Д.Ювачев: Спор между жрецами и фараоном. Нур-отановское партстроительство Казахстана 08:37 21.10.2013
Данила ЮВАЧЕВ 21.10.2013,
Вот время-то летит! Мы не успели оглянуться, а позади уже, оказывается, полтора десятка съездов "Нур Отана". Пятнадцатый, состоявшийся в минувшую пятницу, многих разочаровал – тех, кто ждал важного заявления. То ли президент должен был назвать преемника, то ли отправить в отставку правительство – всем скопом... Этого, конечно, не произошло. Но съезд был интересным. Для тех, разумеется, кто умеет читать между строк (а именно так вся современная казахстанская политика и пишется – молоком между строк напечатанных когда-то книг).
Главной задачей съезда был, на мой взгляд, ребрендинг партии. Партия изменила название, избавившись от словосочетания "народно-демократическая", обзавелась новым логотипом, обрела новый программный документ, названный доктриной.
Смену названия некоторые впечатлительные особы расценили как знак того, что "Нур Отан" теперь – не народная и не демократическая партия. На самом деле, это было сделано только для того, чтобы подчеркнуть главное. А главное, что случилось с партией – она признала, что не является самостоятельной политической силой. "Нур Отан" – это партия Нурсултана Назарбаева, существует и побеждает на выборах благодаря ему, благодаря ему влияет на политику, формирует правительство, заворачивает законопроекты и рекрутирует в свои ряды все больше рядовых граждан. Об этом говорится и в доктрине – черным по белому: "Партия "Нур Отан" – это опора и главный помощник нашего Елбасы в продвижении всех его стратегических инициатив".
Да, конечно, "Нур Отан" еще и всенародная партия, и центристская партия, и такая, и сякая (читайте доктрину), но все это – производные от главного. А главное вот в чем: партия такая, потому что такую политику проводит Нурсултан Назарбаев, потому что Нурсултан Назарбаев пользуется поддержкой большинства народа, потому что Нурсултан Назарбаев возглавляет партию и ведет за собой и ее, и всю страну. "С именем Елбасы мы связываем не только исторические успехи. Его политика определяет будущее казахстанского общества и государства".
Это очевидное и недвусмысленное признание того факта, что "Нур Отан" – именная партия. Партия имени. Партия одного имени.
Не случайно и название партии на ее новом логотипе будто начертано (или и вправду начертано?) самим Нурсултаном Назарбаевым. Во всяком случае, характерные написания некоторых букв очевидно узнаваемы. И это, наверное, можно признать удачным ходом, совершенно четко доносящим главную идею всего ребрендинга "Нур Отана", если бы не беспомощные попытки добавить в лого "еще чего-нибудь". Добавили начертанные рукой начинающего художника-любителя гору как символ достижений (то ли в смысле "свернули горы", то ли в смысле "посулили златые горы"), солнце – то ли восходящее, то ли закатное, и барса как "наш ответ Чемберлену". В смысле "Единой России" с ее медведем. Вкупе вся эта нехудожественная композиция вызывает в уме стойкую ассоциацию с выражением "гора родила мышь" с небольшой поправкой – в данном случае гора родила барса.
Еще цитата (не могу удержаться): "Мы призываем к единству и сплочению вокруг Елбасы. Мы выступаем за преемственность и стабильность Курса Елбасы. Мы уверены, что только широкая поддержка политики Елбасы, связанная с беззаветным служением своему народу и своей стране, обеспечит достойную жизнь казахстанцев и процветание нашего Отечества!"
Честно говоря, этот тезис нам знаком, помните: "Мы говорим Ленин, подразумеваем – партия. Мы говорим партия, подразумеваем – Ленин"? Новизна в том, что Маяковский это сформулировал после смерти вождя, а "Нур Отан" признался лидеру в лицо, зафиксировал его роль для партии при- и пожизненно. Новизна также в том, что "Нур Отан" это признал публично, более того, начертал на своих знаменах и понес, понес, понес… Конечно, это ни для кого не секрет, ни в какой политической самостоятельности "Нур Отан" никто давно даже не подозревает, не говорю уж "упрекает". Но впервые такая крупная политическая сила делает такую мощную попытку превратить свой недостаток с точки зрения классической политологии в свое главное достоинство. В этом смысле, конечно, "Нур Отан" совершил смелый шаг, потому что иногда для того, чтобы признать очевидное, требуется незаурядная смелость и решительность.
Что ж, у них может получиться. Согласно теории маркетинга, удачный ребрендинг позволяет коммерческой компании выйти на новый уровень развития, привлечь внимание новых клиентов и увеличить лояльность существующих. Удачный ребрендинг партии – это задел на будущее, залог успеха на предстоящих парламентских выборах.
Однако помимо позитивных последствий есть и риски. Во-первых, такое сращивание партии с Елбасы рано или поздно приведет к тому, что на него будут экстраполировать все недостатки "Нур Отана" и его отдельных представителей. А значит, партия должна быть святее Папы, а она к этому явно не готова.
Во-вторых, уже сегодня трудно разобраться, где кончается "Нур Отан" и где начинается правительство, акимат, парламент, маслихат. Налог на роскошь предложил "Нур Отан" или нет? Вроде да, ведь правительство сформировано "Нур Отаном" как партией парламентского большинства. А отверг его "Нур Отан"? Опять-таки да, ибо Нурлан Нигматулин – член политсовета и глава партийной фракции "Нур Отана". Тот же "Нур Отан" поначалу принял этот закон в первом чтении, а потом вернул его как ошибочный. И когда лидер партии говорит: "Правительство должно прислушаться к мнению парламентариев", – он фактически ведь призывает "Нур Отан" прислушаться к "Нур Отану"?
Да и на том же съезде порой было трудно отделить агнцев от козлищ. В зале сидели все те люди, которые участвовали в расширенном заседании правительства на прошлой неделе. Тогда президент учинил им разнос, поднимал чуть ли не каждого и отчитывал, как ученика. А на партийном съезде фактически их же работу похвалил: рост ВВП у нас будет в этом году 6%, хотя цены на черные и цветные металлы на мировых рынках низкие. И все благодаря развитию индустриализации, малого и среднего бизнеса – тех самых, которые завалены, если судить по разговору на расширенном заседании Кабинета министров!
И только за молодежную политику Елбасы всыпал министрам по первое число, правда, не называя фамилий и никого не поднимая. Вообще, эта часть его выступления заметно отличалась от всего остального – будто ему это вписали в последний момент или просто решили добавить перчинки, чтобы ни у кого не слиплось.
В-третьих, проблема такого слияния вождя и партии заключается в том, что жизненный цикл этой партии ограничен продолжительностью политической деятельности ее лидера. Иными словами, после того как Нурсултан Назарбаев в силу определенных причин прекратит заниматься политикой, "Нур Отан" прекратит свое существование.
Главный тезис для рядовых членов партии Нурсултан Назарбаев сформулировал так: "Нуротановцы ходят среди людей, а люди все знают, ничего не скроешь!" Иными словами, он видит в членах партии, прежде всего, своего рода своих солдат, агентов влияния и одновременно соглядатаев, призванных обеспечить контроль над претворением в жизнь его политики.
Эта фраза каким-то необъяснимым образом вызвала из недр моей памяти фрагмент романа "Фараон" популярного в годы моей же юности Болеслава Пруса. Зачем? Может быть, вы поймете?
"– Можно укротить льва, купить финикиянина, снискать любовь ливийца и эфиопа... Можно тронуть сердце халдейского жреца, потому что он, как орел, парит в вышине, и ему не страшны никакие удары. Но египетского пророка, вкусившего роскоши и власти, ничем не умилостивишь. Только смерть, их или твоя, может завершить борьбу.
– Ты прав, Самонту, – ответил вместо фараона Тутмос. – К счастью, не его Святейшество, а мы, его солдаты, будем разрешать спор между жрецами и фараоном"…
|