У.Гортинская: Переговоры в Женеве. Иран спасает свою экономику и отстаивает право на атом 20:01 16.10.2013
В ходе начавшихся во вторник в Женеве переговоров между Тегераном и "шестеркой" международных представителей (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция, Германия) по ядерной проблеме Иран предложил развивать сотрудничество в ядерной области на условиях прозрачности и под контролем со стороны Международного агентства по атомной энергии.
Иран даже согласился на время остановить обогащение урана до 20% для снятия санкций США и Евросоюза и на внезапные посещения инспекторами ООН его ядерных объектов. Более детальные подробности представленного Ираном плана участники встречи пока что предпочитают не предавать огласке, однако американцы подтверждают, что он "абсолютно новый", а представители ЕС назвали нынешние переговоры "впервые прошедшими в конструктивном ключе".
Впрочем, определенными подробностями делятся иранские СМИ.
Итак, план состоит из трех фаз и, в частности, предусматривает такие принципиальные положения, как (1) требование к "шестерке" признать право Тегерана на обогащение урана, (2) использование различных ядерных объектов, включая исследовательские реакторы, а также (3) снятие всех санкций СБ ООН против ИРИ. При этом, со своей стороны, Иран подтверждает приверженность использованию ядерной энергии в исключительно мирных целях.
Как охарактеризовал предложение Ирана замглавы МИД ИРИ Аббас Арагчи, документ преследует цель прекратить противостояние по ядерной программе страны, поэтому и носит официальное название "Покончить с ненужным кризисом и открыть новые горизонты". Он назвал план "логичным, сбалансированным и реалистичным" и предоставляющим возможность обеим сторонам сделать первый шаг по выходу из тупика в ядерных переговорах.
И все же переговоры пока чудес не обещают. Да, по словам Аббаса Арагчи, предложение иранской стороны было принято "в позитивной атмосфере". Да, настрой представителей иранской стороны "очень серьезный" - им нужен конкретный результат, и они советуют не связывать эти предложения "с тем, что имело место на прошлых раундах".
В свою очередь, Майкл Манн, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике и политике в области безопасности Кэтрин Эштон, выразил надежду, что предложения иранской делегации смогут дать ответ на озабоченность международного сообщества. По его словам, предыдущая переговорная команда не была готова к серьезному сотрудничеству. Теперь же, по его мнению, переговоры впервые прошли в столь конструктивном ключе, "впервые столь детально обсуждались технические вопросы иранской ядерной программы".
Манн затронул и остроактуальную для Ирана проблему отмены экономических санкций. Как он выразился, новых предложений у "шестерки" нет, и до смягчения санкций в отношении ИРИ дело дойдет только в случае реального изменения позиции Тегерана. А пока что, по его словам, причины для сохранения режима санкций остаются.
Как на прошлой неделе заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, он связывает с предстоящей встречей - первой для нового руководства Ирана - большие надежды. Лавров рассчитывает, что она "положит начало конкретному движению к этой цели, цели снятия всех вопросов в отношении иранской ядерной программы". По его словам, "заявления нового иранского руководства дают основания предполагать это".
В свою очередь, замглавы МИД Ирана Аббас Арагчи предположил в интервью иранскому телеканалу Press TV, что в случае если встреча пройдет успешно, переговоры могут быть завершены "в течение шести или двенадцати месяцев". За этот срок можно снять всю остроту проблемы и перевести ее в предмет обсуждения исключительно в рамках МАГАТЭ.
Напомним, новый раунд переговоров еще не закончен. Со стороны ЕС во встрече принимает участие верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, координатор "шестерки" Кэтрин Эштон, от Ирана - глава МИД республики Мохаммад Джавад Зариф. Россию на переговорах представляет замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Последняя встреча в аналогичном формате состоялась в апреле нынешнего года и, по мнению участников, прошла безрезультатно.
Напомним и суть проблемы: как убеждены на Западе, Иран использует ядерную программу как прикрытие для разработки оружия, которым намерен этому Западу грозить. В ИРИ, в свою очередь, настаивают на том, что программа преследует только мирные цели, и сворачивать ее отказываются. В связи с этим в отношении Тегерана был введен ряд экономических санкций, действие которых ощущается Ираном все более болезненно. Экспорт иранской нефти, к примеру, упал за последние два года примерно на 60%, так как ЕС прекратил закупки, а страны Азии импорт снизили.
И если ранее давление результатов не приносило, то сейчас (когда к власти пришел Хасан Роухани - более умеренный политик, декларирующий новый политический курс), как полагают на Западе, появилась возможность "убедить" Иран.
В частности, выступая с трибуны 68-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент ИРИ подчеркнул, что ядерному оружию и оружию массового уничтожения, по его словам, нет места в военной доктрине Ирана. Как он выразился, в национальных интересах Ирана - снять любые подозрения в отношении ядерной программы страны.
Примечательна и реакция израильтян на проходящие переговоры. В частности, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, посещая учения седьмой дивизии танковых частей ЦАХАЛа на Голанских высотах, заявил:
- Будет исторической ошибкой делать скидки Ирану и ослаблять режим санкций еще до того, как эта страна демонтировала свой атомный потенциал. Иран сейчас на лопатках, и необходимо усилить режим санкций всей мощью, чтобы добиться желаемого результата.
На израильский скепсис ответил пресс-представитель иранского правительства на переговорах в Женеве Абдуль-Файзалль Амини: "Больше никто не говорит о войне с Ираном, только Израиль".
Ирина Федорова, старший научный сотрудник центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, в беседе с "Однако" выразила уверенность в том, что обе стороны переговоров заинтересованы в достижении соглашения:
- Конечно, Иран очень заинтересован в достижении соглашения и со странами "шестерки" в целом, и с Соединенными Штатами Америки в частности. Потому что основные санкции, наложенные на Иран, которые мешают развитию его экономики, - они были наложены Соединенными Штатами. И, конечно, международные санкции в рамках Совета Безопасности имеют колоссальный отрицательный эффект для развития экономики.
Со своей стороны, Соединенные Штаты и другие страны "шестерки" тоже заинтересованы в том, чтобы снять иранскую проблему с повестки дня, потому что развитие отношений с Ираном важно. Иран - это крупнейшая страна региона, которая может оказать стабилизирующее влияние при выводе войск коалиции из Афганистана. Роль Ирана в этой ситуации очень большая. Кроме того, развитие экономических связей Ирана со странами Западной Европы и вообще со всем миром выгодно не только Ирану, но и всем этим странам.
Однако что может помешать быстрому нахождению общих ответов на поставленные вопросы Ирана и стран Запада? Это очень жесткая позиция Израиля, который будет оказывать давление и на США, и на страны Западной Европы. Посмотрим, как новому президенту Ирана удастся решить этот вопрос в течение запланированных им же трех-шести месяцев.
Ульяна Гортинская
|