КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 02.12.2013
23:25  ГУП "Талко" – бомба замедленного действия, - В.Самиров
23:09  Таджикская "рабыня Изаура" для арабского шейха, - "РО"
22:50  Пенсионный вопрос в Казахстане: найдем ли ответы?
22:40  Оккупай-тай. Особенности тайского протеста, - Ю.Жалин
18:46  Полуголые украинские феминистки публично помочились на портреты Януковича в Париже (фото)
16:43  Осада Ошской обладминистрации вошла в решающую фазу - в дело пошли колья и бутылки, группа молодежи прорвалась в здание
16:22  Есть ли у "Газпрома" план? К началу строительства "Южного потока", - А.Собко

15:15  Коллапс государства на Украине. Каких ошибок должны избежать Россия и Союз, - С.Уралов
15:11  Предателей предали. Интеграция с бл***ством полностью контрпродуктивна - М.Леонтьев
15:10  Россия – Турция: диалектика партнерства, - М.Агаджанян
15:08  Евразийский интеграционный проект В.Путина, - В.Карякин
15:06  Мулла Фазлулла всем покажет "кузькину мать". Новый этап деятельности Движения Талибан Пакистана, - Н.Замараева
14:47  Премьер-министр Таиланда Йинглак Чинават заявила, что не собирается уходить в отставку
14:24  В Кыргызстане выпущена в обращение серия почтовых марок "Великому Кыргызскому каганату 1170 лет" (фото)
14:08  Очередная бандгруппа мирных демонстрантов осадила здание Ошского акимата
14:07  Кипрская компания NimiscoHoldings, выигравшая тендер на покупку ОАО "Кыргызтелеком", хочет взыскать с Кырправительства $5,79 млн
13:38  Дирхемы, дирхемы, дирхемы… Денежные клады Кыргызстана, - В.Мокрынин
13:19  Чьи рога торчат у Рогуна? - Саид Мирзо
13:05  Легко ли быть журналистом в Центральной Азии, - Г.Фасхутдинов
12:30  "Акрабская революция" Карзая: "Кабульский Лис" завершает сеанс одновременной игры с США и Талибаном, - А.Серенко
12:22  В отношении мэра Бишкека Исы Омуркулова возбуждено уголовное дело (подробности)
12:20  Юного Елбасы приняли в пионеры "досрочно", в конце 2 класса (вспоминают односельчане)
12:13  За что евреи уничтожили арабскую деревню. Трагедия в Дейр-Ясине как историографическая проблема, - Р.Сулейманов
12:06  Ушел из жизни ученый, писатель и краевед Алматы Срым Букейханов
11:14  "Боевые дела комсомольского вожака заметили в партийных верхах и низах...". В Карагандинских архивах нашли новые документы о молодом Елбасы
11:07  Правительство России сворачивает интернет-демократию. Правила обсуждения законов в Сети ужесточаются, а общественные инициативы дезавуируются
10:42  Фиаско "Восточного партнерства" и начало репетиции "Оранжевой революции-2", - Матеуш Пискорски
10:34  США создают в Бишкеке систему ПРО для Центральной Азии? - А.Муминов
10:32  Вестернизация и турецкая женщина, - Мустафа Топалоглу
10:30  "Заблуждения" и разочарование в Пакистане, - National Interest
09:52  В Узбекистане более 4 тысяч должностных лиц привлечено к ответственности за нарушение закона об обращениях граждан
09:51  Момент настал! Украина восстала и..., - Э.Лимонов, Ю.Городненко, О.Бузина
09:43  Китай успешно отправил на Луну ракету-носитель с "нефритовым зайцем" на борту
09:30  В Узбекистане будут регистрировать фирмы через Интернет
09:21  Пять сценариев для ЦА - либо снова присоединится к России, либо станет частью новой Китайской империи (мнения экспертов)
09:14  Киев. Майдан разогнали до потери контроля. Мирные протесты обернулись штурмом госучреждений, - М.Юсин
09:09  В Таиланде протестующие возобновили штурм Дома правительства
06:47  В парке в центре Бишкека забили до смерти актрису Русского театра драмы О.Гоголь
06:20  Н.Назарбаев открыл в Астане новое здание "Назарбаев-центра". 9-этажка по проекту Нор­ма­на Фо­сте­ра построена исключительно "на частные средства"
06:17  В Бишкеке по подозрению в серии краж задержан сын авторитетного экс-депутата К.Ташиева
01:33  Мирные протестующие в Киеве, тараня милицию бульдозером, штурмуют Администрацию президента
00:01  Укр-майданщики захватили штурмом здание Киевсовета и строят баррикады в центре города
Воскресенье, 01.12.2013
21:46  Почему Европа считает каз-банкира Аблязова монстром? - Contur.kz
21:36  Казахстан. Процесс уничтожения прессы продолжится.., - Better.kz
13:27  Видео о похищении невесты в Мактаарале вызвало шок (фото)
13:18  "Казахи и Россия". Новая книга Р.Темиргалиева (анонс презентации в Москве 2/12)
13:09  С.Глазьев: Таможенный союз удвоит доходы госбюджета Киргизии
12:07  В сторону Иссык-Куля медленно движется подземное нефтяное пятно
11:03  Российский "Лукойл" увеличивает инвестиции в Узбекистан
10:10  Госкомстат Таджикистана возглавила Г.Хасанова, государственный "Амонатбанк" - Д.Норинов
10:03  По прогнозам ученых, через 20 лет площадь ледников Кыргызстана сократится на 35%
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
За что евреи уничтожили арабскую деревню. Трагедия в Дейр-Ясине как историографическая проблема, - Р.Сулейманов
12:13 02.12.2013

