Деградация пропаганды. О киноэпопее про юность Назарбаева и публицистике про закат путинизма, - В.Мараховский 17:41 13.12.2013
Уважаемые читатели!
Вот ролик -
http://www.odnako.org/blogs/show_34463/
Это трейлер киноэпопеи, которая завтра выходит на экраны Казахстана.
Не факт, конечно, что фильм хороший - несмотря на Гафта, Шакурова, Сухорукова и явно грамотную картинку. Но стоит поговорить о другом.
Вот на что спорим: отечественные культурные деятели эту эпопею даже оценивать не будут.
Вот не будут - и все. Ибо наш медиакласс, являющийся пиратской копией западного, по определению не станет оценивать фильм, который называется "Путь лидера". Собственно, он уже высказался: коллективный ганглий медиакласса википедия оперативно отреагировала вставкой в фильмографию В.И.Гафта фразы: "2013 - Путь Лидера (фильм-ода казахстанскому диктатору Н.Назарбаеву)". Коротко и ясно.
Штука тут вся в том, что биография действующего авторитарного президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева - для правящей в т.н. мировой культуре идеологии есть вообще недопустимая тема.
Нет, в принципе правящая культурная идеология разрешает снимать об авторитарных лидерах. Но - по очень строгим канонам. Вариантов судеб таким лидерам дозволено всего три:
1) Гнусный диктатор должен потерпеть страшное крушение и покончить с собой в бункере;
2) Диктатор должен умереть в одиночестве с ощущением внутренней пустоты, сжимая детскую игрушку;
3) Диктатор должен в момент краха своей державы отказаться от власти и передать ее майдану, хрустящему печеньками от правообладателей политического эталона.
А вот чего авторитарный лидер не может - так это быть успешным и полезным.
Он не может начать простым рабочим на заводской стройке авторитарной державы и двадцать лет брести по ступенькам от чугунщика-горнового-газовщика-диспетчера до старшего газовщика-члена партии-секретаря парткома-обкома-предсовмина республики.
Он не может этого сделать, по пути не убив и не изнасиловав никого - а вместо этого радуясь с товарищами первым полученным плавкам.
Он не может потом, в момент всесоюзного раздрая, взять и спасти государство в очень годной к распилу через гражданскую войну стране.
И дело определенно не в том, что фильмы об авторитарных успехах по определению бездарны. На всякий случай, "Иван Грозный" и даже "Триумф воли" - фильмы общепризнанно великие.
То есть быть успешными авторитарным лидерам в приличном кино запрещено по кое-какой другой причине.
Причина эта, как представляется - в том, что приличное кино всегда за свободу. То есть за единственно верный способ формирования правящей верхушки - через баланс интересов элитных групп.
Это очень важный момент. В канонической трактовке западного масс-культа демократия - это вовсе никакое не народовластие. Нет там никаких сельсоветов, на которых поднятием рук решают "поддержать или отвергнуть". Демократия у них - это согласие вождей. Правящих семей. Кланов.
Замечали вы или нет, но в предельно идеологизированной эпопее "Звездные войны" крахом свободы именуется переход власти от феодальной семибоярщины (куча рабовладельческих охлократий и откровенных монархий заседают в едином совете) к властной вертикали.
И в канонической трактовке западного масс-культа демократия не имеет также никакого отношения к "человекостроению" и к качеству народа. К его образованности, здоровью и благополучию она тоже никак не относится. Она имеет отношение только к способу формирования правящей верхушки. Если президента даже выбирает большинство граждан без "консенсуса элит" - это диктатура. Как бы кристально ни было проголосовавшее за лидера большинство.
Поэтому, например, Индия, где полуграмотное население, антисанитария и кастовая система - она у нас везде записана как демократия. А, например, Белоруссия, где всеобщее обязательное среднее образование и медобслуживание - она везде записана как диктатура.
И если вам кажется, что подобное деление стран на демократии и диктатуры в мировом масскульте несправедливо и неправильно - то вы автоматически ответили на вопрос, почему в нем полезные автократии забанены вообще.
…И вот тут - стоит перейти к главному.
Дело в том, что держатели контрольного пакета мирового масскульта - англосаксы и прочие примкнувшие европейцы - уже, строго говоря, лет 20 как разучились дискутировать. Примерно с того момента, когда Фукуяма высказался на тему конца истории и спорить стало как бы не с кем.
В этот момент условный западный масскульт, фигурально говоря, перестал спорить и принялся вещать. Постепенно костенея. Чтобы понять, какой пройден путь - надо просто посмотреть фильм "Взвод" 1986 года, получивший 4 "оскара", и сразу за ним фильм "Повелитель бури" 2008 года, получивший 6 "оскаров". Оба - про американских солдат в далеких восточных странах. Первый рассуждает о том, хорошо ли завоевывать далекие народы. Второй - о том, как хорошим ребятам непросто дается эта суровая мужская работа и как их потом трудно реабилитировать.
Двадцатилетнее отсутствие оппонента просто не могло привести к предсказуемому результату - то есть к деградации дискуссии. Сегодня мы из мира свободы мы получаем совершенно одинаковые, абсолютно предсказуемые и невероятно скучные дидактические фильмы. В них идеологическим оппонентам канонической демократии не выдается вообще ни одного элемента правоты. Они все какие-то долбанутые, причем совершенно немотивированно: вроде бы диктатору и не нужно по сюжету, а он нет-нет похода расстреляет ребенка или изнасилует старика.
Речь идет, кстати, не только о масс-культе. Та же деградация дискуссии заметна и по публицистике, и по политологии. Клиническим примером можно считать, например, недавний текст З.Бжезинского про неизбежность победы демократии на Украине и в России. Текст крайне рекомендуется к прочтению - именно как пример трогательной беспомощности автора.
То есть там каждая фраза вопит: в мире публициста Бжезинского вообще отсутствует такая опция, как "возможный оппонент". Такой парень, который бы ехидно возражал и указывал на явную лажу автора - отогнан на пушечный выстрел, загнан в независимый блог и гниет там. Публицистика для "Financial Times", оказывается, не предусматривает мало-мальского оппонента, который бы вякал: "Вы тут говорите, что на Майдане спонтанный народный всплеск. А что тогда в Киеве тусуются замглавы Госдепа Виктория Нуланд и прочие экс-президенты Польши?". Или: "можно подробнее про несомненные выгоды восточноевропейцев от вступления в ЕС?" Или: "Вы тут пишете про депопуляцию России, но ведь она практически остановилась, а вот в Восточной Европе имеет катастрофические масштабы". Или: "А что такое российский средний класс? И почему вы решили, что он крепнет? И почему вам кажется, что он считает украинский вариант примером для подражания?". И т.д.
…Возвращаясь к эпопее про юность Назарбаева. Повторюсь: совершенно неизвестно, хороший получился фильм или нет. Но его содержание хотя бы нельзя предсказать заранее с самого начала до самого конца - несмотря на то, что биография главгероя известна. Содержание его непредсказуемо именно потому, что фильм - снят за пределами мировых культ-законов.
Сравните с каким-нибудь приличным (с точки зрения держателей идеологии) кино. Не важно, отечественным или голливудским.
Есть повод задуматься, где, собственно говоря, у нас свобода.
Виктор Мараховский 13.12.2013
|