След на земле. Бесславный конец казахстанского бизнес-афериста Аблязова. Часть 4, - Т.Ибраев 01:09 22.01.2014
След на земле. Часть 4 Во время своего пребывания на территории Англии Аблязов вел себя так, как он привык, а именно демонстративно плевал на действующее законодательство, как оптом так и постатейно, и явно считал себя умней и изворотливей тамошней юстиции
Даже самые шкодливые и непоседливые дети знают, что в гостях себя лучше вести прилично, чтобы не нарваться на серьезные неприятности от родителей. А вот до некоторых взрослых, такое, казалось бы, элементарное правило, иногда доходит с трудом. Или не доходит вовсе. Этому обстоятельству, кстати, не так давно удивлялся еще один бывший казахстанец, а ныне обитатель дальнего зарубежья Акежан Кажегельдин: – Еще в 2009 году, когда у Аблязова начались проблемы, я дал ему совет – доказать, что он честный предприниматель. Но будучи в Англии он пренебрег всеми советами. К сожалению, Аблязов вел себя, как преступник. Будучи в Англии, Аблязов нажил себе проблемы даже не столько за то, что он делал в Казахстане, а уже за то, что он натворил в Великобритании… На самом деле, особо удивляться было нечему. Просто в отличие от подавляющего большинства тех беглецов, у которых хотя бы на это время включается банальное чувство самосохранения, во время своего пребывания на территории Англии Аблязов вел себя так, как он привык, а именно демонстративно плевал на действующее законодательство как оптом так и постатейно, и явно считал себя умней и изворотливей тамошней юстиции.
Стремительно исчезнув в феврале 2009 года из Казахстана, где в тот момент началась проверка деятельности АО "БТА Банк", Мухтар Аблязов довольно скоро всплыл в Лондоне. И хотя до официального объявления о заведении против него уголовного дела еще не дошло, (таковое, было возбуждено только в марте этого же года), на всякий случай, сходу объявил себя "политическим беженцем". И первым делом призвал западных бизнесменов бойкотировать намеченный на июнь Форум развития Казахстана, посвященный вопросам расширения казахстанско-британского делового сотрудничества. Впрочем, иностранные предприниматели, которые привыкли мыслить рационально, инициативу Аблязова ни в коем разе не оценили, и тем более не поддержали. Форум прошел достаточно плодотворно, а в отношении самого Мухтара Кабуловича постепенно начала вырастать стена непонимания.
Следующим шагом, изрядно подорвавшим имидж Аблязова как "кристально честного бизнесмена, страдающего от произвола властей", стал четкий и аргументированный иск, поданный АО "БТА Банк" в Высокий Суд Англии. Ответчиками являлись сам Мухтар Аблязов, бывший председатель правления банка Романа Солодченко и его бывший заместитель Жаксылык Жаримбетов. Согласно представленным доказательствам, указанные лица только в рамках одного эпизода мошенническим путем вывели из БТА около 300 миллионов долларов США, заключив ряд сомнительных сделок в пользу компании, контролируемой Аблязовым. Банк также объявил о своем намерении предъявить дальнейшие иски касательно мошеннической деятельности беглых менеджеров и выступил с требованием возвратить средства, незаконно выплаченные по этим сделкам. Изучив исковое заявление и признав его вполне обоснованным, 13 августа 2009 года Высокий Суд Англии издал в качестве обеспечительной меры по иску Банка приказ о замораживании всех активов, принадлежащих Аблязову, Солодченко и Жаримбетову.
Казалось бы, здесь в мозгу должна замигать красная лампочка и во избежание усугубления кризисной ситуации, ответчикам стоило полностью сосредоточиться на поисках не менее убедительных доказательств своей невиновности. Однако Мухтар Аблязов судя по всему пребывающий в эйфории от ощущения безнаказанности, рассудил по иному и наоборот, пустился во все тяжкие.
Как впоследствии было установлено британским судом, несмотря на судебный запрет, Аблязов в начале 2011 года пытался заключить сделки на сумму около 120 миллионов долларов США. Раздосадованный таким откровенно наплевательским отношения к ценностям правосудия, Высокий Суд отказался признать иск банка к его экс-главе политически мотивированным (как настаивали сам Аблязов, его адвокаты и внушительная толпа специально нанятых "правозащитников") и подтвердил всю законность выдвинутых претензий.
В рамках слушаний дела "БТА Банк против Мухтара Аблязова и шестерых соответчиков", лондонский Высокий суд обязал Аблязова раскрыть свои активы (общей суммой порядка пяти миллиардов долларов) и передать их под внешнее управление. А затем возник новый иск по обвинению Аблязова в неуважении к суду, поскольку он утаил от суда часть имущества и продолжал управлять своими активами.
В итоге длительных слушаний суд признал Аблязова виновным по всем пунктам этого обвинения. В частности, было установлено, что ответчик является бенефициаром нескольких компаний, особняка Carlton House в Лондоне стоимостью более 17 миллионов фунтов стерлингов, поместья Oaklands Park стоимостью более 18 миллионов фунтов и с целью сокрытия эти фактов пытался организовать подлог и уничтожение документов. В феврале 2012 года, Мухтар Аблязов был приговорен к 22 месяцам заключения за проявленное им неуважение к распоряжениям суда. Согласно вынесенному постановлению, он должен был сдаться органам власти и раскрыть информацию о своих активах. В противном случае Аблязов лишался права на защиту по восьми искам, предъявленным к нему БТА банком на общую сумму свыше 6 миллиардов долларов США. Как известно, никакой явки с повинной не произошло. Аблязов по традиции пустился в бега, используя очередные фальшивые документы. В ноябре 2012 года было отказано в удовлетворении поданной его адвокатами апелляции, и в результате Мухтар Кабулович в глазах британского правосудия окончательно превратился в обычного уголовника, скрывающегося от исполнения наказания.
Конечно, вынесенный приговор в виде 22 месяцев лишения свободы, не столь велик как тюремные сроки, грозящие ему в других странах мира, но, на деле, он потерял очень многое, а именно остатки и без того изрядно просевшей репутации и последнюю надежду на то, что в Европе его будут признавать "политическим беженцем". Отныне, практически для всех европейских государств, он всего лишь обычный преступник, лишенный раскаяния и вдобавок отягощенный склонностью к побегам.
22.01.2014 Талгат Ибраев
|