КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 25.10.2013
23:31  Швейцарский сыр экс-мэра Алматы Храпунова, или Здрасьте, это снова я, иррациональный борец с режимом, - dialog.kz
21:14  В Киргизии задержан глава "Газпром нефть Азия" Болот Абилдаев. По делу "Кумтора"
20:24  Национально-конфессиональный раскол в России может закончиться диктатурой, - Э.Ханымамедов
20:09  Казахстанский Зыряновск: как выжить на ртутной бомбе! - Г.Вологодская
19:37  Эрдоган и Тегеран. Возвращение к диалогу, - Д.Хакимов
18:31  Соцзащита Кыргызстана: амбиции & эмоции, - А.Бенгард
18:27  Отопительный сезон 2013/2014 в Кыргызстане. Спасайся кто может? - Ю.Костенко

18:21  Что Путин, Лукашенко и Янукович приготовили на "кухне" СНГ, - "МК"
13:51  Византийский историк Менандр Протектор о согдийцах в Семиречье (история), - В.Мокрынин
13:46  Главе Пограничной службы Киргизии К.Матенову предъявлено обвинение в мошенничестве
13:38  Некомпетентность Рахмона-младшего вредит тадикскому футболу, - Еurasianet
13:36  Какие права нужны казахстанским геям, - Д.Лиллис
13:21  Казахские адайские скакуны Чекист,Уштоган, Жары и Жас Акканат выиграли "Кубок Содружества-2013"
13:10  Визовый режим для гастарбайтеров в России: за и против, - Ю.Вишневецкая
13:06  Алименты с гастарбайтера. Обратная сторона таджикской трудовой миграции, - Г.Фасхутдинов
12:31  Конец "дангаринского колхоза". Созданная таджикской "элитой" пирамида власти является неустойчивой, - А.Грозин
12:26  Таможенный союз: плюс – Турция, минус – Украина, Индия – в уме? - А.Дубнов
12:24  Таджикские военные пообещали уйти с занятого ими кыргызского нефтеучастка Катта-Туз
12:18  "До декабря 2016 года доработаем, там еще посмотрим", - Нурсултан Назарбаев опроверг слухи о плохом состоянии собственного здоровья
12:12  Кумтор – инструмент влияния США на Кыргызстан, - Р.Мурзагалеев
12:01  Власти выгодно поддерживать националистов. Дружным казахским хором.., - М.Нурыпбаев
11:53  Олжас Сулейменов: Кто мы? Племена, которые в XVI веке войдут в другие союзы (ногайский, узбекский, казахский), в то время еще будут считаться кипчаками
11:49  Большой шаг к Евразийскому Союзу, - А.Беляев
11:21  Pussy Riot по-казахстански. Костанайская ню-модель Чира Ковальски (фото) снялась топлес в "священном" ущелье, алтайцы протестуют
10:00  Как сирийские исламисты играют на руку Асаду, - Джеймс Трауб
09:54  Становится ли Россия мусульманской? Ответ Пайпсу, - Марк Адоманис
09:43  Интеграциозные процессы. Обозначились контуры Турецко-Сирийско-Индийско-Советского Союза, - репортаж из Минска А.Колесникова
09:41  Содружеству продлили срок дружбы. Главы МИДов подготовили саммит СНГ, - П.Тарасенко
09:35  Парламент Киргизии постановил торжественно отметить 100-летие антиправительственного восстания 1916 года
09:30  Тройной компромисс. Лидеры РФ, Казахстана и Белоруссии пообщались без свидетелей, - "РФ"
09:05  "Невидимые фронты" идеологических войн Казахстана, - К.Татиля
08:31  Жансегиров пошел... КНБ Казахстана все-таки нашел следы казахстанцев, отправившихся воевать в Сирию
08:16  По следам Мишико. Как убили Грузпремьера Зураба Жвания, - М.Григорьев
07:47  США и Израиль не поделили иранский атом. Еще один союзник ставит под сомнение дипломатию президента Обамы, - С.Строкань
06:23  США и кибервойны. Часть 4, - В.Платов
00:45  Д.Ашимбаев: Вся президентская конница. Ключи от будущего Казахстана лежат в прошлом
00:32  КырДепутатов обвиняют в мародерстве, - С.Кожемякин
00:14  Союзников в Афганистане ждет кровавая зима. НАТО торопит Кабул с поствоенными соглашениями, - Д.Цилюрик
00:10  Президент Киргизии проигнорировал встречу в Минске. Бишкек ломает спроектированный Москвой формат Таможенного союза, - "НГ"
00:04  Кыргызстан хочет больше преференций при вступлении в Таможенный Союз, - Д.Михайличенко
Четверг, 24.10.2013
23:47  Кто Вы, сеньор Педро? Представитель ОБСЕ ополчился на Казахстан, - Б.Алекперов
19:56  От Москвы рыночной к Москве Державной, - Р.Устраханов
19:27  Турция просится в Таможенный союз, Индия хочет от ТС договор о зоне свободной торговли
18:48  Н.Назарбаев предложил распустить ЕврАзЭС
18:34  Кыргызстан. Инертность власти на руку экстремистам, - Т.Ускумбаев
18:31  О деградации мировой экономики и распаде на зоны: как это будет, - М.Хазин
18:27  К героиновому рекорду Афганистана: США оставляют у границ РФ наркоимперию массового поражения
17:46  Иран, российские ВВС и газ Северного моря, - Иран.ру
17:40  Жучкины дети. Депутат Алымбеков извинился перед Кырпремьером Сатыбалдиевым за сравнение его с собакой
17:23  Таджикистан. Гримасы трудовой миграции, - О.Зоиршоева
16:14  Американская исключительность - поучительные уроки истории, - Newtimes.az
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
Олжас Сулейменов: Кто мы? Племена, которые в XVI веке войдут в другие союзы (ногайский, узбекский, казахский), в то время еще будут считаться кипчаками
11:53 25.10.2013

