На выдачу казахского олигарха Аблязова: как с ним поступить Москве и Киеву, - С.Уралов 11:16 11.01.2014
Французский суд принял решение о выдаче бывшего руководителя государственного БТА-банка, гражданина республики Казахстан Мухтара Аблязова. Интересно, что суд предоставил исполнительной власти выбор: выдать могут как России, так и Украине. Самому Казахстану выдавать не будут - у Франции и РК нет соответствующего соглашения.
Сам гражданин Аблязов - типаж достаточно яркий и характерный: чиновник-бизнесмен-политик, паразитировавший на разлагающейся и хаотической союзной экономике начала 90-х.
Основные обвинения со стороны государства - хищение от 4 до 7 миллиардов долларов во время руководства государственным БТА-банком в 2005–2009 годах. С должности руководителя банка смещен решением главы Казахстана, после чего началась история с бегством Аблязова из республики. Как это принято у запускающих руку в государственный карман, пытался скрываться в Европе: в Британии, Швейцарии, Франции.
Вопросы в Казахстане к этому персонажу появились очень давно. Еще в 1999 году, уйдя с поста министра энергетики и индустрии, находился под следствием по делу о финансовых хищениях и сокрытии доходов. В 2002 году был осужден, но вскоре помилован президентом Назарбаевым.
У гражданина Аблязова очень яркая судьба - постоянные взлеты и падения элитария, который то находил общий язык с властью, то увлекался махинациями.
Но уникальность этого персонажа не в суммах ущерба, а в масштабах и географии схем.
Важно то, что гражданин Аблязов не просто нанес ущерб республике, а использовал евразийскую интеграцию в личных интересах. Если отбросить в сторону нюансы, схемы Аблязова аналогичны схемам топ-менеджмента Уралкалия.
Хищения у Казахстана проводились им с использованием украинской и российской юрисдикции. И не имеет значения, как именно работают эти схемы - за счет "живых" денег БТА-банка или демпинга на мировом рынке калийных удобрений. Ключевой элемент схемы - разница в юрисдикции союзных республик при сильной интегрированности экономик. Понять, где начинается реальная экономика Казахстана и заканчивается экономика России, сложно. А вот граница между финансовой системой Казахстана и финансовой системой России очень четкая.
Однако для того, чтобы проворачивать такие схемы, да еще и в таких масштабах, необходимо быть интегрированным в политэкономическую систему всех республик. В данном случае - Казахстана и России.
Господин Аблязов - снова-таки ярчайший тому пример. В России деятельность осуществлялась в рамках инвестиционной группы "Евразия", которая инвестировала, например, в строительство офисной башни-гиганта "Евразия" в проекте Москва-Сити или в логистический терминал "Северное Домодедово". Причем деятельность вовсе не ограничивалась столицей. В Сибири гражданин Аблязов был замешан в мутных схемах вокруг "Красноярскугля". Олигарх Мухтар Аблязов действовал с вполне евразийским размахом - родной Казахстан, Москва, Сибирь.
Как и в случае с "Уралкалием", топ-менеджеры и владельцы которого нанесли ущерб государству в Белоруссии, мы имеем дело с аналогичным случаем. Только ущерб был нанесен на этот раз государству в Казахстане - по типичной схеме, с понятными целями.
Волею французского суда гражданин Аблязов будет выдан либо Москве, либо Киеву. Причем, кому бы он ни был выдан, единственным справедливым решением была бы его дальнейшая передача в Казахстан. Для России это является абсолютно логичным союзным решением. Для руководства Украины это могло бы стать отличной возможностью для выстраивания союзных отношений с Астаной. Однако в украинском случае нельзя забывать про антисоюзное и олигархическое лобби в правительстве, парламенте и президентской администрации. Ведь в украинской республике на руководящих постах - сотни своих аблязовых. В случае если победит олигархическое лобби, беглого олигарха могут и не выдать. Что, впрочем, будет большой ошибкой Киева.
Однако куда бы ни выдали французы беглого казахстанца, попасть на родину он должен с сопроводительным обвинением со стороны России и Украины. То, что судить гражданина республики Казахстан нужно в Казахстане, - это факт. Но в случае, если ущерб нанесен государству (и не одному), обвинять должно государство во всех его юрисдикциях. И казахстанской, и российской, и украинской. Потому что, сколько бы у нас ни было юрисдикций, Страна все равно одна - с общими преступниками и героями.
Семен Уралов 10.01.2014
|