Кыргызстан не на жизнь, а на смерть борется с Голливудом за зрителя, - Э.Абдыжапаров 08:44 16.11.2013
Эрнест Абдыжапаров: Кыргызстан не на жизнь, а на смерть борется с Голливудом за зрителя
Днем рождения кыргызского кино считается 17 ноября 1941 года, когда был подписан указ о создании "Фрунзенской студии кинохроники", позже переименованной в студию "Кыргызфильм". Первый цветной фильм в республике "Салтанат" был снят в далеком 1955-м. Выходит, в 2013-м году мы отмечаем 72-ю годовщину отечественного кино. В канун этой даты собеседником ИА "24.kg" стал известный отечественный режиссер Эрнест Абдыжапаров, с которым мы решили вместе поразмышлять о том, какой он, наш современный кинематограф.
- На днях вы представили в прессе статью "Интриги кыргызского кино". Если принять вашу точку зрения, получается, что интрига - двигатель кинопрогресса?
- Не совсем... В эпилоге я отметил, что эта статья утрированная. Двигателем прогресса являются вдохновение, творчество, созидание! Интриги, к сожалению, опутывают всякое стремление к красоте и гармонии. Единственный способ бороться с ними - облагораживать их.
- Не думаете ли вы, что, придавая этому отвратительному слову "интрига", цитирую вас, "хоть какой-то положительный смысл", вы словно оправдываете нешуточные процессы, происходившие в киносфере КР в последние два десятка лет?
- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Но могу развить мысль. Как только люди искусства начинают группироваться и писать доносы против другой группы людей искусства, прикрываясь громкими лозунгами о спасении искусства, это значит, что среди них есть кто-то, получающий огромное удовольствие от склок, интриг и революций. Как правило, он очень мил, вежлив и воспитан. Никто и никогда не узнает автора совершившейся ссоры, драки, переворота. Ибо не он бегал по площади и не он требовал справедливости. Он всего лишь размышлял шепотом за чашкой чая при "случайной" встрече с одним приятелем, потом с другим, а потом со всеми по отдельности, используя такие обороты речи, как "бытует мнение", что государственные деньги разворовываются, "говорят", что шеф берет взятки, "есть люди, которые видели", "ходят слухи", "все видели". Спросите его, кто именно это сказал, и он тут же сменит тему. Нет такой интриги, мордобоя или войны, за которым не стояла бы третья сторона. Две стороны всегда договорятся, если нет третьей - провоцирующей. По таким сценариям рушились целые цивилизации. Что уж говорить про наше кино...
- Многие из тех, кто имеет отношение к кинематографическим кругам в КР, сейчас склонны выяснять, каким должно быть отечественное кино и по какому пути ему предстоит двигаться. А как вы считаете, на кого оно должно быть ориентировано - на высоколобых интеллектуалов или рядового массового зрителя?
- Вы действительно считаете, что высоколобый интеллектуал и массовый зритель - это разные категории общества? По-моему, это из терминологии того же самого "шептальщика", который приводит простую арифметику: чем популярнее фильм, тем он хуже! А как же быть с Чаплиным, понятному от мала до велика, субъектом исследований тончайших ценителей искусства, гением на все времена в любой точке мира? Мое искреннее убеждение, что термины "авторское" и "коммерческое" кино изначально были запущены в оборот с определенным намерением, которое уже дает свои плоды в виде оттока самых талантливых режиссеров в лабораторные дебри экспериментов, что сильно поощряется фестивалями, а зрители отданы на откуп дельцов от кино. Наши киноведы всего лишь констатируют факт процесса деградации массового зрителя и уже не видят в нем органов восприятия эстетического наслаждения. В подтверждение своих слов я бы привел в пример иранский кинематограф. В Иране "массовый зритель" ходит только на "авторское" кино. Они сумели сохранить и воспитать у своего народа высокий эстетический вкус.
Как-то мы говорили о государственном финансировании, и мой коллега стал меня убеждать, что государство должно поддерживать "авторское кино", а "коммерческое" само выживет. Я спросил его, сможет ли он описать, какое оно, это "авторское кино". Он попытался обрисовать общепринятой на этот счет фразой: "Ну, это когда фильм снят долгими планами, а в них зашифрованы мысли и идеи, которые зритель расшифровывает". А как же быть с Жаном Люком Годаром, которого считают выдающимся режиссером авторского кино, хотя именно он начал ломать "пространство" и стал зачинателем клипового мышления? Ведь в клипах тоже зашифрованы какие-то мысли.
Выскажу свою точку зрения на этот счет. Любое кино, снятое любым человеком, является авторским по одной простой причине: он - автор своего произведения. И всякое художественное произведение является коммерческим, ибо автор создает его в обмен на внимание, похвалу, награду, вознаграждение, успех. Даже великий Тарковский, обремененный божественным провидением, пытался быть понятным широким слоям общества, облекая свои послания в популярные фантастические сюжеты. Лишь одно остается неизменным: художник ответственен перед своим народом, обществом, перед всем человечеством. И творить он должен для, ради, и во имя общества, народа и человечества! Ну а что получилось в итоге - искусство или халтура, вопросы к самому Создателю.
- Есть мнение, что снимать кино не имеет права человек без специального высшего образования, и каких-то курсов для этого мало. Вы согласны с этим?
- Во Всеобщей декларации прав человека (пункт 19) зафиксировано "право человека на самовыражение". Его пока никто не отменял. Если у человека есть потребность самовыразиться в области кинематографа, то никто не сможет запретить ему это делать. Другой вопрос - понравится ли это людям, не нарушит ли он законы своей страны своим самовыражением. Также любой человек имеет право на образование (пункт 26), каким бы оно ни было: вуз, техникум, курсы или чтение книг.
- Не так давно на брифинге группа отечественных кинодеятелей с тревогой сообщала, что "в Кыргызстане происходит уничтожение национального достояния страны - кинематографа", "в республике выходит уже около 100 фильмов в год". Это "караоке-кино, претендующее на то, чтобы быть искусством", сказали они. Что вы думаете об этом?
- Я никоим образом не смогу прокомментировать эту тревогу, потому что в их лексиконе не обнаружил ни одной подтвержденной цифры, документа, даты и фамилии, кроме "в Кыргызстане происходит уничтожение национального достояния страны - кинематографа", и в этом виноват директор киностудии Таалай Кулмендеев. Если это происходит, то не надо тревожиться. Надо прямиком идти в прокуратуру и подавать заявление по факту уничтожения. Другого способа спасать "национальное достояние" я не вижу.
- Как можно восстановить практически разрушенную сейчас киностудию "Кыргызфильм"?
- Если на киностудии "Кыргызфильм" что-то разрушено, то, поверьте, оно восстановлению не подлежит. К примеру, цех обработки пленки и монтажные столы не подлежат восстановлению, потому что весь мир уже перешел на цифру. По этой же причине нет необходимости ремонтировать единственную камеру "Аррифлекс", купленную в 1980 году. Ну а уникальное световое оборудование, объективы, штативы и прочие ценные аксессуары кинематографа были разворованы еще в конце 80-х, начале 90-х, когда стали организовываться первые кооперативные киностудии. Я был свидетелем продажи уникальных кинообъективов иностранцу, у которого была советская камера. Они могли быть взяты только на киностудии. А то, что сегодня закуплены новые монтажные станции, камеры, световое оборудование по самому последнему слову техники, об этом никто не говорит. Работает дубляжный цех, идут переговоры по установке в тонзале оборудования Dolby. Еще один проект уровня "Курманжан датка" - и можно будет говорить о полном восстановлении цикла производства кино на современном уровне. Я говорю о том, что вижу и могу потрогать и показать тоже.
- В каком состоянии, по-вашему, кыргызское кино встречает свой 72-й день рождения?
- Я далек от мысли, что у нас все хорошо. Все говорят об образовании, но я еще не слышал, чтобы пресса обсуждала выдающееся произведение выпускника кинофакультета Института искусств за 20 лет своего существования. Я еще не слышал, чтобы государство отправило кого-то учиться за границу и этот выпускник вернулся на родину и работал на киностудии "Кыргызфильм". Все происходит стихийно. Сами учатся, как могут, находят деньги, где могут, и снимают, что хотят. И когда говорят, что они снимают фильмы ради наживы, то хочется спросить: покажите мне человека, который разбогател на кино? В год снимается 30-40 фильмов, и 80 процентов из них терпят фиаско. Но они продолжают находить деньги и продолжают заниматься этим "проклятым" искусством. Мы единственная страна на всем постсоветском пространстве, которая не на жизнь, а на смерть борется с голливудскими блокбастерами за зрителя. Еще не выиграла, но уже не проиграла. И это есть новое "кыргызское чудо".
- Продолжите фразу: "Когда я думаю о будущем кыргызского кино, то..."
- ...на ум приходит следующее. Большой процент нашего общества пропитан такой степенью национального нигилизма, что когда начинаешь говорить о достоинствах нашего народа, их тут же охватывает чесоточный зуд. И как бальзам на их душу, когда часами выплескивают гниль о своем народе. Так вот, этим товарищам я бы не рекомендовал читать дальше.
Я бы сказал даже так. Настал наш час. Мы расположены в том геополитическом меридиане, что за Кыргызстан борются такие экономические гиганты, как США, Россия, Китай, Корея, Турция. И если раньше они пытались "подкупить" президента, парламент, СМИ, оппозицию, то сегодня они уже задумываются над тем, как расположить к себе сам народ. А чем его взять? Как заслужить доверие? Единственная возможность - развивать культуру и искусство этого народа, беречь традиции, сохранять духовность! И это не мечта. Это единственный путь, по которому нам предназначено идти.
В настоящее время в правительстве (к сожалению, очень долго) лежит на согласовании одобренный комитетами парламента, имеющий технико-экономическое обоснование и положение законопроект "О свободной экономической зоне культуры "Киностан". И если многим другим развивающимся странам, между духовным и материальным приходилось выбирать последнее, то именно этот закон позволит гармонизировать наши традиционные ценности и современные понятия о богатстве. И когда я думаю о будущем кыргызского кино, то вижу на берегу Иссык-Куля город Киностан, где не будет ни фабрик, ни заводов, ни комбинатов, но будут стоять концертные залы, театральные подмостки, съемочные павильоны, натурплощадки, ипподромы и стадионы. И там проходят международные кинофестивали, выставки, концерты, конноспортивные игры, олимпиады и наряду с произведениями настоящего киноискусства снимаются международные блокбастеры. Ибо мы являемся богатейшей страной залежей девственной духовной культуры.
16/11/13 Каныкей МАНАСОВА
|