"Кыргызское кино не развивается", - З.Эралиев 07:45 14.01.2014
Замир Эралиев, кинорежиссер: "Кыргызское кино не развивается"
По информации кинокритиков, в Кыргызстане ежегодно выходит в свет по 100 фильмов. На самом деле, не успеешь посмотреть один фильм, появляется второй, не знаешь даже, какой посмотреть. Потому что большинство их похожи друг на друга как кролики. К сожалению, они все прилаживаются к коммерческому направлению и вроде потеряли цену настоящего кино. На этот счет в обществе высказываются разные мнения. Один говорит: "Кыргызское кино развивается", - а другой говорит: "Нынешние киношники в пух и прах разбили кыргызское кино". Мы побеседовали с кинорежиссером Замиром Эралиевым о положении сегодняшнего кыргызского кино, о хороших и плохих сторонах, его будущем.
- В настоящее время еженедельно проводится презентация нового фильма. Каково их качество, и каким в принципе должно быть кино?
- Открыто говоря, снимаемые на сегодняшний день фильмы не особо хочется смотреть. А раз не видел, то не могу сказать, хорошие или плохие. Но, беря в целом, мы не можем поднять уровень кино на высокий уровень. Дело в том, что имеются коммерческие и авторские фильмы, а профессионального кино нет. Давным-давно специально ездили в Москву учиться 5 лет в Институте кинематографии, исследовали историю мирового кино, получали образование у отличных режиссеров, операторов, актеров. Говоря другими словами, уровень наших кинокритиков был высоким. Поскольку сейчас нет таких специалистов, то мы не знаем, что хорошо, а что плохо. Не только в кино, но и в жизни мы уже не можем отличить белое от черного. Когда для меня кино является отличным? Если имеется отличная история, ее хорошо снимает хороший режиссер, доводит до нашего сознания, а когда мы видим, то волнуемся, смеемся или плачем. К сожалению, выходящие фильмы по сходству с американскими кино показывают, как друг друга избивают, мучают, насилуют.
- У сегодняшних нет никакого режиссерского образования. Как мы сможем вернуться к тогдашнему "кыргызскому чуду"?
- Видевшие в 1970-ых годах кыргызское кино, сравнивавшие, присвоили ему название "кыргызское чудо". Я как-то спрашивал у Болота Шамшиева: "Какими путями вы получили такое звание?". Он сказал: "Мы на кино смотрели глазами Европы, смотрели фильмы специалистов России, называемых замечательными, старались и достигли того уровня". В то время специально обучались в Москве актерскому, режиссерскому мастерству и кинокритике. А сейчас не так. К примеру, у Эрнста Абдыжапарова нет режиссерского образования. Он говорит: "Обучу всему в течение 7 дней". Не имея знаний, сам не зная, чему он может обучить? Это все равно, что слепой человек сам не видит, но говорит, что покажет дорогу. Я далек от оценок фильмов Эрнста хорошими или плохими. Постоянно снимая один фильм за другим, он наращивает уровень. К примеру, возьмем цирк. Там можно обучить обезьяну, даже морского котика. Но поскольку нет человечности, взаимной поддержки, кыргызское кино не развивается. Не могу также сказать, что завтра оно разовьется и станет отличным.
- Есть ли у нас специальные мастерские, готовящие режиссеров? Как их надо воспитывать?
- На большом качественном уровне уроки не преподаются. Спрашивают иногда: "Замир байке, почему вы не открываете свою мастерскую?". Я это предлагал не один, а много раз бывшему ректору Института искусств Сагынаалы Субаналиеву. К сожалению, он тоже проявил близорукость, не заинтересовался. Чтобы обучиться режиссуре, я 10 лет находился в Москве. Учился 5 лет в мастерской Сергея Герасимова, известного не только в Советском Союзе, но и в сфере всего мирового кино. Полгода я находился рядом с Андреем Кончаловским, помогая в съемках фильма "Сибириада". Беседовал с прославленными режиссерами. Далек от высказывания, что все знаю, но немного знаю. Поэтому было бы хорошо научить молодежь тому, что знаем. Представители прежнего поколения тоже не открыли свои мастерские.
- Какое критическое мнение можете сказать в адрес тех, кто снимает кино, не зная его секретов?
- Во-первых, кто я такой, чтобы говорить им: "Не снимай"? У меня нет никакого права запрещать. В сегодняшней жизни каждая личность сама решает свою судьбу. Но речь о том, нужно ли народу снятое этим человеком кино? Хотя каждый день выходят новые песни, кинофильмы, но они не впитываются, не проникают в нашу жизнь. Например, я давно уже не слышал хорошей песни. Наша культура, искусство на очень низком уровне. Не знаю, каким спектаклем, фильмом мы можем похвалиться. В произведении "Горе от ума" Грибоедова задается критический вопрос: "А судьи кто?" В значении "каков их уровень". Так и здесь, кто судьи? Кто снимающие?
