США-Китай: какая из "мягких сил" "сильнее"? - Newtimes.az 11:58 15.01.2014
В геополитике новые понятия вводятся часто. Термин "мягкая сила" Дж.Ная – один из них. Этот термин сегодня употребляется при анализе различных моментов. В последнее время аналитики внешней политики Китая также обращают внимание на него. Здесь, разумеется, большую роль играет вызывающее интерес развитие Китая. С другой стороны, борьба за мировое лидерство обретает еще более напряженный характер. Не секрет и то, что в этой проблеме происходят содержательные изменения. Все сказанное актуализирует потребность задуматься над основными целями тех, кто употребляет понятие "мягкой силы". Действительно ли это понятие может привести к качественным изменениям в геополитике?
Пусть молчат пушки, и "говорит" культура!
В 1990 году, когда американский историк и публицист Джозеф Най ввел понятие "Soft Power" ("мягкая сила"), еще не знали, что это понятие будет широко употребляться в политико-дипломатических кругах. Сейчас для характеристики геополитической деятельности государств, претендующих на мировое лидерство, все чаще обращаются к указанному термину. В широком смысле "мягкая сила" связана с уровнем реализации той или иной страной собственного культурного, экономического и политического потенциала. Здесь наряду с внутренней политикой учитывается и внешняя политика.
В последнее время при характеристике внешней политики Китая и России западные аналитики стали все чаще употреблять именно термин "мягкая сила". Отметим, что китайские и российские эксперты также стали отдавать предпочтение данному понятию. Сам Дж.Най выдвинул несколько тезисов, призванных раскрыть суть "мягкой силы". В этом плане представляет интерес анализ отношения к вопросу Вашингтона и Пекина.
В номере журнала "Foreign Policy" от 29 апреля 2013 года вышла в свет статья Дж.Ная "Чего не понимают Россия и Китай в "мягкой силе"?" (см.: Joseph S. Nye. What China and Russia Don"t Get About Soft Power / "Foreignpolicy.com", 29 апреля 2013 г.). В ней американский аналитик обвиняет Москву и Пекин в проведении курса "государственной мягкой силы". Выражаясь конкретнее, Дж.Най считает, что культурные, внутренние и внешние политические ценности должны пропагандироваться не в соответствии с государственными интересами, а в духе гражданского общества. А российское и китайское руководство употребляют это понятие преимущественно для достижения целей, соответствующих интересам государства на конкретном историческом этапе.
По мнению Дж.Ная, говоря о распространении русского языка и русской культуры в мире, Владимир Путин прежде всего подразумевает пути обеспечения имперских амбиций России. В Китае же Ху Цзиньтао в 2007 году на съезде Коммунистической Партии призвал усилить деятельность по наращиванию "степени привлекательности" страны. Но оба политических лидера при этом имели в виду не буквально привлекательность, а воздействие на других деньгами и принуждением (см.: предыд. источник).
Вместе с тем Дж.Най признает, что ввиду своего потенциала китайская культура может быть воспринята в глобальном масштабе. Начиная с древности, данная культурная система не только защищала китайское общество от внешних воздействий, но и распространялась по всему миру. В настоящее время в разных государствах мира существуют более 400 Институтов Конфуция, обучающих китайскому языку и китайской культуре (см.: Chen Wei. China"s Soft Power Deficit / "The Wall Street Journal" / 8 мая 2012 г.). Здесь в позиции известного аналитика обнаруживается одно противоречие. Наиболее наглядно это видно из интервью Дж.Ная, данного им в Пекине. Аналитик много и положительно отозвался о "мягкой силе" Китая в контексте "китайской мечты".
Говоря, что "проблемы должен решить сам Китай", Дж.Най подчеркивает, что шансы на воплощение "китайской мечты", выраженной руководством страны, есть. Пекин может продемонстрировать всему миру свою экономическую и культурную мощь. При этом он должен отдавать предпочтение факторам, основанным на культурных традициях. В этом плане следует провести различие между американской и китайской "мягкой силой". Так, в китайской культуре с древнейших времен центральное место занимает вопрос о гармонии элементов "инь" и "янь". "Инь" символизирует мягкое, "янь" – суровое, твердое начало. В терминах своей теории Дж.Най выражает эту формулу следующим образом: баланс "твердой" и "мягкой" сил должен быть обеспечен. Китайская культурная традиция открывает для этого широкие возможности. Но это не говорит о неизбежности столкновения американской и китайской философий "мягкой силы".
А где принцип справедливости?
Джозеф Най считает, что правильнее было бы говорить о синтезе этих сил. Они могут дополнять друг друга. Существующие ныне связи также дают основание для такого утверждения. Отсюда следует, что Дж.Най верит в возможность стратегического партнерства Китая с США в культурной, политико-идеологической и экономической областях.
Примечательно, что в самом Китае немало тех, чьи идеи, в определенных точках пересекаясь с этими мыслями американского аналитика, в культурной плоскости Восток-Запад расходятся с ними. Они считают, что возможностей у китайской "мягкой силы" больше, чем у западных государств. Причина этого связана именно с особенностями восточной культуры (см., напр.: Чжань Дэсюн. Запад и "мягкая сила" китайской культуры / "İnosmi.ru", 25 марта 2010 г.).
Чжань Дэсюн пишет, что начался период спада западной культуры. Еще в 1946 году гениальный Эйнштейн лаконично сказал: "Раскрепощенная сила атома изменила все, но только не наш образ мышления…". Великий ученый этим акцентировал внимание на том, что Запад не пришел к идее мудрого использования силы науки. А в 1948 году американский генерал Омар Брэдли говорил: "…у нас ученых много, а рабов Божьих – мало… Наш мир – это мир ядерных гигантов и этических карликов…" (см.: предыд. источник). Как видно, владеть силой для Америки – не проблема, но проявлять мудрость, защищать духовно-моральные ценности, придерживаться их в образе жизни – трудно. Беды западной культуры питаются именно из этого источника.
Такие подходы связаны с абсолютизацией в западной культуре индивидуализма. В конце прошлого века в одном из американских фильмов главная идея героя была выражена в тезисе "алчность – хорошее качество". Основным критерием считались индивидуальные достижения людей, что в общем привело к отходу социальных факторов на задний план, готовности людей ко всему ради личных интересов.
Отметим, что идеи А.Эйнштейна и О.Брэдли были реакцией на атомную бомбардировку Соединенными Штатами двух японских городов. К сожалению, политика Вашингтона не изменилась и после этого, потому что война в Корее, Вьетнаме, Камбодже, Афганистане и, наконец, Ираке унесла миллионы жизней.
Ч.Дэсюн объясняет все это слабостью западной культуры, показывая на этом фоне преимущества китайской культурной традиции. Он приводит в качестве примера альтруистскую сущность китайской культуры. Служить Родине на Востоке считается вершиной самосовершенствования. Настоящий человек должен ставить интересы семьи выше личных, государственные интересы – выше тех и других. Эта традиция определила столпы китайского общества.
Наконец, китайский автор отдельно пишет и о необходимости развивать взаимоотношения между западной и китайской культурами. Таким образом, как и Дж.Най, Ч.Дэсюн в качестве конечной цели считает не американо-китайское противостояние, а сотрудничество. Что все это означает в геополитическом смысле?
Очевидно, что Америка и Китай склонны к нахождению общего языка. В любом случае этого требует общества обеих этих стран. Они могут договориться и в вопросе управления миром. Те, кто считает синтез американской и китайской культур возможным, в принципе указывают на возможности обоих держав создать "совместную мягкую силу". А что будет на самом деле? Это покажет время. Но одно очевидно – почему-то американские и китайские аналитики не упоминают о принципе справедливости. Интересно, почему?
15.01.2014
|