ТаджОппозиция: уроки на завтра, - Х.Шодиев 12:02 16.11.2013
Очередные выборы остались позади. Главные оппозиционные силы сошли с дистанции еще на полпути, так и не сумев зарегистрировать своего единого кандидата. Какие выводы сделали лидеры Объединения реформаторских сил по итогам выборов-2013? Станет ли ОРСТ, призванное объединить реформаторские силы страны, влиятельным игроком в таджикской политике? Или оно уже распалось под давлением власти, груза межпартийных противоречий и личных амбиций?
ОБЪЕДИНЕНИЕ реформаторских сил, в состав которого входили Партия исламского возрождения, социал-демократы и незарегистрированные партии и движения, а также представители гражданского общества, так и не смогло обеспечить участие в выборах своего кандидата – правозащитницы Ойнихол Бобоназаровой. Но жизнь, в том числе и политическая, продолжается. Какие уроки извлекли из этой политической кампании реформаторские силы Таджикистана? В состоянии ли они вновь собраться вместе ради достижения общих целей или теперь каждый пойдет "своей дорогой"?
Рахматилло ЗОЙИРОВ: "О союзе с ОРСТ и ПИВТ заявлять рано" ЛИДЕР Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров считает, что в Таджикистане предвыборной кампании не было. - Могло быть, но не было. Власти старались показать себя демократичными и прозрачными, но на деле изо всех сил старались не допустить возможность реальной конкуренции: не дали внести изменения в закон, не допустили другие партии на избирательные участки, создали антипивтовский климат в стране, лишив их дееспособности, лишили права участвовать в сборе подписей всех трудовых мигрантов и т.д. По словам Зойирова, Объединение реформаторских сил Таджикистана своим созданием и разработкой Концепции начало хорошо и конструктивно, создало интригу выдвижения единого кандидата, но в самый нужный момент пошло по деструктивному пути.
- Не потому, что выдвинуло кандидатуру О. Бобоназаровой, а потому, что ее выдвижение стало неожиданным. Причем не столько для власти, сколько для самого ОРСТ, всего гражданского общества. Этот шаг не отвечал ожиданиям людей, в том числе членов ПИВТ и СДПТ. Зойиров утверждает, что была и другая главная причина неудачи оппозиции на выборах. По его словам, ПИВТ с самого начала не шла на выборы всерьез, чтобы создать конкуренцию, поэтому еще до выборов она уступила победу Э. Рахмону. Что касается других политических партий, то все они, как утверждает лидер СДПТ, за исключением Компартии и ее кандидата И. Талбакова, стали одной командой. Они не конкурировали ни друг с другом, ни тем более с Э.Рахмоном, а напротив, способствовали укреплению власти последнего.
Касаясь роли СДПТ в предвыборной кампании, Зойиров сказал, что партия выполнила свой долг. - Мы до последнего стояли на своем и бойкотировали выборы, причины и основания чего изложили в ряде заявлений и постановлений. Наша главная задача заключалась в доведении до избирателей, активной части населения нашей позиции: почему эти выборы являются незаконными и фиктивными и почему наше общество, голосуя на этих выборах за кандидатов, в частности, за Э.Рахмона, идет против Конституции, против собственных интересов, интересов избирателей. Наверно, с точки зрения правовой и политической культуры, активной гражданской позиции наше общество еще далеко не является гражданским. Отвечая на вопрос, в чем будет заключаться дальнейшая деятельность лидера социал-демократов и самой партии, политик сказал, что стратегия СДПТ направлена на выборы 2015 года.
- Стану ли я или СДПТ в дальнейшем действовать в союзе с ОРСТ, ПИВТ? Думаю, об этом еще рано что-то заявлять. Требуется время для осмысления и глубокого анализа. Во-первых, за год до выборов сначала при разработке реформы закона о выборах, потом при создании и работе Коалиции за демократию и гражданское общество в Таджикистане, и уже в июле – сентябре 2013 года по ОРСТ я действовал, во многом используя авторитет и вес лидера партии, т.е. в определенной степени ограничивая внутрипартийную демократию. Это надо исправить. Во-вторых, конкретная идея создания ОРСТ и смысл предвыборной концепции ОРСТ, принятой нами, были направлены именно на выборы президента РТ, и эта концепция во многом непригодна для парламентских и местных выборов. И здесь нужно переосмысление. Есть много и других факторов, которые настоятельно требуют взвешенной оценки ситуации. Но одно остается неоспоримым фактом, что ОРСТ - нужный механизм, независимо от нынешнего или будущего названия.
Ойнихол БОБОНАЗАРОВА: "Выборы - это не конец света, мы продолжим борьбу" "ДЕЙСТВУЮЩЕМУ президенту Эмомали Рахмону на предстоящих выборах реальным оппонентом могла бы быть правозащитница О. Бобоназарова, остальные зарегистрированные кандидаты в президенты входят в его же команду". Такого мнения придерживалось большинство местных наблюдателей.
- Мне казалось в этот предвыборный период, что мой оппонент не Рахмон, а вся государственная структура. Я знала, что это нелегкий путь, но не думала, что будет столько преград и сложностей. Преграды создавались везде и на всех уровнях, начиная с того, что по государственному ТВ очерняли представителей ПИВТ, потом затягивали с предоставлением бланков, чинили всякие препятствия главы городов и районов. Все это очень усложняло нашу работу по сбору подписей, - рассказала сама Бобоназарова. - Я могу лишь сказать сегодня, что этот сложный процесс сломал стереотипы. Выдвижение женщины от Партии исламского возрождения для многих было нереальным и неожиданным, так же, как и мысль о том, что Рахмону на посту главы государства может быть замена. Это был только первый шаг, который показал, что есть более 201 тыс. бесстрашных людей, готовых к переменам, - сказала Бобоназарова.
О. Бобоназарова сообщила, что и дальше будет продолжать свою деятельность на политической арене. - Во-первых, я продолжу свою правозащитную деятельность, в частности, защищая наших сторонников, на которых продолжается давление со стороны силовых и других правительственных структур. Во-вторых, мы думаем над тем, чтобы укрепить ОРСТ. Мы получаем много обращений от наших граждан, в том числе и тех, кто проживает за пределами страны, желающих войти в наши ряды. Мы намерены внести изменения в структуру, положение Объединения для его более успешной деятельности. И это будет главным политическим полем, где мы будем работать. Кто бы ни пришел к власти, без реформ невозможно двигаться дальше. И, конечно, мы будем готовиться к парламентским выборам.
Касаясь внутренних противоречий в ОРСТ, правозащитник отметила: - Мы должны понимать, что личные амбиции не должны иметь место в организации. Какая разница, кто будет во главе организации – Зойиров или Бобоназарова? Главное – продвижение концепции по развитию страны. И для этой цели мы должны отказаться от личных и партийных интересов. Мухиддин Кабири: "…В следующий раз я воздержусь от совместной работы с теми, кто несерьезен и не выполняет свои обещания". ЛИДЕР Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири в интервью Би-би-си сказал, что предвыборная кампания показала все слабые и сильные стороны нашего общества.
- К сожалению, оказалось, что слабых сторон у нас гораздо больше, чем сильных. Еще ярче проявилась слабость нашего гражданского общества, власти и политических партий. Естественно, слабая власть не может принять и позволить развиваться сильной оппозиционной партии. Мы должны в будущем работать над устранением этих слабых звеньев вместе, сообща. Правительству следует проводить политику, которая в действительности сделала бы наше государство сильным и народным. Сильным не за счет оружия, полиции и карательных структур, а за счет опоры на любовь и поддержку народа. Но сейчас, по мнению лидера ПИВТ, когда власти боятся даже появления в обществе женщины-лидера или же арестовывают человека лишь за то, что он сделал замечание, что люди замерзли и пора начинать молиться, это означает, что правительство (государство) находится на самом низком уровне.
- Общество должно думать, что делать с этим трусливым правительством, как сделать его сильным. Вряд ли оно станет сильным, не имея сильного гражданского общества, сильной оппозиции. Если же правительство намерено продолжить свою сегодняшнюю политику, то могу сказать, что оно не сможет долго продержаться, ибо любая авторитарная власть обречена. Касаясь деятельности партии в предвыборный период и ее перспектив, Кабири, в частности, отметил:
- Нашу политику в предвыборный период оценивают по-разному. Одни нас поддерживали, другие считали, что мы продались; кто-то говорит, что Кабири поставил личные интересы и интересы своей партии выше Объединения реформаторских сил. Мы не в обиде на эти высказывания, ибо знаем, что были правы. Выбрав в кандидаты не члена ПИВТ, тем более женщину, мы предотвратили угрозу раскола нашего общества на два лагеря – светский и религиозный. Кроме того, мы сломали стереотипы и сумели донести до народа, что женщина может возглавить наше общество. По утверждению лидера ПИВТ, несмотря на все, партия, ОРСТ приобрели в ходе прошедшей кампании много полезного.
- Мы более четко увидели недостатки общества, нашей партии, нашего Объединения, что очень важно. В дальнейшем мы будем работать над тем, чтобы разработанная нами Концепция развития страны стала концепцией национальной, программой действия государства, общества. Мы попытаемся сохранить Объединение реформаторских сил до предстоящих парламентских выборов. Одним из уроков стало понимание того, что мы немного опоздали с созданием коалиции. Члены коалиции не были психологически подготовлены, у некоторых были особые ожидания, а когда эти ожидания не оправдались, они разочаровались. Поэтому мы думаем, что, создавая коалицию или объединение, нам нужно четко высказаться о том, кто и что от этого ожидает и готов ли он поступиться в пользу своего товарища? Это стало самым важным уроком для меня и думаю, что в следующий раз я воздержусь от совместной работы с теми, кто несерьезен и не выполняет своих обещаний.
14/11/2013 Хайдар Шодиев
|