за голову. Сирийский ребенок-снайпер рассказал о своей зарплате
10:04  З.Курманов: Особенности "особой" кыргызской демократии и кыргызского типа парламентаризма
10:00  Т.Кудрявцева: Бывает солью сахар сладкий… Сахарная отрасль Кыргызстана сегодня
09:42  "НГ": Генерала ас-Сисси прочат в президенты Египта
09:38  С.Мамедов: Третья попытка Ильхама Алиева. В Азербайджане выбирают президента
09:36  Д.Минин: Израиль сколачивает антииранский фронт, или О волках и овцах
09:35  Индира Асланова: Истории религии на территории Кыргызстана
09:32  Президент А.Атамбаев не верит тому, что якобы за митингом в Караколе стоят Отунбаева, Бабанов и Каптагаев
09:28  П.Анастасов: Куда идет Ближний Восток?
09:25  Рахмон отказывается иметь личный самолет
09:18  М.Конаровский: Афганистан и Центральная Азия: вызовы после 2014 года и интересы России
09:03  24.kg: Омбудсмен.kg. По Сеньке ли шапка?
08:26  Самарканд готовится к зиме без газа
08:11  "Къ": "Братья-мусульмане" вспомнили о Судном дне. Египет накрыла новая волна беспорядков
06:07  "МК": Ромео и Джульета из Казахстана свели счеты с жизнью на чердаке
00:52  МВД Туниса подтвердило участие тунисок в "секс-джихаде" в Сирии
00:37  Мишель Трибала: Почему французская модель ассимиляции больше не работает
00:30  Власти Киргизии намерены штрафовать граждан за обращение в другую веру
00:18  Р.Берновский: Таможенная зачистка. Смена главы КазТК - удар по "карагандинским"?
00:11  Д.Османи: Постигнет ли Эрдогана судьба Мурси?
00:02  Скончалась замечательная польская детективщица Иоанна Хмелевская
Понедельник, 07.10.2013
22:00  Сontur.kz: Обоюдоострый и непростой это вопрос… который "пытошный". Когда бывший глава БТА-Банка М.Аблязов убежал за границу
21:57  "Time": Рейды в Ливию и Сомали демонстрируют сильные и слабые стороны американской борьбы с терроризмом
20:58  "Астанинский Хакатон". В Астану съедутся начинающие хакеры стран СНГ
20:47  Санкт-Петербург. Узбекский финансист Мухиддин Шукуров победил в журналистском конкурсе по миграции
20:43  М.Атабаллыев: Наркоситуация в Туркменистане ухудшается, перспективы плачевны
20:28  Не стало Каната Берентаева, известного казахстанского экономиста
20:24  С.Кожемякин: Российская база остается в Таджикистане
19:47  Митингующих в Караколе разогнали с применением свето-шумовых гранат; заложник губернатор Каптагаев освобожден
19:44  Г.Борисов: "Крестовый поход наоборот" - экспансию "джихадистов" не остановить полицейскими методами
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Индира Асланова: Истории религии на территории Кыргызстана
09:35 08.10.2013

Краткий обзор истории религии на территории Кыргызстана

Индира Асланова
8 окт. 2013

В современных публикациях при описании религиозной ситуации часто встречается упоминание религиозного разнообразия, возникшего в Кыргызстане в 90-е годы ХХ в. Исторические факты свидетельствуют о конфессиональном многообразии обществ, проживавших на территории Кыргызстана в разные эпохи. Передвижения индоевропейских племен (2-1 тыс. до н.э.) оставили след во всех мировых религиях. На развитие региона оказывали влияние различные модели: Ирана, греко-эллинского мира, Индии, стран Ближнего Востока. В одно и то же время, наряду с тюрками, Центральную Азию населяли и создавали свои государства уйгуры, кыргызы, кимако-кипчаки, монголы, татары, не говоря об ираноязычных потомках саков, усуней, юечжей, кангюйцев, согдийцев и т.д.