- Ведь все снимаемые фильмы стали коммерческими. Насколько они нужны нам?
- Без коммерции ничего не будет развиваться. Мы не сдвинемся, пока кыргызское кино не сделаем коммерческим. Поэтому нам надо вести работу в трех направлениях. Первое – человек сам находит деньги, сам снимает фильм. Второе – правительством предусматриваются бюджетные деньги, по его заказу снимается художественный фильм, историческое событие. Третье – путь меценатства. Кого у нас много? Богатых много. Если мы поставим требование: "Если вложите деньги в национальную культуру, то получите налоговые льготы", - то желающие внести вклад в культуру найдутся.
- Выше вы сказали: "Не смотрю выходящие в свет картины". У вас нет времени на их просмотр или не интересуетесь?
- Мне неинтересно смотреть их. Каждый день смотришь в интернете новости, все только об одном: избил, травмировал, украл. Пишут всякую ложь. И в нашем кино происходит такое же. Мы научились плохим качествам Америки. И сам я не особо интересуюсь просмотрами. Потому что когда Эрнст Абдыжапаров подготовил режиссеров, а они за один месяц отсняли фильмы, и он попросил меня войти в жюри, я пошел, разочаровался. Мысль есть, но качество нехорошее. Для этого правительство должно специально составить программу, и на ее основе вести работу. Попробуйте спросите в одном только Министерстве культуры, есть ли у них программа по такому-то подъему отрасли кино? Нет никаких планов, всегда говорят, что не хватает денег, не можем выполнить программу. Обман начался с Акаева. Пишут все программы, пустыми словами хвастаются, но в реальной жизни нет.
- Чтобы отснять кино на отличном уровне, нужен не только режиссер, но и актеры должны породить образы на отличном уровне. Какой точки зрения вы придерживаетесь касательно съемок в кино непрофессиональных людей?
- В принципе, если у человека есть талант, то почему он не должен сниматься? Это неплохо. Суймонкул байке ведь тоже был художником, а какие прекрасные роли создал! У каждого человека могут быть таланты. Речь в донесении образов. Недавно по телевизору Кумондор говорил: "Вы сами не снимаете, какое у вас право критиковать?" Я засмеялся: "Тогда, выходит, без всякой критики надо только хвалить даже плохое? Если Кумондор хорошо рассмешит – хвали, а не рассмешит, так надо самого себя пощекотать и сказать: "Хорошо рассмешил"? Это же неправильно. Кто критикующие? Говорит ли попусту критик, или за этим кроется что-то? Если его не критиковать, то кого мы будем критиковать?" Кумондор снимался в первый раз в отснятом мной фильме "Гульсарат". Тогда он был молоденьким джигитом. И тогда он позавидовал, мучил меня, не давая отснять, и мой фильм не вышел.
- По какой причине не вышел?
- Это отдельная история. Если бы был снят, возможно, моя судьба была бы иной. В то время сам Чингиз Торокулович был заинтересован в оказании мне помощи. В принципе наше поколение не смогло продемонстрировать свои таланты. Дело в том, что хотя мы получили образование, но старшее поколение не дало нам дороги. Не принимали написанные нами сценарии, молча отодвигали, а в конце отказывали как непригодному и не давали дороги. Те же Толомуш Океев, Болот Шамшиев, Мелис Убукеев не встречали трудностей. Потому что их лелеяли, баловали, вручали звания, дома, они достигли своих намерений.
- Вы вроде высказывали мнение "против" награды "Ак илбирс"?
- Я высмеял вручение этой награды. Потому что кинодеятели сами выпустили ее как национальную, и сами же забрали себе. На мой взгляд, называемую национальной награду не должны получать 10 человек, а должен получить один или два человека. К тому же хорошо бы вручать такую награду правительством. Сейчас выйдешь на улицу, спросишь у людей, никто не знает об этом. Зачем она нужна, если не знает народ, или если от этого уровень не вырос?
- Вы снимали фильм "Гора", закончена ли она?
- Судьба "Горы" тоже крайне тяжелая. Работавший в кинофильме директор был бессовестным человеком Украдено 250 тысяч сомов из выделенных на фильм денег, дело дошло до Финполиции. Этих денег не хватило, фильм временно не доведен до конца. Но я стараюсь завершить картину. Нынешний директор киностудии Таалай Кулмендеев оказывает посильную помощь.
Источник: газета "De факто" № 1 от 10.01.2014 / стр. 21 Автор: Парахат ШУКУРОВА
|