Трагедия в Дейр-Ясине как историографическая проблема

События, произошедшие в арабской деревне Дейр-Ясин (население составляло около 700 человек), находящейся к западу от Иерусалима, 8-9 апреля 1948 года, по сей день вызывает многочисленные споры у историков разных исторических школ. Оценка того, безусловно, трагического дня для жителей этой деревни во многом и определяет различия национальных историографий первой арабо-израильской войны. Сегодня многие современные исследователи предпочитают первую арабо-израильскую войну (в израильской историографии известную как войну за Независимость) начинать не с 15 мая 1948 года, когда началось вторжение арабских армий соседних государств в Палестину, и не с 14 мая того же года, когда была провозглашена Давидом Бен-Гурионом Декларация независимости Израиля, а с конца 1947 года, после принятия резолюции ООН №181 от 29 ноября 1947 года, когда мировой сообщество приняло решение об окончании британского мандата в Палестине и создании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. Именно после этого начались первые военные столкновения, носящие пока локальный характер, между евреями и арабами в этом регионе. Вот почему нам кажется справедливым рассматривать трагедию в Дейр-Ясине в рамках войны 1947-1949 гг.

Вкратце история тех событий происходила следующим образом. Чтобы обеспечить жизнедеятельность еврейской части Иерусалима, необходимо было содержать в бесперебойном состоянии дорогу, которая соединяла Тель-Авив с Иерусалимом. Сложность этой задачи заключалось в том, что была постоянная небезопасность доставки грузов с продуктами питания и вооружения из одного города в другой, поскольку для арабских боевиков не составляло труда небольшими и очень мобильными отрядами нападать на такие еврейские "караваны". Понятно, что постоянное сопровождение военным конвоем перевозки продуктов для жизнеобеспечения Иерусалима было неудобным, поскольку с одной стороны, сам факт конвоирования не гарантировал безопасность от регулярных атак арабских военизированных групп, а с другой стороны, постоянное использование конвоя приводило к тому, что приходилось отправлять на выполнение этой задачи людей с оружием, что было ущербным для еврейской армии, т.к. этот же конвой мог быть задействован на других участках фронта.

Вот почему руководством еврейского ишува было принято решение провести операцию "Нахшон", длившуюся в итоге с 6 по 13 апреля 1948 года, целью которой и был прорыв блокады Иерусалима. И вот в этой ситуации требовалось заранее обеспечить безопасность путей от гипотетически возможных и вполне реальных нападений на еврейские "караваны". Угроза могла исходить от арабских деревень, находящихся вдоль дороги из Тель-Авива в Иерусалим. Одной из таких деревень был Дейр-Ясин, который блокировал доступ к еврейской части Иерусалима.