Религиозные воззрения тюрков

По космогоническим представлениям тюрков, "голубое небо" было крышей над миром, где ежедневно рождались солнце и луна. Верховное божество – Тенгри принадлежало к верхнему миру. Тенгри на протяжении веков оставался верховным божеством у кыргызов, что зафиксировано в фольклоре, а также на уровне формул-сентенций – "Тенир жалгасын", "Тенир урсун". Средний мир управлялся богиней плодородия "Умай", вместе с "Тениром" они составляли божественную чету. Божество земли и воды - Идук Жер-суу наделялась благодетельной и карающей функциями, иногда выступало в значении родины. Генеалогические предания и мифы тюрков сохранили древние тотемические представления, также закрепившиеся в титулах, родовых названиях и именах. Религия тюрков на Тянь-Шане "наложилась" на местные культы сако-усуньского и юечжийско-кангюйского населения – потомков авестийский туров, поклонявшихся солнцу и огню, водным стихиям и земле, приносивших божествам жертвы людей и животных. Архитектурные находки свидетельствуют о широком распространении культа огня, гор, воды, о чем свидетельствует почтительное отношение к Сулайман-Тоо, озеру Иссык-Куль, ущелью Иссык-Ата и т.п. Подобное сакральное отношение к природным явлениям имеется на всей территории Кыргызстана.

Зороастризм

Появление зороастризма относится к рубежу II и I тысячелетий до н.э., когда среди восточно-иранских племен (арья, как они себя называли) у кочевников-скотоводов (турья) появился пророк Заратуштра. На территории Средней Азии зороастризм был одной из основных религией вплоть до X в., проявляясь в его архаичных формах - маздеизм и митраизм. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в горах Тянь-Шаня, петроглифы1 Саймалуу-Таш, Тамгалы-Тас, Сулайман-Тоо, Орнока и др. Наиболее ранние изображения петроглифов относятся к III-II тыс. до н.э., при этом, подобных по летоисчислению, сюжету и количеству, исчисляемых тысячами, в Азии не обнаружено.

О распространении позднего (сасанидского) зороастризма на территории Кыргызстана можно судить по археологическим находкам ритуальных изделий из обожженной глины, оссуариев2 с различными символами, курильниц с изображениями авестийско-зороастрийских богов и их атрибутов. Погребальный обряд переселившихся в Чуйскую и Таласскую долины ираноязычных согдийцев, тохаристанцев и хорезмийцев, не пожелавших принять ислам на своей родине, также является зороастрийским. К древним наусам3 зороастрийцев восходит и исламский мавзолей (гумбез), как хранилище останков для будущего воскрешения. Зороастрийское происхождение имеет отмечаемый во многих странах и в том числе в Кыргызстане Нооруз (Оруздама), день наступления весны и начала земледельческих работ. В мировоззрении кочевников этот праздник соединился с культом природы, а с принятием ислама празднуется многими мусульманами. По преданию, Нооруз стал отмечаться арабами по велению самого пророка Мухаммеда.

Буддизм в Кыргызстане

В Центральной Азии располагались крупные буддийские комплексы, от которых до нас дошли разнообразные материалы, известные благодаря археологическим работам (VII-XIII вв.): письменные документы, остатки архитектуры, произведения искусства. Широкое расселение буддистов происходило преимущественно в городах Чуйской долины. Эта религия не занимала в Центральной Азии монопольного положения, в то же время некоторые правители и представители знати были ревностными буддистами, учреждали монастыри, приносили им дары. Среднюю Азию можно рассматривать как гигантский "ретранслятор" буддизма в Восточный Туркестан и далее на восток – в Монголию, Тибет, Китай, Японию.

Буддизм оказал влияние на ранний суфизм. Суфийская система наставничества, понятие пути совершенствования, некоторые духовные практики среднеазиатских суфиев сходны с буддийской медитацией. Кроме этого, буддийское влияние прослеживается в литературе, архитектуре, орнаментах и художественном ремесле мусульманской Средней Азии, Ирана, Афганистана.

Манихейство

Манихейство – религия, возникшая в III в. в Персии; в основе манихейства лежат учения зороастризма, буддизма, христианства, культа Тенгри (на Тянь-Шане) и других религий. Проникновение на территорию Средней Азии началось в конце III-IV вв., связано с преследованием его приверженцев со стороны Сасанидского Ирана. В конце VII – начале VIII вв. согдийцы привносят манихейство в Восточный Туркестан, где распространяют его сначала среди своих сородичей-колонистов, а затем среди уйгуров. Долины рек Чу и Талас были центром, где расцветало манихейство. В середине X в., когда зарождалось государство Караханидов, ислам должен был состязаться не с шаманизмом, а с манихейством и христианством.

Христианство

По Великому Шелковому пути, по караванным тропам с запада на восток купцы везли не только ткани, специи, драгоценности, но и священные книги. Археологами были обнаружены памятники христианского происхождения: остатки храмов и монастырей, фрески, керамические и металлические изделия с изображением евангельских сцен, церковная утварь, нательные кресты и медальоны. Сотнями исчисляются находки могильных камней с крестами и надгробными надписями на тюркском и сирийском языках. Они датируются VI-XIV вв.

