Иран-Запад. Выход из "безвыходной ситуации", - Newtimes.az 18:34 29.11.2013
Наконец-то мировая общественность вздохнула свободно. В швейцарской Женеве 6 ведущих держав достигли предварительного соглашения по ядерной программе Ирана. Многие эксперты оценили это как предотвращение большой войны. Вместе с тем геополитический аспект этого явления требует учета многих факторов. Пока определенные противоречия сохраняются. Что будет спустя 6 месяцев?
Конец продолжительных раздоров?
Напряженность между Ираном и Западом, продолжавшаяся несколько лет, накануне завершения. Главными сторонами в раздоре были Тегеран и Вашингтон. Долгое время они находились в непримиримых враждебных отношениях друг к другу. Сейчас же ситуация резко изменилась. Примечательно, что Запад, регулирующий протекающие в мире процессы, проделал эту работу на фоне прежних неудачных шагов (Ирак, Афганистан, Египет, Сирия, Ливия и др.). По-видимому, по ту сторону океана возникла необходимость внесения коррективов в глобальную геополитику.
Наряду с этим с сожалением приходится отметить, что трудно верится в то, что ядром всех процессов является обеспечение развития и безопасности всех народов и стран. Практика показывает, что здесь скорее проявляются геополитические амбиции. При оценке серьезных сдвигов, произошедших в направлении решения иранской проблемы, сквозь эту призму, возникают моменты, которые заставляют задуматься.
В этом контексте можем отметить, что парадоксальным казалось то, что мир остался лицом к лицу с Ираном. Но не секрет, что за Тегераном стояли различные страны и процессы. Например, за Ираном стояли Ирак, Афганистан, Египет, Сирия, Ливия. Наряду с этим, на этом фронте были и Россия и Китай, остававшиеся в невидимости. Официальный Тегеран постоянно получал от них серьезную поддержку. Думаем, что существует потребность в геополитическом анализе того, какую роль сыграли подобные факторы в достижении шестью ведущими державами мира общего знаменателя в иранском вопросе. В этом плане вызывает интерес и то, где на деле пересекаются границы геополитических амбиций.
В любом случае, 24 ноября 2013 года может стать знаменательной датой в мировой истории. В этот день в Женеве США, Франция, Англия, Китай, Германия и Россия пришли с Ираном к общему согласию. Хотя пока речь можно вестись только о предварительном этапе решения проблемы. К тому же, по распространившейся информации, по некоторым вопросам разногласия остаются. Неслучайно официальные лица Ирана говорят о "разрешении вопроса на 98 процентов".
Согласно достигнутой договоренности, Иран приостанавливает ядерную программу на 6 месяцев. По сообщению, распространенному информационным агентством "Reuters", Барак Обама заявил, что в случае неисполнения Тегераном за этот срок данных им обещаний США "усилят давление" (см.: Parisa Hafezi, Justyna Pawlak. Six powers clinch breakthrough deal curbing Iran"s nuclear activity / "reuters.com", 24 ноября2013 г.).
Запад обещал Ирану ослабить санкции и оказать ему помощь в размере 7 млрд. долларов США. Вместе с этим для иранских нефтепродуктов открываются европейские рынки, восстанавливается сотрудничество в сфере золотообрабатывающей и автомобильной промышленности (см.: Iran nuclear deal complete after days of talks, ministers confirm / "The Guardian", 24 ноября 2013 г.).
По данным "Reuters", генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун удовлетворен итогами переговоров. Б.Обама заявил, что "путь Ирана к ядерному оружию прерван". Выражение участниками обсуждений радости было видно по прямой трансляции телеканалов с брифинга. Дипломаты поздравляли друг друга, обнимаясь и целуясь. Но не выпал из зоны внимания один момент.
Министру иностранных дел Германии Гидо Вестервелле пожали лишь руку, но не поцеловались. Внимательные и любопытные журналисты связывают это с ориентацией министра. По-видимому, участники переговоров побоялись показаться членами "клуба". Но шутки шутками журналистов, можно отметить, что в глобальной геополитике проделана серьезная работа.
Кто проиграл, а кто выиграл в этой игре?