Кто мы?

Одной из самых интересных и нужных мне книг по истории казахов оказался небольшой, плохо изданный сборник полевых заготовок этнографов Вострова и М.Муканова. Кажется, назывался он "Родоплеменное расселение казахов". (Инициалы Вострова не запомнил. Муканова звали Марат. Он был сыном писателя Сабита Муканова.)1

Книжка вышла в 60-х годах. Мизерным тиражом. Мало кто прочел: никакой реакции на нее в академических изданиях не было. Но после событий декабря 1986 года она получила неожиданную одиозную известность. Потому как была упомянута в каком-то важном докладе. В книге этой приводились гербовые знаки большинства племен и многих родов. Напоминание о них, оказывается, могло способствовать расколу казахского народа, который идеологам представлялся, видимо, некоторым монолитом. Посему книгу наверняка изъяли из академической библиотеки (в другие-то она едва ли попала).

Я не расставался с ней долго. Она выдержала несколько переездов до последнего. Большинство гербовых знаков и их названий помню.

Радуюсь, что у нас пока сохраняется это уникальное явление культуры – родовые гербы, являвшиеся во времена кочевничества знаками собственности этноса. Ими клеймили лошадей, чтобы табуны родов не путались с чужими и не присваивались. Гербы высекали на валунах, скалах, обозначая границы пастбищ и районов расселения. Таково, думаю, происхождение гербов всех древних государств. Большинство новых гербов придуманы недавно, с обретением государственности, и не выражают уже никакого исторического содержания, кроме амбиций художников и высокопоставленных заказчиков.

Материалы этой книги помогли мне понять механизм образования этнонимов – имен родов, племен, целых народов. Очень простой механизм. Люди называли род по имени родового (племенного) герба. Помню простые гербовые знаки (тамба), впервые увиденные в собрании Вострова и Муканова:

-ойык, I- тiлiк, – yш-тамба, +- торт-тамба. Буквальные значения этих названий: ойык -"круглый вырез", "вырезанный круг" (от глагола ой -"вырезай круг"); тiлiк - "черта, полоса, ленточка" (от глагола тiл - "полосни, порежь острым"; yш – 1) "три" 2) "острие"; торт – "четыре"2. Тамба – "знак" (от танба, произошедшего от глагола тану – "узнавать"). В Алма-атинской области обитают казахи, происходящие из родов, которые имеют именно эти гербовые знаки, и соответственно называются Ойык, Тілік, Yш тамбалы, Торт тамбалы ("имеющие знак трех", "имеющие знак четырех"). Очень древние имена3.

Мне удалось расшифровать и гораздо более сложные примеры. В той же области давно "прописано" большое, древнее племя жалайыр. Его герб – Трезубец. Думаю, что и здесь название герба стало именем племени.

Прочитывается и некий исторический сюжет. Два рода, имеющие похожие гербовые знаки, называют их по-разному: – айыр -"вилы", "трезубец". Другой родственный народ, кочующий рядом, имеет тамбу похожую, но стилистически отличающуюся, скажем , что позволило и назвать ее иначе. На трезубец этот знак уже не походил, напоминал нечто развевающееся, потому и назван был жал - "грива".

Похожесть знаков приводит к объединению родов. Вырабатывается общий герб, названия прежних сливаются в одно слово жалайыр ("грива – вилы"). Имя герба станет названием племени, появившегося от слияния родственных родов.

Одна из самых сложных и неразрешимых проблем языкознания – выяснение происхождения этнонимов. Никто еще не смог ответить на вопросы – что означали слова Рус, Прусс, Поляк, Славян, Серб, Хорват, Чех, Латвия, Литва, Германия, Китай и тысячи других, ставших именами народов.

Я думаю, авторам этимологических словарей надо бы иметь книгу Вострова и Муканова в качестве настольной: она бы помогла понять, что большинство этнонимов сначала были названиями письменных знаков или предметов, изображения которых становились гербами родов-племен. Гербы изменялись, но наименования первых укрепились в памяти и в традиции. Земледельческие, оседлые народы не запомнили свои гербы. Только скотоводы-кочевники не забыли, потому что приходилось ими постоянно пользоваться в повседневности, клеймя скот и меняющиеся границы пастбищ. А такие знаки собственности не менялись тысячелетиями. Поэтому собрание племенных гербов скотоводов-кочевников может иметь большое значение не только для этимологии этнонимов, но и для языкознания и истории письма в целом.

Культура Трезубца

Трезубец – один из двух самых первых знаков солнца ( ), созданных в верхнем палеолите, около 50 тысяч лет назад. В древнем мире в историческое время (а оно, как договорились считать, начинается с первого письменного памятника, то есть с глиняных книг Шумера – в IV тысячелетии до н.э.) оба солнечных знака и их многочисленные художественные варианты использовались в качестве гербов государств солнцепоклонников. Можно предположить, что разность этих форм стала причиной разногласий, соперничества, борьбы первых племен за утверждение истинности именно своей версии символа Верховного божества (как ныне соревнуются Крест и Полумесяц). Стилевое различие породило два основных направления развития культуры раннего человечества. Сторонники каждого из них внесли свой вклад в цивилизацию. Одни изобрели лук со стрелой, тычковое земледелие и перешли от охоты к скотоводству, другие создали колесо и поворотные механизмы. В III тысячелетии до н.э. возникает культ Юного Солнца, и сторонники круглого божества начинают мигрировать на восток (от Средиземного моря) на поиски родины Солнца. В западной части древнего мира коренятся в основном сторонники Трезубца. Тысячелетия борьбы как формы активного взаимодействия привели к метисизации культур обоих направлений. Осколки этого сложного процесса зримо представлены в собрании родо-племенных гербов казахского народа. Однако в этно-государственной символике нашей особенно заметно проявление культуры Трезубца.

I

Однажды Трезубец становится гербом союза уже не только двух родов, но многих тюркских племен, целого государства. И выглядит он уже болеее воинственно. Пофантазируем: или сокращенно

В названии появляются изменения. Уже не "Грива – Вилы", а описательное – Уч ок – "Три стрелы" (в текстах Орхона-Енисея VIII-го века упоминается союз племен под таким названием. Произношение тюрков-огузов или карлуков). Но казахи продолжают свою работу над гербом, названным как Три стрелы. Тогда ли возникает иносказательное казахское наименование этого варианта знака: Yш жyз – "Три острия"?

Но можем смело утверждать, что это определение уже не племенного союза, а государства: тройственная структура была присуща модели государства. Примеры такой структуры известны в мировой истории.

Возможно, в какой-то период под влиянием амбиций правящих сил нарушается равновесное положение "острий": ( )

Тогда появляется титульное подразделение союзов племен, по величине или степени значимости для государства: Yлы жyз (Великое острие), Орта жyз (Среднее острие), Кiшi жyз (Малое острие). Такая разбаласированность могла послужить одной из причин крушения того государства.

Слово жyз в казахском языке имеет еще одно значение – "сто". Поэтому народная этимология (после распада государства и утраты гербового знака) эту последнюю семантику приняла как единственную и поняла Yш жyз – "Три сотни". Разделив народ на Великую сотню, Среднюю сотню и Малую сотню, что тоже не способствовало единению4.

II

В знаке Трезубец у Трех Стрел или Трех Острий была общая основа. Племена, отнесенные к паралельным Стрелам, Остриям, хотя и были обособлены, чувствовали родство друг с другом. Примитивное понимание метафорической символики "Три стрелы" – "это союз трех племен" – мог привести к упрощению символа с потерей общей основы: = III

Тогда рождается арифметическая традиция называния союзов строго по количеству объединяющихся племен. От этого времени сохранились у казахов подразделение Жетi ру ("Семь племен").

А затем, когда объединились десять племен, появляется в древне-тюркских текстах термин Он ок – "10 стрел". И можно представить, каким был графический символ этого объединения: он состоял, скорее всего, из десяти штрихов, не соединенных между собой.

Два стилета (кипчак)

Где-то ближе к началу средневековья умному грамматисту пришла в голову идея предельно упростить формулу союза множества племен, выразив ее двумя параллельными чертами-единицами. Логика такого знака опиралась уже на опыт обозначения больших величин в культурах Древнего мира. Когда человек освоил пятиричную систему исчисления ("пять" – это число пальцев на одной руке), пятерка выражала синхронно и понятие "много". Прибавление еще одного пальца-единицы к пятерке считалось "очень много".

Число пальцев на всех четырех конечностях – "предельное множество"; прибавление к двадцатке еще одного пальца-единицы (20+1) – "запредельное множество".

Потом, по мере развития человека, предельным множеством станет тысяча. 1000+1 = "запредельное множество". Еще не знали чисел миллион, миллиард, но и тогда прибавление единицы означило бы запредельность. (Это, кстати, и о роли Личности в любом миллионном или миллиардном народе).

Изобразить величину "много", оказывается, можно было еще одной графической метафорой. Прибавить к единице другую единицу, и это для примитивной арифметики – два, а для образно мыслящего – больше чем один, т.е. много. И так понимать необязательно было всем, достаточно – первым. "Остальные – поверят!"

Так, думаю, возник гербовый знак союза племен II, получивший несколько наименований. Огузо-карлуки, считаю, назвали его iкi -пчак – "два стилета (тонких ножа)". В процессе освоения в разных племенах сложное слово слилось в лексический монолит – кипчак (огузск., карлук.). Название герба стало названием союза племен. До создания империи Чингисхана (до XIII века) союз занимал степи от Монголии до Дуная. В персидских документах это пространство выступало под именем Дешт-и-Кипчак ("Степь кипчакская"). Племена, которые в XVI веке войдут в другие союзы (ногайский, узбекский, казахский), в то время еще будут считаться кипчаками.

В начале 60-х я нашел в истории "Левобережной Украины" рассказ о том, как генуэзцы воровали кипчакских мальчиков и продавали их на невольничьих рынках в Крыму. В то время кипчакские юные рабы ценились дороже остальных. Приводился "прейскурант": кипчак – 120 динар, албанец (так называли тогда азербайджанцев) – 90, черкес (северный Кавказ) – 70. Другие кавказцы в "прейскуранте" не упоминались.

Кипчакских мальчиков увозили в Египет, которым правили османские султаны, учили военному делу и формировали из них воинство мамелюков – личную гвардию султана. Однажды мамелюки сместили султана, захватили трон, возвели на него своего кипчака по имени Уак. Затем его сменил Бейбарс. Он прославился тем, что разгромил монголов, не пустив их в Багдад, в Иерусалим и Египет. Его собственный паспорт: "Я – Бейбарс, ат-тюрк, кипчак из рода берж". Называлось личное имя, название супер-этноса, союзное имя и этноним.

Эти кипчаки правили Египтом до XIX века, пока Наполеон не подвел черту под их многовековой "командировкой". Корсиканец сформировал из египетских кипчаков боевой корпус и вошел с ним в Москву. Сергей Марков, один из моих литературных учителей, написал в 30-х годах рассказ о том, как он присутствовал при раскопках на Поклонной горе в Москве. Наполеоновских воинов из кипчакского корпуса, павших при штурме города, похоронили в мундирах, при всех регалиях и наградах. И у каждого на пальце руки писатель увидел серебряный перстень с изображением кипчак­ской тамги – двух вертикальных черточек.

О своем открытии кипчаков в украинской истории в конце 60-х рассказал писателю Морису Симашко. Он создал повесть о Бей-Барсе "Емшан" (посвятил ее мне). Написали сценарий, "Казахфильм" снял неудачную картину. В Атырау акимом стал Имангали Тасмагамбетов, он успел поставить памятники Исатаю, Махамбету и Бейбарсу – все из племени берш (сам Имангали из другого). Конечно, рад, что нам удалось поучаствовать в восстановлении еще одного имени в истории казахов. Не так их много еще, а в тринадцатом веке всемирную известность получил пока всего один – "кипчак из рода берж".

Слово кипчак не казахи произвели. Казахское произношение кыпшак - искажение огузо-карлукского оригинала: *iкi -пчак > кiпчак. Если бы казахи назвали знак II "екi -пшак" ("два ножа"), то, согласно законам сингармонизма, мы бы в лучшем случае имели: *екi -пшак > кiп щек.

…После развала кипчакского союза некоторые племена, входившие в него, сохранили общесоюзный герб в качестве своей племенной тамги (тамбы). Союзное имя становится этнонимом. История развела эти племена по разным регионам. Мы встречаем кипчаков в Центральном Казахстане (Тургай. Амангельды Иманов был из кипчаков). В составе каракалпаков есть такое племя, среди узбеков, на Кавказе, у туркмен (и первый президент, и нынешний, говорят, из села Кипчак).

Две стрелы (косок > касак)

В книге Вострова и Муканова кипчакскую тамгу сами казахи называют "кос алiп", т.е. "пара алип" (первая буква арабского алфавита – *alif, в казахском произношении – алип. Арабская альфа изображалась вертикальной чертой). Но казахи Тургая арабскую грамоту узнали, наверное, не раньше XIX века.

Как бы этот знак казахи назвали, скажем, в орхонские времена, когда звучали Уч ок (Три стрелы), Он ок (Десять стрел)?

Вполне допускаю: II- кос ок (пара стрел). Во-первых, потому что слово кос несет в себе значение более содержательное, чем "пара": кос – 1) "соединяй" 2) "соединение", "объединение" и только потом 3) "пара". Поэтому кос ок могло выражать союзное содержание получше, чем если было бы названо "две стрелы".

В русских летописях упоминается событие XI века: князь Мстислав и хан косогов Редедя (Ер-деде) договорились обойтись без битвы, а отношения выяснить в поединке на глазах своих воинов. Так и случилось. Повезло Мстиславу ("иже зареза Редедю пред полки косожские"), и войско Редеди без боя перешло под руку русскому князю.

Интересует, конечно, и это рыцарское правило, и этноним, впервые встреченный. Но косог или косок, все-таки, было в ед.ч.? В казахском (и некоторых других тюркских языках) глухой гортанный согласный [к], оказавшись в интервокальном положении (между гласными), озванчиваясь, часто превращается в [г]. Например, ок - "стрела", огы - "его стрела", ек - "сей", "сажай"; егiн - "посеянное, выращенное" и т.д. Этот рефлекс передался и древнерусским диалектам (бедняк - бедняга), и благодаря знанию этого нюанса, пока неизвестного славистам, можно было бы понять не только то, почему турецкое слово алачук - "бедное, маленькое жилище" при освоении русскими превратилось в лачуга, с озвонченным гортанным. Римские писатели I-II веков, говоря о народе, кочующем в придунайских степях, называли его jazyges, употребляя суффикс множественного числа. Кириллицей этот этноним можно передать как языги. Этимологии термин поддается: тюрки-огузы называют степь и сегодня jazyk буквально – "разглаженное", "ровное" от jaz -"разглаживай". Известно ли было славянам это слово? Наверное. Степняков-тюрков, скорее всего, и называли язычник, кличкой, которая в века христианства обрела дополнительное значение – "нехристианин" (нехристь), ставшее основным. Но это после X века, когда русичи приняли православие. А в самую раннюю пору могла прозвучать обобщающая кличка языги (*язык-и) – "степняки". Это слово может свидетельствовать о славянском произношении тюркского термина в I-II веках, доказывая, что не только это слово, но и эти языки в то время и в том районе уже звучали (на несколько веков раньше, чем предполагает современная наука).