В империи эфталитов, охватывавшей V- сер.VI вв. на значительной части Центральной Азии христианство было объявлено государственной религией. Несмотря на то, что в христианство обращались согдийцы, тюркские племена (чигили, тепе-уйгуры, карлуки) и монголы, христианство так и не стало в Центральной Азии общенародной религией. Оно мирно уживалось с буддизмом, манихейством, зороастризмом, с племенными культами, а с VIII-Х вв. и с исламом. Известно, что часть потомков Чингисхана хранила верность племенным культам, часть принимала христианство несторианского толка, но окончательный выбор ими был сделан в XIV в. при Тимуре и его наследниках в пользу ислама.

В середине XIX в. после присоединения к Российской империи в истории христианства в Средней Азии начинается новый этап. В 1872 г. была образована Туркестанская епархия Русской Православной церкви. Первое упоминание о католиках относится к XII в. Вновь католики появились в Туркестане в середине XIX века. Это были граждане Российской империи, чаще всего – офицеры царской армии. Вместе с переселенцами в Кыргызстан проникли лютеранство, баптизм, адвентизм, пятидесятничество. В основном носителями были российские немцы, финны и эстонцы, состоявшие на военной и статской службе и их семьи, обосновавшиеся в Чуйской, Таласской и Иссык-Кульской долинах.

Ислам

На территорию Кыргызстана ислам стал проникать с VIII века вследствие походов Кутейбы в 712 г. В Караханидском государстве ислам становится государственной религией (в 960г.) с центром в Баласагуне. К этому времени относится строительство культовых мусульманских сооружений, таких как Буранинский и Узгенский архитектурные комплексы X-XII вв., мавзолей Мухаммада ибн Насра в Сафед-Булоне и многие другие. Ислам по началу распространялся среди оседлого населения, кочевники придерживались древних языческих воззрений.

В XIII – первой половине XIV вв. в ходе монгольских завоеваний ислам утратил свое значение государственной религии, но в 1354 г. в государстве Моголистан был восстановлен. С конца XV в. кыргызы становятся господствующим этносом на Тянь-Шане, а в XVI-XVII вв. здесь складывается кыргызская народность, в сплочении которой ислам сыграл роль идеологического фактора объединения. Во время владычества Кокандского ханства мусульманское духовенство начинает вести активную миссионерскую деятельность среди кочевого населения через мулл и суфийских ишанов. Ощутимый вклад в распространении ислама среди кыргызов внесли именно суфийские братства Центральной Азии – Ахмета Яссави и Накшбандия. К моменту вхождения кыргызов в состав Российской империи (вторая половина XIX - начало XX вв.) подавляющее число кыргызов относило себя к мусульманам.

В советский период была принята пропаганда научно-материалистического мировоззрения, сопровождаемая в 1920е-1930е гг. массовыми репрессиями духовенства. Религия стала развиваться на "бытовом", "народном" уровне. В отдельные периоды истории СССР руководство страны оказывало поддержку отдельным конфессиям, преследуя свои политические интересы.

Существенное влияние на мировоззрение народов, населявших территорию Средней Азии, оказали древнеиранские племена. Они ("андроновцы", саки, усуни) определяли особые места паломничества и погребения предков: скопление наскальных рисунков, курганных могильников и поминально-жертвенных площадок у мест слияния рек и озер, по ущельям, отражали ранние формы религии. Впоследствии эти формы оказали влияние на зороастризм, шаманизм, манихейство, буддизм, христианство и ислам. Исторические факты свидетельствуют, что для сообществ, проживавших на территории современного Кыргызстана, была характерна поликонфессиональность.

Таким образом, взаимовлияние и терпеливое отношение можно рассматривать в качестве богатейшего исторического опыта толерантного сосуществования различных вероисповедных сообществ на территории нашей страны.

Индира Асланова, преподаватель Кыргызско-Российского (Cлавянского) университета

Использованная литература

1. Горячева В.Д. Городская культура тюркских каганатов на Тянь-Шане (середина VI – начало XIII в.). Бишкек. – 2010 г.

2. Материалы научной школы В.Д. Горячевой "Религиозный аспект этнополитических процессов в истории Кыргызстана". Бишкек, КРСУ. – 2012.

3. Религиоведение для вузов Кыргызстана: учебное пособие. Бишкек. – 2013 г.

1 Петроглифы – выбитые на скальной породе острым предметом небольшие по размерам рисунки – символы.

2 Ящик, урна, сосуды, место и т.п. для хранения скелетированных останков.

3 Погребальные склепы

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1381210500


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх