Ташкент решил не сжигать мосты? - С.Кожемякин 19:54 14.11.2013
Узбекистан не исключает возможности вступления в Таможенный союз. Об этом стало известно по итогам переговоров спикера верхней палаты узбекского парламента Илгизара Собирова с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко. Новость можно отнести к разряду сенсационных, ведь на протяжении нескольких лет Ташкент последовательно дистанцировался от всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
ЗА ДВАДЦАТЬ с небольшим лет, прошедших с момента развала СССР, Узбекистан несколько раз радикально менял свои внешнеполитические симпатии. До 2005 года республика наряду с Киргизией являлась стратегическим партнером США в Центральной Азии, на территории Узбекистана находилась американская военная база "Карши-Ханабад". С 1999-го Ташкент входил в ориентированную на Запад Организацию за демократию и экономическое развитие. В широком обиходе этот блок именовался ГУУАМ - по первым буквам названий входящих в него государств (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Однако после беспорядков в Андижане в мае 2005 года взаимоотношения Узбекистана с Западом сильно охладели. США и Евросоюз ввели в отношении Ташкента санкции. В ответ власти республики потребовали от американцев вывести военную базу и переориентировали внешнюю политику на Москву и соседей по региону. В 2006-м Узбекистан восстановил свое членство в Организации договора о коллективной безопасности, прерванное в 1999 году, а также присоединился к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС).
Однако этот этап продолжался недолго. На фоне восстановления отношений с Западом Узбекистан снова сменил курс. Сначала, в 2008 году, Ташкент объявил о приостановке своего членства в ЕврАзЭС, мотивировав это решение сомнениями в эффективности деятельности межгосударственного объединения. А в декабре 2011-го президент республики Ислам Каримов официально заявил о своем скептическом отношении к любым интеграционным проектам на постсоветском пространстве. Выступая по случаю Дня Конституции, он подчеркнул, что "за последнее время на постсоветском пространстве активизируются силы, которые… стремятся путем различных вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому, забывая при этом о тоталитарной сущности советской империи". А потому, заключил Каримов, Узбекистан не будет присоединяться к межгосударственным объединениям, которые выходят "за рамки экономических интересов и приобретают политическую окраску и содержание". Следствием выступления президента стал выход Узбекистана из состава ОДКБ.
После этого отношения Ташкента с бывшими советскими республиками осуществлялись на двусторонней основе. Правда, в прошлом году Узбекистан объявил о присоединении к зоне свободной торговли СНГ, но официально Ташкентом договор до сих пор не ратифицирован. Поэтому заявление спикера верхней палаты (сената) узбекского парламента, без преувеличения, наделало шума. По итогам переговоров с Матвиенко Илгизар Собиров провел встречу с журналистами. На вопрос об отношении Узбекистана к перспективе присоединения к Таможенному союзу он ответил, что Ташкент относится к этой идее положительно.
Со своей стороны, спикер Совета Федерации сообщила, что возможность присоединения к Таможенному союзу рассматривает также Индия, а с Вьетнамом ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли. "Узбекистан, который связан со странами Таможенного союза историей, общей экономикой, конечно, тоже заинтересован в работе на этом рынке", - отметила Матвиенко, но тут же уточнила, что никто ни на кого давить в этом вопросе не будет. "Каждая страна принимает решение об участии в такого рода объединениях исходя из интересов своего народа", - заявила она.
На основе одного заявления делать вывод об изменении направления внешнеполитической стратегии Узбекистана, конечно же, нельзя. Возможно, что слова Собирова были адресованы в первую очередь не Москве, а Западу, от которого Ташкент с помощью такой своеобразной угрозы хочет добиться определенных уступок. Не исключено, однако, что узбекское руководство решило подстраховаться на случай негативных изменений ситуации в регионе. Нестабильность в соседнем Афганистане и весьма зримые перспективы возвращения к власти талибов могут заставить Ташкент пересмотреть привычную политику сжигания мостов. Полагаться исключительно на Запад в этих условиях неразумно, а потому в Узбекистане решили не рвать последние нити, связывающие республику с постсоветским пространством.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: "Правда", №126 (30044) 15-18 ноября 2013 года
|