Национальная гангрена лечится хирургическим путем, - А.Самарина 08:41 23.10.2013
Национальная гангрена
Проблемы терроризма и нелегальной рабочей силы можно решить только хирургическим путем
Владимир Путин недоволен пассивностью властей на местах в предотвращении межэтнических конфликтов. Фото РИА Новости/Reuters Вчера президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе заявил, что недоволен неповоротливостью региональных и муниципальных властей в решении национального вопроса. Вчера же он подписал закон о полномочиях и ответственности местных чиновников в этой сфере. Отныне они отвечают головой за беспорядки, подобные тем, что произошли недавно в столичном районе Бирюлево. Все эти события происходят на фоне расползающихся в обществе страхов, связанных не в последнюю очередь с терактом в Волгограде. Эксперты считают, что решить национальный вопрос в России можно путем введения визового режима и создания спецподразделений по борьбе с организованной этнической преступностью.
Владимир Путин резко раскритиковал темпы выполнения регионами новой Стратегии государственной нацполитики. Как выяснилось, планы ее реализации составили только девять регионов. Президент был в ярости: "Повторю, речь идет лишь о планах, о первых необходимых мерах, а если проанализировать конкретную работу, то картина, видимо, будет еще более удручающей". В то же время Владимир Путин против введения визового режима со странами СНГ: "Это тоже проблемный вопрос. Потому что та коррупция, о которой здесь справедливо говорили, может переместиться с рынков на границу".
Торопя чиновников, он еще утром подписал закон о межнациональных отношениях.
Путь документа от Охотного Ряда до Кремля оказался рекордно коротким – 15 октября за него голосовали депутаты. Между думским голосованием, подогретым народным сходом в Бирюлеве, и разгоном торговцев знаменитой теперь на всю страну овощебазы случился кровавый теракт в Волгограде. Сочувствие к пострадавшим переплетается в головах граждан с другим вопросом: "Неужели снова – Каширка и "Норд-Ост"…"
Насколько готовы правоохранительные органы страны к отражению агрессии?
Спецподразделения по борьбе с терроризмом действуют в России достаточно эффективно с давних пор, хотя и не являются гарантией от новых терактов. А специализированных структур по борьбе с организованной преступностью, в том числе с этнической, как не было, так и нет, отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Эксперт напоминает, что эти теневые преступные сообщества контролируют важнейшие сектора экономики целых регионов: "Под их влиянием уже и Дальний Восток – вывозятся в огромных количествах лес и рыба, что фактически блокирует их переработку на месте, препятствуя развитию региона. Он просто отдан в кормление организованной преступности, в том числе и этнической".
Задача № 1 для власти, уверен Ремизов, – создание эксклюзивных подразделений по борьбе с ОПГ. По мнению эксперта, только так решится и проблема бытовой преступности: "Чувство безнаказанности, сквозящее в поведении представителей диаспор, связано с уверенностью в силовом прикрытии".
Абсурдная ситуация: в силовом прикрытии нуждаются сегодня именно россияне. Отсутствие подобной защиты маскируется обилием законодательных инициатив, посыпавшихся в Госдуме как из рога изобилия после Бирюлева. Не успел Путин подписать закон, возлагающий ответственность за межнациональные конфликты на местную власть, как появилась свежая инициатива на фронте борьбы с нелегалами. Глава комитета по безопасности Госдумы Ирина Яровая внесла законопроект, предлагающий сократить срок пребывания иностранцев в России без визы с 90 до 45 дней.
На ресурсах ФМС гражданам предоставят возможность подавать в электронной форме заявления по фактам нелегальной миграции. Вторая ее инициатива предполагает квотирование патентов на работу для иностранцев и обязательный перечень документов для их получения: отсутствие судимости и инфекционных заболеваний, сведения о членах семьи, действующий страховой полис и т.д. На днях глава ФМС Константин Ромодановский заявил, что его ведомство работает над рядом новаций, осложняющих пребывание в стране нелегалов.
Нет сомнения, что порядок в этой сфере надо наводить. Но только ли поиском крайних среди чиновников и выдворением нарушителей, которым никто не препятствует въехать в страну, пользуясь отсутствием визового режима со странами СНГ?
Силовой подход к решению проблемы нелегалов не должен оборачиваться кампанейщиной. Фото Reuters
Власти – как нынешние, так и бывшие – отмахиваются от визовой темы под прикрытием двух основных доводов. Первый: якобы российская экономика не выживет без мигрантов. Об этом любит рассуждать экс-министр финансов Алексей Кудрин. Не объяснивший ни разу, почему отсутствие мигрантов не мешает выживать Японии, лишенной, в отличие от России, всех полезных ресурсов. Второй довод – введение виз испортит отношения России со странами СНГ.
По мнению Михаила Ремизова, оба тезиса вызывают обоснованные возражения: "Местные власти просто будут, как они и делали это раньше, всеми силами представлять межэтнические конфликты на своей территории как бытовые. А критерием признания межэтнического конфликта таковым является поведение местного населения – соберется ли оно на сход.
Почему власть так упорно открещивается от визового режима со странами СНГ? Перевешивает ли польза от нынешних отношений с соседями вред бесконтрольного проникновения в страну потенциальных и реальных нарушителей российских законов?
Михаил Ремизов уверен, что интересы российского бизнеса там, где они нарушались, и будут нарушаться. Он приводит в пример выдворение из Узбекистана российских операторов сотовой связи – местные власти сделали это "не моргнув глазом". В основе нынешних отношений России со странами СНГ, утверждает эксперт, лежит система договоренностей с местными кланами: "Если они дают зеленый свет российскому бизнесу исходя из собственных интересов, то бизнес работает. Если не дают, то не работает. Ни наличие, ни отсутствие визового режима здесь ничего не изменит".
Вероятно, предполагает Ремизов, российские власти опасаются осложнений на почве военно-стратегических связей: "Есть база в Таджикистане. Обсуждается вопрос о строительстве военной базы в Киргизии. Но Россия сама выступает донором безопасности для этих режимов! Ведь это и в их интересах, чтобы в обстановке дестабилизации ситуации в Афганистане российские военные присутствовали в их регионах. ОДКБ будет работать в этом направлении независимо от того, будет ли у нас визовый режим с соседями".
Национальный вопрос в России не имеет однозначного ответа, считает президент Центра политических технологий Игорь Бунин: "Должны приниматься системные меры. В той коррупционной схеме, которая существует у нас в сфере миграции, введение визового режима вряд ли спасет. А предупреждение терактов не срабатывает ввиду плохой работы ФСБ". Отказ от визового режима – стратегия Путина, которому кажется, что в этом случае страны СНГ разбегутся, замечает Бунин. Главная проблема миграции, подчеркивает эксперт, – в коррупции силовых и административных структур: "Это особенно видно по Бирюлеву. Непонятно, кому рынок принадлежал, непонятна схема взаимоотношений его хозяев с местной властью. Вторая проблема – незащищенность граждан: взрыв эмоций у людей, выброшенных из общества, но сохранивших соседские связи и готовых к мобилизации под влиянием какого-то события. Когда, например, соседа убивает чужой, нарушающий местные традиции и обычаи. Надо лечить больное общество. Есть проблема фрустрации общества и столкновения двух разных культур".
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Николая Петрова, власть находится в тяжелом положении: "Она живет на очень короткую перспективу. Решения серьезной проблемы, связанной с миграцией, власть не в состоянии предложить, потому что она видит только завтрашний день. Она пытается использовать ксенофобию и даже отчасти ее подталкивает своими же заявлениями. Не осознавая, что через год-два это вернется к ней бумерангом. Пока не будет разорван этот порочный круг, мы будем наблюдать постановочную телевизионную суету".
Пока же, считает Николай Петров, российская власть пытается усидеть на двух стульях: "Путин не может показать себя русским националистом, потому что есть еще и антирусский национализм. Представители и тех, и других – его подданные".
Александра Самарина
23.10.2013
|