Стоит сказать, что жители Дейр-Ясина участвовали в знаменитом Великом арабском восстании 1936-1939 гг. вместе с другими палестинскими арабами, что означало не только бойкот британских органов власти в подмандатной Палестине, но и нападения на еврейские поселения и погромы в городах (1). Жители Дейр-Ясина нападали на соседний еврейский Гиват Шаул, находящийся в Западном Иерусалиме. Однако во время Второй мировой войны деревня "успокоилась", и ее мухтар (староста) уже сотрудничал с органами еврейского ишува, был своего рода "своим" для евреев в этой арабской деревне. В серединем1947 года деревня подписала соглашение о неучастии в войне с Гиват Шаулом. Соглашение было подтверждено и в январе 1948 года, причем согласно ему сельчане обязались не пускать к себе иностранных арабских боевиков, многие из которых, после объявления резолюции № 181 наводнили Палестину. Более того, жители Дейр-Ясина обещали информировать Хагану, военную организацию, подчиняющуюся Еврейскому Агентству (своеобразному "правительству" еврейской общины Палестины), если в деревню будут проникать арабские боевики из соседних стран (2).

Как это ни странно, но в течение последующих месяцев жители Дейр-Ясина сдержали свои слова и отказывались пускать боевиков из Абд-аль-Кадира ("армии" верховного муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни), чтобы те не могли разместиться в удобном населенном пункте, откуда можно без проблем нападать на "караваны" евреев, везущих продукты в Иерусалим из Тель-Авива. Известен и такой факт, что в январе 1948 года один из жителей Дейр-Ясина был убит в перестрелке с боевиками Абд-аль-Кадира за то, что дейр-ясиновцы отказывались позволить им окопаться в их деревне. В феврале того же года боевики Абд-аль-Кадира начали резать деревенское стадо овец за то, что жители отказывались позволить "армии" аль-Хусейни превратить свое село в трамплин для нападения на Гиват Шаул.
В конце марта 1948 года Высший арабский комитет (фактически являлось "правительством" палестинских арабов во главе с муфтием аль-Хусейни) направило запрос к мухтару Дейр-Ясина, чтобы последний обеспечил размещение в своей деревне сирийских и иракских иррегулярных воинских отрядов. Однако и в этот раз мухтар категорически воспротивился этому, во многом не желая превращать свою деревню в арену сражений между арабами и евреями.

В самом начале апреля 1948 года две сионистские военные организации Эцель (аббревиатура IZL – Irgun Zva’i Leumi – Национальная военная организация; в британских источниках называется коротко – "Irgun") и Лехи (аббревиатура LHI – Lohamei Herut Israel – "Борцы за свободу Израиля") поставили перед собой цель смести политическое преимущество Мапай (партия социалистов-сионистов во главе с Давидом Бен-Гурионом, которая, занимая большинство мест в Исполнительном комитете Еврейского Агентства, которому подчинялась другая и самая мощная военная организация ишува Хагана – "Оборона"). Лучше всего для это было выбрано ускорение завершения операции "Нахшон", т.е. осуществить полный контроль над дорогой Тели-Авив-Иерусалим. Командование Хаганы в Иерусалиме предложило Эцелю и Лехи осуществить эвакуацию деревень Калуния или Эйн Керим, опасаясь, что в случае эвакуации Дейр-Ясина (в Хагане прекрасно понимали, что эвакуация арабских деревень будет носить не добровольный, а принудительный характер) может возникнуть опасность для плана по строительству аэродрома в Гиват Шауле (поставки Еврейскому Агентству вооружения, в том числе и самолетов, из СССР через Чехословакию уже начались (3)). Ведь не было никакой гарантии, что эвакуация Дейр-Ясина будет успешной: а вдруг арабы смогут отбить боевиков Эцеля и Лехи? И если это произойдет, то тогда дейр-ясиновцы будут нападать на Гиват Шаул, как они это уже делали во время восстания 1936-1939 гг. К тому же в этом случае жители Дейр-Ясина позволят арабским боевикам из других стран превратить свою деревню в опорный пункт для нападений на караваны из Тель-Авива. Командующий Хаганой в Иерусалиме Давид Шальтиэль на упорное требование Лехи и Эцеля на эвакуацию Дейр-Ясина (деревня была самой ближайшей к Иерусалиму – это был главный аргумент Эцеля и Лехи на незамедлительную эвакуацию этого арабского населенного пункта) согласился неохотно.
В ночь на 8-9 апреля 1948 года Дейр-Ясин подвергся нападению. Отряд в 130 человек (70 бойцов Эцеля под командованием Мордехая Кауфмана и 30 членов Лехи во главе с Бен-Ционом Коэном) наступал с двух направлений: с юго-востока (от Бейт Хакерем) и северо-востока (от Гиват Шаула). Впереди был направлен фургон, у которого имелся мегафон, по которому евреи обращались к жителям с требованием покинуть деревню в указанном маршруте и сложить оружие. Дальше события развивались следующим образом (причем именно здесь и начинается проблематичность историографии этого события, поскольку у разных авторов его описание сильно отличается).