Следует отметить, что большинство государств положительно отнеслись к достигнутому соглашению. Но премьер-министр Израиля назвал его "плохим договором", "исторической ошибкой". Официальный Тель-Авив считает, что, ослабляя против себя санкции, Иран сохраняет за собой шанс развивать ядерную программу. Так, через 6 месяцев страны "шестерки" могут позволить Тегерану продолжить в установленных рамках работы в этом направлении. На фоне этого привлекает внимание подчеркивание немецким электронным изданием "Spigelonline" мысли о том, что "Обама дает Ирану испытательный срок" (см.: Sebastian Fischer. Durchbruch im Atomstreit: Obama gewährt Iran Probezeit / "spigel.de", 24 ноября 2013 г.).
По мению ряда экспертов, Россия – наиболее выигравшая в этом процессе сторона. "Die Welt" открыто написала, что Путин пользуется ближневосточным кризисом (см.: Lord Weidenfeld. Putin profitiert von den Krisen im Nahen Osten / "welt.de", 19 ноября 2013 г.). Министр иностранных дел С.Лавров на брифинге также не сумел сдержать себя, сказав: "план Путина выполняется". В целом Москва ведет себя сдержанно.
Здесь надо подчеркнуть несколько важных деталей. Прежде всего, нахождение путей выхода из противоречий, возникших в связи с Ираном, объясняется следующими причинами. Во-первых, после Афганистана, Ирака, Ливии, Египта, Сирии и других стран США не могли бы предпринять военное вмешательство в Иран. Современная международная ситуация не допускает этого. Такой шаг мог бы нанести по позиции США серьезный удар, и Вашингтон мог бы утратить свои позиции в мире.
Во-вторых, поддерживая все шаги США, ЕС вместе с тем изначально был уверен в безуспешности идеи военного вмешательства в Иран. Поэтому он искал повод для того, чтобы воспользоваться Ираном как рынком и самому, и Соединенным Штатам. Иными словами, ЕС заинтересован в приобретении из Ирана энергоносителей и поставке туда производимых у себя товаров.
В-третьих, сам Иран переживал экономический кризис. Если бы этот процесс и санкции продолжались, то это могло бы еще более усугубить его положение. Вдобавок к этому, углубились бы раздоры с Израилем, что могло бы привести к военному противостоянию. Фактически Тегеран оказался бы в региональной изоляции. Поэтому стороны представляют это соглашение как историческую победу.
Кроме того, официальные круги Ирана и России в качестве важных итогов женевских переговоров представляют признание права Тегерана на использование ядерной энергии в мирных целях (см.: Иран и "шестерка" достигли исторического соглашения / "rbc.ru", 24 ноября 2013 г.). А в западных дипломатических кругах акцентируют большее внимание на приостановлении Ираном ядерной программы на полгода. Только по завершению этого срока станет известно, насколько решена проблема. Складывается впечатление, что стороны пока умалчивают существование вероятности возникновения противоречий. А когда придет время, поступать таким образом будет уже невозможно.
С другой стороны, кажется, Иран чувствует себя победителем, предполагая, что избавился от неизбежного экономического кризиса. На фоне этого Б.Обама предстает как сторона, не находящая других путей выхода, кроме как демонстрировать осторожное отношение к будущему вопросов, которые США хотели бы решить как внутри, так и за пределами. Заявление С.Лаврова о том, что в этом процессе была принята концепция Путина, свидетельствует о том, что Москва испытывает разные чувства. Не осталось без внимание и то, что после переговоров министр иностранных дел Франции Л.Фабиус и министр иностранных дел Ирана Дж.Зарифи, обнявшись, поздравили друг друга. О чем это говорит?
По-видимому, политика и геополитика вступают в новый этап. Но, по всей вероятности, как и всегда в начале веков, страны, составляющие большинство в мире, останутся пребывать в ожидании безопасности и устойчивого развития, так как главная цель – не формирование с учетом реалий глобальной системы безопасности, а попытка обеспечить геополитические интересы.
Наряду с этим не следует забывать и об оценке соглашения официальным Тель-Авивом, который назвал его "новогодним подарком Ирану" (см.: Iran nuclear deal complete after days of talks, ministers confirm / "The Guardian", 24 ноября 2013 г.). С интересом ожидается, какую позицию займет Саудовская Аравия. Могут ли подобного рода моменты спровоцировать возникновение на Ближнем Востоке новых противоречий? Что произойдет, если через 6 месяцев Иран заявит о своем желании развивать ядерную программу? Ответы на эти вопросы пока неизвестны.
Очевидно, что в Женеве проделан лишь один шаг. На деле, если бы стороны изначально имели благие намерения вместо геополитических амбиций, то они достигли бы соглашения задолго до этого. К сожалению, этого не случилось. По-видимому, еще много не хватает политической мудрости и справедливости.
25 ноября 2013
|