Кыргызстан. Апрельский суд: три года спустя, - М.Ниязова 09:41 16.11.2013
Апрельский суд: три года спустя
Ровно три года назад в Кыргызстане начался самый громкий судебный процесс - по апрельским событиям. 17 ноября 2010 года состоялось первое заседание. Чтобы придать суду значимость и как бы торжество справедливости, его назначили не где-нибудь, а во Дворце спорта имени Кожомкула. Это не помешало участникам слушаний устроить форменное безобразие с оскорблениями и нарушением общественного порядка. Милиция испуганно наблюдала, и для всех было очевидно: люди в форме боятся тех, кто объединился под флагом "Мекен шейиттери". Сколько еще лет продлится "процесс века", неизвестно. Но очевидно одно: у нас стало неактуально соблюдать закон и вершить правосудие, строго руководствуясь Уголовно-процессуальным кодексом.
Первый пошел
Теперь уже мало кто помнит, что агрессия, прямые угрозы родственников погибших и раненых, а также бездействие правоохранителей заставили некоторых участников процесса тогда покинуть страну. Обеспечить их безопасность власти не смогли (или не захотели), оставив на растерзание разъяренной толпе, называющей себя революционерами, которая чуть не разнесла тогда в клочья Дворец спорта.
После взрыва у здания, который был расценен как теракт, направленный против подсудимых, место, а заодно и судью - председательствующего на процессе Жакыпбека Бектемирова - решено было сменить. Сейчас заседания проходят в департаменте охраны и конвоирования заключенных при ГСИН, а ведет их бывший зампред Иссык-Кульского областного суда Дамир Онолбеков, откомандированный в Военный суд Бишкекского гарнизона специально для этого апрельского процесса.
За три года, что длится суд, его участники и журналисты становились свидетелями неоднократных скандалов, инцидентов и даже драк, которые устраивали потерпевшие. Призвать их к порядку не в состоянии ни суд, ни их адвокаты, ни военнослужащие внутренних войск МВД.
Устав от беспредела, многие защитники подсудимых отказались участвовать на процессе. Основная их претензия - все та же безопасность, вернее, неспособность суда и силовиков ее обеспечить. Поредели и ряды корреспондентов, потерявших интерес к затянувшемуся суду.
Неудобное кино
Однако об этом процессе в последнее время вновь заговорили. На заседании 11 ноября подсудимые ходатайствовали о просмотре видеозаписи, которую они принесли, скрупулезно собрав архивы телеканалов, а также предоставленные им частными лицами свои видеосъемки и с камер наблюдения.
Однако потерпевшие, их представители и гособвинение выступили против просмотра этих дисков на заседании. А почему, если они очень громко говорят о справедливом рассмотрении уголовного дела и важности установления истины?
Но, несмотря на категорическое "нет", видео все же попало в руки журналистов и стало достоянием общественности. Ничего сенсационно нового посмотревшие его не узнали. Лишь в очередной раз убедились, что митинг 7 апреля 2010 года носил отнюдь не мирный характер. На кадрах, которые по решению суда все же покажут на процессе, отчетливо прослеживается время, когда и кто первым применил огнестрельное оружие. К тому же многие из тех, кто сегодня в суде яростно кидается на подсудимых, обвиняя их в убийстве "безоружных людей", узнают себя в этом "кино".
Скрыть правду не получится
Между тем на процессе продолжают всплывать и доказательства непричастности подсудимых военнослужащих к убийству "героев апрельской революции".
Приглашенный эксперт в очередной раз подтвердил, что с крыши "Белого дома" стрелять в людей, находящихся на площади и вблизи здания, невозможно. Об этом по результатам судебно-следственного эксперимента заявил заместитель заведующего отделом судебно-баллистических и трасологических экспертиз Государственного центра судебных экспертиз при Минюсте Павел Берхтольд.
По его словам, изучив крышу "Белого дома", эксперты пришли к заключению, что при такой высоте парапета и структуре с этого объекта можно лишь наблюдать за происходящим: наклон не позволяет держать оружие и вести прицельную стрельбу. "Вести огонь стоя практически невозможно. Даже если стрельба и была, то она могла вестись только по домам на уровне крыши зданий на проспекте Чуй или чуть ниже", - уточнил Павел Берхтольд.
Ранее в суде также огласили результаты экспертизы тел погибших 7 апреля 2010 года. И вновь результат не в пользу следствия, которое настаивает на том, что 77 человек, проходящих по делу, убиты из оружия сотрудников спецподразделений "Альфа" ГКНБ и "Арстан" СГО. "Пули и их фрагменты, изъятые из тел пострадавших и погибших, в абсолютном большинстве выпущены из автоматов. Это однозначно отвергает первоначальную версию о том, что велся целенаправленный снайперский огонь. Везде результат вышел отрицательный. Объяснением этого может быть то, что оружие применялось другими лицами", - сказал адвокат подсудимых сотрудников СГО Юрий Скатневский.
Так кто же стрелял в "мирных демонстрантов", как назвало следствие участников митинга, часть из которых была вооружена? И за что судят военнослужащих, если их оружие "чистое"? На эти вопросы также ответят видеоматериалы, которые покажут в суде.
Бессилие
В правоохранительных органах не исключают, что показ видео, подготовленного стороной защиты, вызовет недовольство среди потерпевших. Силовики намерены усилить меры безопасности во время демонстрации видеозаписи. Поможет ли? Сколько раз за три года потерпевшие устраивали скандалы в суде, нападали с оскорблениями, а иногда и кулаками на потерпевших, кидались огрызками, пустыми бутылками... И ни разу милиционерам, обеспечивающим порядок в зале, не удавалось пресечь незаконные действия "героев".
Сегодня правоохранители в Кыргызстане если и не деморализованы, то уж точно не способны обеспечить безопасность населения. И это не столько профнепригодность, сколько боязнь оказаться на скамье подсудимых. Пятнадцать военнослужащих, которые в течение трех лет терпят публичное унижение, будучи подсудимыми, стали яркой иллюстрацией позиции власти: в случае чего защищать воякам придется себя самим, государство за них не постоит. Кто из силовиков после такого отношения государства к офицерам будет рисковать?
Лишнее тому подтверждение - митинги. Милиция будто намеренно сторонится активных участников, не вступает с ними в конфронтацию, не пресекает их незаконные действия. А вдруг завтра эти митингующие станут героями очередной революции, тогда участь сотрудников "Альфы" и СГО постигнет и их? Из-за таких неуверенных действий силовиков события в Джети-Огузском районе периодически накаляются и держат в страхе инвесторов и местное население. Молчаливое согласие правоохранителей спровоцировало события вокруг горнолыжной базы "ЗИЛ". Примеров десятки.
О солидарности...
Глава правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова считает, что в Кыргызстане "идет систематическое и осознанное стравливание силовиков и граждан". "Правоохранителей используют в качестве пушечного мяса, бросают в толпу на растерзание. Недавно побили троих сотрудников ГКНБ, до этого милиционеров. Власть тащит нас в состояние гражданской войны, и мы идем, не сопротивляясь", - заявила она ранее, выступая на круглом столе.
Круглый стол, к слову, был посвящен... "вору в законе" Азизу Батукаеву. Да, в Кыргызстане и такое возможно. Ветераны силовых структур обсуждали влияние криминального авторитета на политику в стране. И грозились выйти на митинг.
На встречу пришли около 30 человек, бывшие милиционеры и чекисты в отставке - Кубатбек Кожоналиев, Омурбек Суваналиев, Артур Медетбеков, а также небезызвестный "ото-то" и экс-омбудсмен Турсунбек Акун.
Непонятно, почему лидер преступной группировки заслужил честь, чтобы для обсуждения его персоны собирались генералы, а военнослужащие, исполнявшие долг и не нарушившие присягу, нет?
"Пока правоохранители позволяют себя "ломать" поодиночке, не защищая коллег, ситуация в стране не изменится", - заключила Чолпон Джакупова.
...и немного о чести
Правозащитник бьет тревогу не зря. Соблюдать закон и порядок в КР стали все меньше. И все чаще нарушают их участники апрельских событий. Общение с обладателями "геройских" медалей порой оставляет неприятный осадок, а иногда и вовсе может стоить здоровья, как, к примеру, врачам Бишкекского перинатального центра. 30 октября представительница ОО "Мекен шейиттери" (родственников погибших 7 апреля 2010 года) Гульнара Мамбетова ударила медсестру 4-го роддома (перинатального центра) Жаныл Куриеву.
Конфликт произошел из-за того, что Мамбетова привезла в роддом свою родственницу, которая вот-вот должна была родить. "Врач осматривала ее, когда в приемное отделение ворвалась агрессивная толпа, в основном женщины. Они напали на дежурного врача и медсестру", - сообщали в ГУВД.
Как и положено, материалы по инциденту были собраны и переданы в УВД Октябрьского района для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Назначили судебно-медицинскую экспертизу. Но в ходе расследования выяснилось, что у Мамбетовой имеется удостоверение и медаль "Героя апрельской революции". Это и затормозило дело. В УВД до сих пор не возбудили дело по этому факту.
К слову, 22-летняя пациентка благополучно родила в Центре охраны материнства и детства, куда, как выяснилось позже, и была определена изначально, а привезли ее по ошибке в перинатальный центр.
Говоря о чести "героев", также вспомним историю с медалями. Накануне стало известно, что на форуме для коллекционеров выставлены на продажу медали "Героев апрельской революции". На продажу их выставили еще в апреле 2013 года, за латунную звезду "героя" владелец просил 2 тысячи рублей (около 3,5 тысячи сомов). И она уже продана. Медаль имеет номер 1695. Кому она принадлежит, в секретариате комиссии по государственным наградам при президенте КР уточнить не смогли.
Глава комиссии Асель Кодуранова призналась, что на эту должность она назначена уже после массового вручения орденов участникам апрельских событий и для точной информации необходимо время, чтобы заглянуть в архив.
И дольше века...
Сколько еще продлится судилище? После исследования материалов (то есть после просмотра фото и видео) суд перейдет к прениям сторон. До того по закону председательствующий должен спросить, имеются ли ходатайства у участников процесса. И не факт, что сторона защиты обвиняемых не попросит об отправлении дела на доследование. У адвокатов подсудимых есть все основания для этого. О пробелах в следствии, которые в суде устранить нельзя, они говорили с самого начала "громкого" процесса. На процессе небрежность и торопливость проведения следствия стали более чем очевидными.
И даже если дело не отправят на доследование, точку в нем поставят нескоро. Приговор Военного суда Бишкекского гарнизона, будь он оправдательным или обвинительным, однозначно оставит одну из сторон недовольной и будет обжалован в вышестоящей инстанции. К тому же основных фигурантов дела власти в КР доставить так и не смогли. Добиться экстрадиции бывшего руководства республики пока не удается, и потому сотрудники "Альфы" по-прежнему остаются "козлами отпущения".
Может, настало время принять политическое решение и прекратить позволять растаптывать закон в угоду группы людей явно с сомнительным участием в событиях 7 апреля 2010-го?..
16.11.2013 Махинур НИЯЗОВА
|