Александр Шульман пишет, что в ответ на вещание громкоговорителя на арабском языке "арабы ответили огнем, и бронемашина с громкоговорителем была подбита" (4). Однако другие авторы склоны считать, что фургон просто рухнул в придорожную канаву (скорее всего от плохого управления машиной; не будем забывать, что операция проводилась в ночное время суток, пусть и ближе к рассвету) и уже оттуда передавала сообщения сельчанам. "Неясно, услышал ли каждый из сельских жителей эти вещания, но чтобы убедиться, что арабы начали покидать свои дома, отряд Эцеля выстрелил в сторону деревни, однако здесь евреи встретили жесткое сопротивление" (5), - пишет израильский "левый" историк Бенни Моррис. Тогда и было принято решение начать штурм. "Во время боя, а особенно в конце его нападавшие безжалостно убивали все жителей, кто попадались им под руку, за исключением немногих женщин и детей, которые на грузовой машине были отправлены в Иерусалим… Люди Иргуна (Эцеля) и Лехи не готовили эту акцию заранее, но, встретив яростное сопротивление и неся большие потери, охваченные ненавистью к арабам, они впали в массовую истерию" (6), - признает израильский биограф Д.Бен-Гуриона Михаэль Бар-Зохар, описывая ту трагическую ночь. Евреям приходилось вести бои внутри самой деревни, брать каждый дом, естественно, используя для собственной безопасности при взятии какого-нибудь дома гранаты, которые забрасывались внутрь здания.

Александр Шульман следующим образом описывает непосредственный механизм уличных боев: "Каждый израильский солдат-пехотинец проходит курс боя в населенном пункте. В этой науке мало что изменилось со времен 1948 года. Штурмовая группа, ворвавшись в дом, шаг за шагом прочесывает каждую комнату, лестницы, подвалы, подавляя огнем источники сопротивления. Бойцы перемещаются вдоль стен друг за другом. Если боец обнаруживает дверь, он сообщает об этом командиру. Следует приказ "Ках ото бе-римон!" ("Бери его гранатой!") или "Ках ото бе-эш!" ("Бери его огнем!"). Боец бросает гранату в комнату, а его напарник, не высовываясь, стреляет внутрь, чтобы гранату не выбросили обратно. После взрыва гранаты бойцы врываются в комнату, буквально заливая автоматным огнем все помещение. Убедившись, что в комнате "чисто", боец кричит командиру "Тохар!" ("Зачищено!"), и группа продолжает бросок внутри дома" (7).

Те жители деревни, кто бросился бежать на юг в сторону деревни Эм Карим, были остановлены огнем Хаганы, которая "обеспечила огнем прикрытие (Эцелю и Лехи. – Р.С.) и стала стрелять в беженцев" (8). Последний факт о вооруженном участии Хаганы является достаточно спорным, поскольку встречается только у Бенни Морриса и Исраэля Шамира и не упоминается в работах других исследователей (впрочем, о роли Хаганы в этих событиях будет сказано ниже).

Тем не менее, после сдачи некоторые из выживших дейр-ясиновцев были погружены бойцами Хаганы на грузовики и транспортированы в арабский квартал Иерусалима.
Такова вкратце история трагедии 8-9 апреля 1948 года в Дейр-Ясине.
В исторической науке возникает несколько узловых моментов, вокруг которых и ведутся споры относительно тех, безусловно, печальных событий.
Во-первых, это вопрос о количестве жертв среди населения деревни.
Ирландский дипломат, историк и журналист Коннор О’Брайен в своей работе "Осада" пишет, что "во время атаки на арабскую деревню Дейр-Ясин неподалеку от Иерусалима, бойцы Эцеля, возглавляемые Менахемом Бегином (в дальнейшем ставшим премьер-министром Израиля (1977-1983). – Р.С.), перебили 250 жителей деревни, в том числе женщин и детей" (9). Хаим Герцог, который сам был и кадровым военным Армии обороны Израиля, и военным историком (также был президентом Израиля (1983-1993), склонен к тому, что "во время боев было убито более двухсот крестьян" (10). Израильский "левый" публицист Исраэль Шамир утверждает, что "245 палестинцев, мужчин, женщин и детей, были убиты в Дейр-Ясине"(11). По данным группы исследователей из палестинского университета Бир-Зейт, приводимым иерусалимским социологом Барухом Киммерлингом и американским политологом Йоэдем Мигдалем в их фундаментальной книге "Палестиннцы: создание нации", число арабов, погибших в Дейр-Ясине, не превысило 120 человек (12). Британскими историками Деном Кон-Шербоком (еврейского происхождения) и Даудом эль-Алами (арабского происхождения) приводится цифра в 107 человек погибшими из числа жителей Дейр-Ясина (13). Самая большая цифра в 254 человека приводится в работах арабского исследователя Мухсина Мухаммада Салиха (14), советского историка Владимира Киселева (15) и современного российского израилеведа Ирины Звягельской (16).
Во-вторых, возникает историографический вопрос о событиях после 9 апреля 1948 года. По словам израильского историка Ури Мильштейна, "нет сомнения, что в ходе боя за Дейр-Ясин погибло много гражданских лиц: женщин, детей и стариков. Однако вопрос стоит не об этом, а о резне, то есть, были ли убийства после боя?" По его же утверждению, "нет достоверных свидетельств о массовых убийствах после окончания боя" (17). В ходе самого боя погибли четверо бойцов Эцеля, около 40 получили ранения. Сам Менахем Бегин в своей книге "Мятеж" утверждает, что деревня Дейр-Ясин была важным звеном в цепи арабских укреплений, окружавших Иерусалим с запада, что ее захват являлся частью стратегического плана, согласованного с Хаганой, и был необходим для поддержания связи между Иерусалимом и остальным еврейским ишувом. Что же касается жертв среди гражданского населения, М.Бегин считает, что жители деревни были предупреждены через громкоговорители, чтобы они покинули деревню, и многие действительно ушли. Из тех же, кто остался, многие погибли во время штурма. Сообщения о том, что имела место сознательная ликвидация гражданского населения, категорически отвергались М.Бегиным. По его словам, "арабский штаб в Рамалле передал по радио грубо состряпанную историю о том, что Эцель, якобы, устроил кровавую резню в деревне, убивая женщин и детей" (18). Однако М.Бегину поверить, как нам кажется, достаточно сложно, хотя бы потому, что события происходили в ночное время (сам бой завязался на рассвете), поэтому слабо верится в то, что жители Дейр-Ясина поспешили оставить свой дом (да и куда идти, тоже было непонятно) по требованию евреев.
И, наконец, третий момент историографии этой проблемы: какова реакция на трагедию в Дейр-Ясине (то, что это были трагические события мы даже не ставим под сомнение)?
В арабской историографии зачастую событие в Дейр-Ясине рассматривалось как спланированный заранее акт геноцида, целью которого было намеренная организация трансфера арабов из Палестины. Вот почему Дейр-Ясин арабскими историками воспринимается как символ палестинской накбы – целенаправленного изгнания сионистами арабского населения подмандатной на тот еще момент Палестины для создания моноэтничного еврейского государства. Уже цитированный арабский историк Мухсин Мухаммад Салих рассматривает Дейр-Ясин как "массовое убийство палестинцев", но предлагает рассматривать эту трагедию не как единственный подобный случай, а как начало целой серии подобных "дейр-ясинов": "Безжалостные сионисты уничтожили 478 палестинских деревень из 580 существовавших… Такая вот "цивилизационная миссия" была осуществлена сионистами и их западными приспешниками! (19)" Впрочем, обвинение в адрес последних остается непонятным: кого Мухаммад Салих имел в виду, если учитывать, что США и Великобритания были не на стороне сионистов в то время, в отличие от Советского Союза, активно помогавшего еврейскому ишуву вооружением?
Тем не менее, целью сионистов, по мнению арабских историков, было подталкивание арабов к незамедлительному бегству из своих деревень. Дауд эль-Алами пишет, что "террористы (в его работе так называются бойцы Эцеля и Лехи. – Р.С.) стремились создать массовую панику в окрестных районах и достигли своей цели. Целые деревни бежали в страхе, что их постигнет та же участь" (20). Приблизительно такого же мнения придерживалась советская историография (в 1960-1980-е гг. в СССР сложилась так называемая "примаковская" школа ближневосточных исследований, связанная с именем академика Евгения Примакова, директора Института востоковедения и Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР). Владимир Киселев отмечает, что "несколько чудом выживших жителей [Дейр-Ясина] иргуновцы (члены Эцеля. – Р.С.) привезли в Иерусалим для демонстрации своей "доблести" и для устрашения арабского населения. Трупы расстрелянных в Дейр-Ясине арабов фотографировались, снимки отпечатывались в многочисленных экземплярах и распространялись в арабских деревнях с надписью: "Вот что вас ждет, если вы не уйдете!" (21) Правда, заметим, никаких доказательств и подтверждений у других авторов подобного кощунства со стороны сионистов не имеется. К тому же в работе Киселева напрочь отсутствуют ссылки на какие-либо источники по этому вопросу. Даже у так называемых "новых историков" Израиля (самый яркий и известный из них Бенни Моррис, профессор Беэр-Шевского университета, автор фундаментального исследования "Жертвы. История сионистско-арабского конфликта, 1881-2001", написанного с "левых" позиций) подобных описаний садистских глумлений не встречается.
В любом случае, как бы ни оценивали трагедию в Дейр-Ясине и сколько бы не было действительно убитых людей в этой деревне, эта история вызвала панику среди палестинских арабов. Правда, заметим, что палестинские лидеры недвусмысленно поощряли арабов временно покинуть свои дома, чтобы не попасть под "горячую руку" арабских армий из других стран и чтобы позволить без проблем вести бои с евреями, не мешая при этом своим присутствием (подобные призывы высказывались до событий 9 апреля 1948 года). Тем не менее, это никаким образом не оправдывает поступок Эцеля и Лехи.
Любопытной представляется реакция Хаганы и Еврейского Агентства на Дейр-Ясин. "Узнав о случившемся, руководители еврейской общины пришли в ужас. Представители Хаганы, Исполнительный комитет Еврейского Агентства и сам верховный раввин резко осудили эту акцию. Еврейское Агентство выразило свое возмущение телеграммой в адрес короля Трансиордании [Абдаллы I], посланной с согласия Бен-Гуриона и, по мнению некоторых, его распоряжению ("Эту кровавую бойню, порочащую имя каждого честного еврея, учинили гнусные раскольники и террористы" - было написано в телеграмме (22))… Бен-Гурион опасался, как бы массовое убийство в Дейр-Ясине не подкрепило решение арабского лагеря, который смог бы оказать давление на Абдаллу, чтобы тот ввел в бой опасный Арабский легион (Абдалла I в это время вел переговоры с сионистами о возможности аннексировать в пользу своего королевства ту часть Палестины, которая предназначалась по резолюции ООН для арабского государства, в обмен на обещание не воевать против еврейского государства (23). – Р.С.)". Что же касается телеграммы "Еврейского Агентства, то можно не сомневаться, что ее целью было желание сгладить ситуацию" (24), - утверждает М.Бар-Зохар.
В этой связи интересную точку зрения выдвинул "правый" израильский историк Ури Мильштейн, автор недавно изданной книги "Черная книга: Кровавый навет в Дейр-Ясине" (2007). По его мнению, миф о резне в Дейр-Ясине был сфабрикован полковником Меиром Паилем по политическому заказу лидера партии МАПАЙ Давида Бен-Гуриона. Бен-Гурион, как считает Мильштейн, прекрасно знал о запланированной атаке Эцеля и Лехи на Дейр-Ясин, не стал мешать осуществлению этой операции и, более того, по ее завершению получил полный отчет о случившемся от своего верного начальника Хаганы в Иерусалиме Давида Шальтиэля. Целью Бен-Гуриона, по мнению этого израильского историка, было желание "свалить" всю вину за Дейр-Ясин на ревизионистов (т.е. членов Эцеля и Лехи) – своих главных политических противников в ишуве, тем самым создать вокруг них отрицательный миф как о "палачах" Дейр-Ясина. Тогда можно будет убить сразу двух зайцев: с одной стороны, удастся руками Эцеля и Лехи ликвидировать "нежелательную" арабскую деревню рядом с киббуцом Гиват Шауль, на месте которой можно будет построить аэродром, а с другой стороны, политически уничтожить своих идеологических противников, какими являлись ревизионисты (25).
О том, что руководство Хаганы было осведомлено о предстоящей операции против Дейр-Ясина и даже согласилось с настойчивыми требованиями Эцеля и Лехи дать добро на ее осуществление, говорит следующий исторический источник. Командир Хаганы в Иерусалиме Д.Шальтиэль обратился к руководству Эцеля и Лехи с письмом: "Мне стало известно, что вы собираетесь атаковать Дейр-Ясин. Я бы хотел обратить ваше внимание, что захват и удержание Дейр-Ясина является лишь одним из пунктов нашего плана (т.е. операция "Нахшон". – Р.С.). Я не возражаю против вашей акции, при условии, что у вас есть достаточно сил удерживать деревню. Если таких сил у вас нет, я предупреждаю вас - не взрывать дома, ибо это приведет к бегству жителей, что, в свою очередь, приведет к тому, что развалины могут стать удобной базой для вражеских отрядов. Это лишь усложнит обстановку в этом районе и повторный штурм обойдется всем нам намного дороже. И еще один пункт: в случае захвата Дейр-Ясина вражескими силами, мы не сможем создать в этой местности аэродром, как это нами запланировано" (26). Таким образом, определенное участие Хаганы в произошедшей трагедии в Дейр-Ясине имело место быть.
В итоге, как пишет историк Михаил Штереншис, разгром Дейр-Ясина привел к нескольким очень тяжелым для страны последствиям:

Часть арабов резко озлобилась и решила мстить и воевать против евреев беспощадно, насколько возможно;
Часть арабов перепугалась так, что, оставив все нажитое, бросилось прятаться в соседние страны, создавая проблему арабских беженцев;
Отношение к палестинским евреям во всем мире резко ухудшилось, так как большинство политиков в других странах просто не разбиралось в различиях между Хаганой, Эцелем и Лехи;
Арабские страны получили дополнительный весомый довод для вторжения в Палестину;
В самом ишуве раскол между сионистами-трудовиками Бен-Гуриона и сионистами-ревизионистами Бегина еще больше углубился (27).

В конечном счете, выживших жителей Дейр-Ясина никто не пустил домой обратно. Да и судьба самой деревни закончилась быстро после 9 апреля 1948 года: на части местности построили-таки аэродром, а в сохранившихся домах в 1949 году поселили новых репатриантов и назвали это место Гиват Шауль Бет по названию близлежащего кибуца Гиват Шауль (называемого теперь Гиват Шауль Алеф).
Таков историографический обзор трагических событий в Дейр-Ясине.

Писать о войне тяжело, а писать о гражданской войне – вдвойне трудно. События с ноября 1947 года по май 1948 года (т.е. после принятия резолюции ООН о разделе Палестины и до провозглашения Декларации независимости Израиля) можно смело называть гражданской войной, поскольку бои велись между жителями все-таки одной страны, пусть находящейся под управлением Великобритании. В любой гражданской войне не бывает однозначно виноватых и невиновных, поскольку преступления совершают обе стороны. В ходе вот этой Палестинской гражданской войны (как нам кажется, только с 15 мая 1948 года войну можно называть арабо-израильской, поскольку Израиль уже де-факто, а вскоре после признания СССР, и де-юро, существовал) и евреи, и арабы наносили друг другу военные удары, рассчитывая одолеть друг друга и физически, и технически, и главное - психологически. Так, например, 22 февраля 1948 года на улице Бен-Йехуда в Иерусалиме арабы подорвали заминированный грузовик, в результате чего погибло свыше 60 евреев. Или вот другой случай, когда 2-3 апреля 1948 года евреи взяли арабскую деревню Кастель. То есть удары друг другу наносили обе стороны, и как в любой войне сложно найти однозначно виноватого. Историки продолжают спорить и, скорее всего, будут и дальше продолжать это делать, поскольку события тех лет в Палестине остаются фундаментом, на котором строится историческая память и национальное мировоззрение для кого-то как долгожданная победа, а для кого-то как поражение. И здесь главное, что должны сделать историки, так это не скрывать, не замалчивать и в то же время не раздувать факты трагических событий, одним из которых является Дейр-Ясин.