Этноним *косок в древнерусских летописях в форме единственного числа не встречен, но теперь, зная о приведенном рефлексе, мы можем его восстановить из форм "косоги", "полки косожские".

Моя этимология: II кос ок - "пара стрел" – герб племенного союза. Возможно, именно это слово, после расставания со знаком, стало основой для диалектных преобразований *касак, *ак кас (хаккас, хакас), кашак, казак, кайсак… Азербайджанцы произносят газах. (В "Слове о полку Игореве" Гзак – имя хана, который вместе с Кончаком участвовал в ответном набеге на Русь после похода Игоря и Всеволода. Гзак – личное имя или этноним? В летописи одно путается с другим: часто этноним становится антропонимом. Например, говорится о хане Башкорте. А он мог быть ханом башкортов (башкиров). Так и Гзак мог оказаться предводителем гзаков (казаков). Ближе всех к истокам слышится таджикское окающее произношение – козок. И узбеки так говорят. Но такая переогласовка, конечно, вторична.

…Исследуя пути этого звукосочетания, надо допускать, что в какие-то периоды косок/касак могло быть буквенно записано и прочитано теми, кто глухой свистящий (с) между гласными обязан прочесть как звонкий (з). Так поступают, например, на западе, начиная с латыни. Итальянец прочтет kasa - "дом" как каза. Известная фамилия Казанова – "новый дом", пишется Kasanova. Азия пишется только кириллицей, во всей Европе только Asia, хотя читается – Азия.

Почему мы думаем, что древние казахи не бывали нигде, кроме Центральной Азии? Кочевник в прошедшие тысячелетия всю землю обошел. Наверняка его имя писалось и латинским шрифтом, и греческим, и иероглифами.

Балкан, Балкан, Балкан-тау,

Мен де онда болган тау

(Балканские, Балканские, Балканские горы,

И я там бывал).

Эту народную присказку казахи сочинили не в 1945 году.

Народная этимология особенно активно поработала над другой формой этнонима казак, разложив его на два слова: каз ак – "гусь белый", то есть "лебедь". Гуся и лебедя народ тогда и возвел в ранг священных птиц-тотемов. Все гусино-лебединое приближено к идеалу красоты. Великого оратора называют "Каз дауысты Казыбек" – "гусиноголосый Казбек". Если хотят описать красавицу с гибкой шеей, скажут "каз мойынды" – "с шеей, подобной гусиной". Я уверен, что и ходить вперевалку, как гусь, для хана или бая считалось престижным.

Византийцы называли кипчаков "куман" (Словарь кипчакский – "Кодекс куманикус" XI век)6. Возможно, связано с ку – "лебедь" (каз.). В русских народных сказках и в "Слове о полку Игореве" гуси-лебеди олицетворяют злую силу. Наследие эпохи Ига?

Все это придется изучать, рассматривая значения образов, произведенных народной этимологией, при анализе терминов, бывших нашими этнонимами в прошлом.

(продолжение следует)

г. Париж

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1Востров В.В., Муканов М.С. "Родоплеменной состав и расселение казахов" (конец XIX – начало XX в.) ),- Алма-Ата "Издательство "Наука" Казахской ССР", 1968, 255 с. (от редактора).

2В "1001 слове" в главе "О цифрах" будет излагаться версия происхождения знаков числительных (шумерских, китайских, арабских и др.), мы поговорим и о тюркских цифрах. Несколько древнейших обнаруживаются в числе казахских родовых знаков.

3В этимологическом словаре "1001 слово" приводятся этим словам буквальные соответствия из шумерского языка.

4Случайно ли, что в Евразии рядом возникают два государства с тройственной структурой – Великий, Средний, Малый жузы и Великая, Белая и Малая Русь?

5В 50-х годах, еще при жизни Сталина, "Грузия-фильм" выпустила интересную картину "Мамелюки". Обо всей этой истории, но с поправкой: вместо кипчаков на египетском троне оказались грузины.

6Возможно, "тюркское чередование" – б/м позволяет сблизить куман и Кубань как название территории, когда-то населенной племенами куман (кубан).

Олжас СУЛЕЙМЕНОВ

25.10.2013

Продолжение. Начало в №41

Источник - camonitor.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1382687580


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх