О кыргызском родо-племенном этнониме "Шато-Солто", - А.Абдысадыр уулу 11:04 19.12.2013
1. Сведения древнекитайских письменных источников
Согласно древнекитайским письменным источникам, племя "Шато" является частью племенного союза "Чуюэ". В "Сюй Тан-шу" сообщается что, "Шато является отдельным племенем западных тюрок рода Чуюэ". При этом, отмечается, что "к востоку от Пулэй есть большая каменистая [земля], поэтому, [это племя] называется Шато-тюрк".
Территория, где жили Шато
В IX веке Танская империя утратила свое влияние в Западном крае. Воспользовавшись геополитической ситуацией, шатосцы вступив в союз с уйгурами, взяли под свой контроль гарнизоны Бешбалык и Аньси и оказывали сопротивление тибетцам, пытавшимся захватить эти гарнизоны. Но 790 году н.э. шатосцы перешли на сторону тибетцев. Позднее это племя перекочевала в район Ордоса. После падения Танской империи в Северном Китае шатосцы создали три государства: Поздний Тан (923-936), Поздний Цзинь (936-946), Поздний Хань (947-951).
Также согласно древнекитайским источникам, "Предки императора Чжуан-цзуна (908-926) [первый император государства Поздний Тан, правил в 923-926 годы н.э., был из племени Шато] первоначально именовались Чжуэ… При последующих поколениях выделились, сами себя назвали Шато и взяли фамилию Чжуэ".
Кроме того, в древнекитайских письменных источниках упоминается что форма "Чжоэ" изменился в форму "Чжуэ".
Как видно, этноним "Шато" в древнекитайских источниках имеет также формы "Чжуо" и "Чжуэ".
2. Лингвистический анализ этнонима
Этноним "Шато" имеет форму "沙陀" со семантикой: "песочно-гравийный склон". На пратюркском языке семантическая позиция "песочно-гравийный" передается лексемой "*eš". К примеру: "эшилген кум" – "сыпучий песок; большие пески" на кыргызском языке. На пратюркском языке семантическая позиция "склон" передается лексемой "*dik". Таким образом, этноним "Шато" (沙陀) переводится на пратюркский язык как "Ešdik". В письменном памятнике кыргызов "Бай-Булуң I" или "Е – 42" говорится о земле "Эштегүн": "Ana Eštegün jerim : en bilgür" – "Та моя земля Ештегүн, самый мудрый". Данный топоним обозначал территорию современной Джунгарской равнины, с его каменистой, щебневой почвой.
Вторая форма этнонима "Шато" – "Чжуо" имеет форму "涿" со семантикой: "бить, стучать, ударять". На праалтайском языке семантическая позиция "бить, стучать, ударять" передается лексемой "*ǯŭgdo", на пратюркском языке – "*jodo" или "jogdo". Таким образом, форма "Чжуо" (涿) переводится на пратюркский язык как "Jod" или "Jogd" с переходом [g] на [j], или на [l]: "Jogd" > "Jojdo" или "Joldo". Древние тогонцы в VIII веке составляли доклад "О царствах и племенах, обитающих на севере". В данном докладе после племени "Суни" в Джунгарии, отмечается племя "Жолто". По нашему мнению форма "Чжуо" (涿) переводится как "Жолто" с переходом [ж] на [c]: "Жолто" > "Солто".
Третья форма этнонима "Шато" – "Чжуэ" имеет форму "朱邪" со семантикой: "красный отец". На праалтайском языке семантическая позиция "красный" передается лексемой "*kiuru", на пратюркском языке – "*kïr" с переходом [r] > [z]: "Kïr" > "Kïz". Семантическая позиция "отец" на праалтайском языке передается лексемой "*apa", на пратюркском языке – "apa". Таким образом, форма "Чжуэ" (朱邪) переводится как ""Kïz apa" – "Кызыл".
Следовательно, этноним "Шато" переводится как "Эштек"; "Чжуо" – "Солто"; "Чжуэ" – "Кызыл".
3. Лингвистический анализ имен императоров шатосцев
Отцом первого императора Чжуан-цзуна был Ли Кэюн (李克用). Лингвистический анализ китайской формы "Ли Кэюн" указывает, что иероглиф 李 [lǐ] в древности имел семантику "управитель" т.е. был титулом. Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой "*dasa", на пратюркском языке "Jasa". Иероглиф 克 [kè] имеет семантику "сведущий, способный, умный". Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой "*bogde", на пратюркском языке – "bögü" и на праалтайском языке – "*ar", на пратюркском языке "ar". Иероглиф 用 [yòng] имеет семантику "правитель". Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой "*kioŋi", на пратюркском языке – "kiaŋ". Таким образом форма Ли Кэюн (李克用) переводится как "Jasa bögü ar kiaŋ".
Сын Ли Кэюна Ли Цуньсюй правил государством Поздний Тан в 923-926 годы. Его храмовое имя "Чжуан-цзун" (莊宗) имеет семантику "сильный" и "продолжатель рода". Данные семантики на праалтайском языке передаются лексемами "*kü" и "*tog", на пратюркском языке – "kü" и "tog" соответственно. Таким образом, форма Чжуан-цзун (莊宗) переводится как "Kü tog".
Сын Ли Цуньсюя Ли Сыюань правил государством Поздний Тан в 926-933 годы. Его храмовое имя "Мин-цзун" (明宗) имеет семантику "светлый" и "продолжатель рода". Данные семантики на праалтайском языке передаются лексемами "*giojnu" и "*tog", на пратюркском языке – "gün" и "tog" соответственно. Таким образом, форма Мин-цзун (明宗) переводится как "Gün tog".
Последующие два императора носили посмертные имена "печальный император" и "последний император" но называть правящего императора посмертным именем не принято.
4. Генеалогическая схема племени Шато
Таким образом, на основании древнекитайских письменных источников можно создать следующую генеалогическую схему:
5. Сопоставительный анализ генеалогических схем племени Шато и кыргызского племени Солто
Лингвистический анализ этнонима Шато, а также имен императоров шатосцев показывает, что лексемы пратюркского языка, передающие семантические позиции основных компонентов древнекитайских форм совпадают с основными компонентами генеалогической схемы кыргызского племени Солто.
"Чуюэ" – "Tiolgu" на праалтайском языке – "Тагай" на кыргызском языке;
"Шато" – "Ešdik" на пратюркском языке – "Эштек" на кыргызском языке;
"Чжуо" – "Joldo" на пратюркском языке – "Солто" на кыргызском языке;
"Чжуэ" – "Kïz apa" на пратюркском языке – "Кызыл" > "Козор" на кыргызском языке;
"Ли Кэюн" – "Jasa bögü ar kiaŋ" на пратюркском языке – "Богорстон" на кыргызском языке;
"Чжуан-цзун" – "Kü tog" на пратюркском языке – "Күл туу" на кыргызском языке;
"Мин-цзун" – "Gün tog" на пратюркском языке – "Күн туу" на кыргызском языке.
Сопоставительный анализ генеалогических схем выглядит следующим образом:
Таким образом, этноним "Шато" относится к кыргызскому племени Солто. При этом в генеалогической структуре племени Солто сохранились имена первых императоров Позднего Тана.
Азат Абдысадыр уулу 19.12.2013
|