Вместо послесловия автору хочется привести личные впечатления от увиденного во время пребывания в Израиле, которое отражает память о событиях вот уже как 60-летней давности. Гуляя по арабскому кварталу Старого города Иерусалима, мною был замечен потрепанный плакат на одном из зданий, на котором была изображена плачущая женщина с ребенком на руках и по-английски было написано: "Дейр-Ясин: мы никогда не забудем и никогда не простим!" ("Deir Yassin: we’ll never forget and never forgive!"). Хотелось бы, чтобы каждая из сторон умела прощать и в тоже время умела бы помнить о трагических фактах истории.

Примечания:
1. Подробнее см.: Саид А. Великое арабское восстание. – М., 1940
2. Morris B. The Historiography of Deir Yassin // The Journal of Israeli History, vol. 24, No 1, March 2005. – Р.85
3. Подробнее о роли Советского Союза в первой арабо-израильской войне см.: Млечин Л. Зачем Сталин создал Израиль? – М.: Эксмо, Яуза, 2005
4. Шульман А. Ложь и правда о битве за Дейр-Ясин // www.alefmagazine.com/podrobnosti/article_671.html
5. Morris B., Р. 86
6. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Серия "След в истории" / Пер. с франц. Черноситовой Т.Л. – Ростов н/Д: "Феникс", 1998. – С.229-230
7. Шульман А. Указ. соч.
8. Morris B., Р.86
9. О’Брайен К. Осада / Пер. с англ. – Иерусалим: Библиотека "Алия", 1990. – Кн. 1. – С.95
10. Герцог Х. Арабо-израильские войны. – В кн.: Арабо-израильские войны. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Tera Fantastica, 2004. – С.226
11. Шамир И. Сосна и олива или Неприметные прелести Святой Земли. Изд. 2-е, испр. / Исраэль Шамир. – М.: Ультра.Культура, 2004. – С.226
12. См.: Эпштейн А.Д. Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика. – М.: Институт Ближнего Востока, 2005. – С.91-93
13. Кон-Шербок Д., эль-Алами Д. Палестино-израильский конфликт: Две точки зрения / Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – С.75-76, 214
14. Мухсин Мухаммад Салих. Палестинский вопрос: его история и развитие до 2000 года.
15. Киселев В.И. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. – 2-е изд., доп. и перераб. – К.: Политиздат Украины, 1983. – С.46-47
16. Государство Израиль / Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. – М.: Институт востоковедения РАН, 2005. – С.78
17. Мильштейн У. Рабин: рождение мифа. – Иерусалим: Издательство "Сридут", 1997. – С.237
18. См.: Эпштейн А.Д. Указ. соч. – С.93
19. Мухсин Мухаммад Салих. Указ. соч.
20. Кон-Шербок Д., эль-Алами Д. Указ. соч. - С.214
21. Киселев В.И. Указ. соч. – С.47
22. Шамир И. Указ. соч. – С.228
23. Подробнее об этих переговорах можно прочитать в мемуарах Голды Меир, непосредственно в них участвовавшей. См.: Меир Г. Моя жизнь / Пер. с иврита Р.Зерновой. – Чимкент: МП "Аурика", 1997
24. Бар-Зохар М. Указ. соч. – С.230
25. См.: Черная книга Ури Мильштейна // Заметки по еврейской истории, № 10 (82), июнь 2007 года
26. Kurzman D. Genesis 1948: The First Arab-Israeli War. – New York: Da Capo Press, 1992. – P.141
27. Штереншис М. История Государства Израиль. – Изд. 2-е. – Герцлия: ISRADON, 2005. – С.129-

1.12.2013
Раис Равкатович Сулейманов
(Казань, Россия)

Источник - ethnoglobus.az
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1385971980


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената: В непростые времена наш народ проявлял милосердие, доброту и ответственность
- Участники Школы аналитики презентовали итоговые доклады по достижению ЦУР
- Мажилис рассмотрит законопроект, направленный на минимизацию рисков при кредитовании и защиту прав заемщиков
- Проект "Қарызсыз қоғам" формирует новую финансовую культуру в обществе
- Отношения между этносами в Казахстане: равнодушие, переходящее в неприятие
- Главы внешнеполитических ведомств Казахстана и Турции обсудили перспективы двустороннего сотрудничества
- Инфляция в Республике Казахстан (Февраль 2024г.)
- Подписано Генеральное соглашение по улучшению условий труда в Казахстане
- Информационное сообщение по валютному рынку
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх