КырПремьер Ж.Сатыбалдиев: "Когда наши консультанты разработали 13 вариантов, я предложил рассмотреть 14-й - о денонсации..." (интервью) 18:50 09.10.2013
Премьер-министр Кыргызстана о своей работе и не только (часть 1)
09/10/13 Махинур НИЯЗОВА, Дарья СЫТЕНКОВА, Асель ОТОРБАЕВА
В свете последних событий в стране (ситуация с "Кумтором", предстоящий отопительный сезон и обострение общественно-политической обстановки) все внимание приковано к исполнительной ветви власти. Соответственно и вопросов к главе кабинета министров КР Жанторо Сатыбалдиеву накопилось много.
Несмотря на плотный график и непростую ситуацию в стране, в преддверии обсуждения в Жогорку Кенеше меморандума по "Кумтору" премьер-министр КР выделил время и ответил на вопросы ИА "24.kg".
Об актуальном
- Мы хотели начать беседу с экономического блока, поскольку это основная составляющая для развития страны. Но ситуация в Иссык-Кульской области внесла свои коррективы. Как вы оцениваете ее? И кто за этим стоит? Нам скажут, кто за этим стоит?
- Кто стоит, мы постепенно обнародуем. Сегодня правоохранительные органы прорабатывают этот момент, и имена организаторов назовем. В интересах следствия сейчас это делать рановато.
Без организации такие мероприятия не проходят. Об этом свидетельствует наличие всадников, одинаковой формы у них, призывы... Я могу сразу сказать о том, что акция ни в коем случае не связана с "Кумтором". Они воспользовались удобным моментом. Требуют, чтобы "Кумтор" на 100 процентов стал народным, а вокруг этого можно что угодно делать. Но даже многие экономисты Кыргызстана не знают тонкостей создания корпоративного управления предприятием. К большому сожалению, так сложилось, что "Кумтор" - это только предлог. Главная цель - достижение своих корыстных целей теми, кто тянется к звездной политике. Не достигнув своих целей, они взяли в заложники молодых людей, которые не понимают в экономике, и их патриотические чувства использованы в интересах этих политиков.
- Можно ли сказать, что происходящее в Саруу и Караколе - это очередная попытка дестабилизации ситуации в стране с целью прихода к власти тех, кто жаждет реванша?
- Я абсолютно согласен. И президент, и я неоднократно заявляли: готовьтесь к выборам. Мы хотим обеспечить проведение прозрачных выборов в 2015 году. Сейчас правительство все делает для того, чтобы сделать процесс открытым и доступным.
Мы заканчиваем разработку технико-экономического обоснования по изготовлению биометрических паспортов. В самое ближайшее время будет объявлен конкурс. Вокруг этого тоже много вопросов и заинтересованных лиц. Тем не менее правительство доведет до конца это дело, и мы сделаем все прозрачно и в интересах Кыргызстана.
Мы создадим базу данных населения, движимого и недвижимого имущества. Все это сейчас в процессе. Я могу однозначно сказать, что те, кто сегодня работает в ГРС, ребята компетентные, и они это понимают. Надеюсь, что выборы 2015 года пройдут открыто и честно. По-другому в Кыргызстане не может быть, потому что если в следующий раз будут сомнения, то это станет катастрофой для страны.
В ноябре объявим конкурс, победителя определим в феврале, в марте начнем запускать, и к 2015 году у всех граждан будут новые паспорта. Старые тоже будут действительны, мы уже договорились и закладываем такие условия, чтобы считывались и документы, удостоверяющие личность, старого образца. Это будет поэтапная замена паспортов.
О важном
- Жанторо Жолдошевич, что будет, если депутаты все же не примут те принципы, которые заложены в меморандуме по "Кумтору"?
- Односторонний выход из соглашения 2009 года чреват последствиями. Я не хочу быть адвокатом "Центерры", но я просто должен проинформировать, что будет: республиканский бюджет потеряет 6,5 миллиарда сомов в год, а государственный - 7 миллиардов сомов. Кроме того, для "Кумтора" работают 708 различных предприятий, которые тоже понесут потери.
- Какие доводы остались у правительства, чтобы убедить народ, депутатов, экспертов в том, что условия меморандума выгодны для Кыргызстана?
- Мы убедительно показали в презентации, что 50 на 50 - это выгодные условия. Совет директоров будет формироваться по нашему принципу, исполнительный орган - работать подотчетно совету директоров, и, кроме того, мы будем иметь контроль над разработкой самого месторождения. Это поставки материалов и закупки. В следующем году получим $65 миллионов плюс к тому, что мы уже получаем. С 2015 года мы будем получать $110 миллионов и достигнем $180 миллионов плюс к тому, что сегодня получаем. Мы же должны помнить историю: было 67 процентов, а что мы могли контролировать? А вот если мы создадим сейчас 50 на 50, учитывая, что в 2003 году 17,3 процента мы продали за $86 миллионов?
- Есть ли в Жогорку Кенеше люди, готовые поддержать правительство? Ведь многие предлагают отправить меморандум на доработку.
- О варианте доработки меморандума я тоже слышал, лидерам фракций я предложил поучаствовать в переговорах, но пока конкретных предложений нет. Процесс затягивания переговоров Кыргызстану невыгоден. Мы договорились, что до 1 января все решим, а с нового года начнем работать по новому, реструктуризированному соглашению. Каждый день затягивания нам обходится в $180 тысяч. Ежемесячно это $5,4 миллиона.
Если Жогорку Кенеш примет решение о денонсации, тогда надо и ответственность брать на себя. Когда наши консультанты разработали 13 вариантов, я предложил рассмотреть 14-й - о денонсации. Но в этом варианте мы понесем дополнительные расходы, поэтому все члены правительства заявили на заседании, что на такой шаг мы пойти не можем. Может быть, 50 на 50 нас тоже не устраивает, но это консенсусный вариант.
О бюджете
- Будет ли в этом году секвестирование бюджета?
- Мое правительство, наверное, войдет в историю как кабмин, начавший свою работу с секвестирования. Может быть, нужно было с самого начала назвать это оптимизацией расходов. Однако по итогам прошлый год мы закончили без долгов, самое главное - выполнили все обязательства по пособиям, пенсиям, выплатили все категориальные и выравнивающие гранты. А в этом году пойдем на сокращение расходов. Сократим транспортные расходы и прочие, все сэкономленные средства пойдут на развитие отраслей экономики. Я говорю: сократите количество получающих пособия, и эти деньги пойдут на их повышение. В сентябре в некоторых районах число получающих сократилось на 30 процентов.
- В этом году предполагается недопоступление в бюджет 600 миллионов сомов налогов.
- Это произошло из-за падения цены на золото. К сожалению, в прошлом году мы заложили за унцию $1750, а реально оказалось около $1300. Поэтому нам сейчас нужно сократить те расходы, которые не будут касаться защищенных статей.
- А почему не урезается бюджет Жогорку Кенеша?
- Считаю, эти вопросы должно поднимать гражданское общество. Гражданское сообщество может все цифры получить на сайте Минфина.
О тарифах
- Будут ли подниматься тарифы на электроэнергию и когда?
- Почему мы всех одинаково должны дотировать? Тех, кто в хоромах живет, и тех, кто в протых квартирах? К сожалению, мы не успели поднять тарифы к отопительному сезону, а это жизненно необходимо. Но это нужно делать системно и по справедливости. В 2009 году непродуманное повышение тарифа привело к тому, что все боятся подойти к этому вопросу. К концу отопительного сезона, надеюсь, наши эксперты подготовят все варианты. При этом необходимо этот вопрос широко обсудить с общественностью. Таких тарифов, как у нас, нет ни в одной стране Азии, которые имеют и газ, и нефть.
- Будет ли до конца года решен вопрос с продажей "Кыргызгаза"?
- Вопрос продажи ОАО "Кыргызгаз" решен, осталось пройти ратификацию в двух парламентах - в Жогорку Кенеше и Госдуме РФ. Однако для подстраховки мы договорились со старыми поставщиками о поставке газа по прежней цене. Есть договоренность об этом с официальными Ташкентом и Астаной.
- На обсуждении меморандума по "Кумтору" вы сказали, что "Кыргызалтын" занимается социальной деятельностью. Как будет развиваться это стратегическое предприятие, какие новые месторождения осваиваться?
- Да, действительно сегодня все предпрития "Кыргызалтына" социально направленные. Макмал добывает до одной тонны в год, а работают там полторы тысячи человек. Для сравнения "Кумтор" добывает 16-18 тонн, а там работают всего-навсего 3,5 тысячи человек. Сравните, где будет себестоимость выше. Я с населением встречался, они никоим образом не хотят закрывать предприятие. Сейчас правительство работает над тем, чтобы передать "Кыргызалтыну" месторождения поблизости к Макмалом, и этот вопрос уже решен. Мы увеличим площадь добычи на 10-15 процентов. То же самое с месторождением Терексай. Там маленький объем, но при этом к нему привязан целый поселок. С самого начала "Кыргызалтын" был социально ориентированным предприятием, направленным не на получение прибыли. Сейчас правительство разрабатывает концепцию развития предпрития, чтобы по закону передать несколько месторождений золота, меди и серебра.
- Но есть проблема с устаревшим оборудованием на этих предприятиях.
- Я не согласен с такой постановкой вопроса. На Терек-Сае оборудование с 1956 года, извлечение до 80 процентов. А на Кумторе стоит современное оборудование, и извлечение составляет 76 процентов. Когда мы говорим "старое", это не значит, что оно неэффективное. В прошлом году закрыли Иштамберды, там извлечение едва достигало 72 процентов, теперь они хотят достигнуть 78 процентов. Год они проводили реконструкцию, специалисты поедут проверят, и рудник должен запуститься.
|