Спасение Киргизии - в милости внешних кредиторов, - К.Саякбаев 09:07 22.01.2014
Ежегодно в бюджет Киргизии из внешних источников поступает до 100 млрд. сомов. Но денег киргизам всегда хронически не хватает, и государственный бюджет постоянно верстается с внушительным дефицитом. В прошлом году правительство республики совершил "чудо". Внесенные поправки в действующий бюджет позволили сократить дефицит с 16,9 млрд. сомов до 7 млрд. Киргизское "чудо" имеет вполне земное происхождение и хорошо известно финансистам под названием "секвестр". Мера вынужденная и подразумевает сокращение ранее утвержденных расходов. Киргизское правительство оказалось перед нелегким выбором: проводить урезания по всем статьям бюджета или что-то оставить в неприкосновенности, а чем пожертвовать. Ради сохранения социальной стабильности, не желая провоцировать население на непредсказуемые акции протеста, киргизы законодательно защитили социально значимые статьи бюджета от каких-либо сокращений.
Пришлось пожертвовать развитием страны и пустить под нож расходы по программе государственных инвестиций - сферы капитального строительства, инфраструктуры, строительство дорог.
Но уменьшившийся и сохраняющийся дефицит, по большей части все же свидетельствует не об успехах правительства, а о пока неразрешимых проблемах. Даже, если присмотреться к секвестру по-киргизски, то сложно не заметить непоследовательность в действиях властей, половинчатость решений, преобладание политики над экономикой, отсутствие четко выстроенной программы по выходу страны на сбалансированный государственный бюджет.
Например, в идее экономить на незащищенных статьях бюджета была вполне разумная задумка - урезать аппетиты бюрократии. Но сделать это не получается и расходы на содержание аппаратов управления лишь растут. В текущем году только на содержание президентского аппарата дополнительно придется потратить 211,7 млн. сомов. Не лишним будем вспомнить, что в 2013 году при сокращении государственных расходов ему выделялось на 48,8 процентов больше, чем первоначально планировалось и общие затраты на президентскую "гильдию" превысили 645,6 млн. сомов.
Не отстают от чиновников и народные избранники. Один из них предложил воспользоваться опытом зарубежных коллег и предоставил законопроект, предполагающий помимо сокращения числа депутатских помощников, лишить слуг народа служебного автотранспорта. По его оценкам ежегодно на содержание армии депутатских помощников и консультантов из бюджета тратится свыше 50 млн. сомов, а автотранспорт обходится казне в 106 млн. сомов. Коллеги обвинили его в популизме, попытках заработать дешевый политический капитал, и единогласно отвергли инновационное предложение.
Но, пожалуй, главные проблемы киргизского государственного бюджета в двух вопросах: банальное воровство и уклонение от уплаты обязательных платежей и базовые проблемы экономики страны, не позволяющие расти налогооблагаемой базе. По данным налоговой службы республики государственная казна ежегодно недосчитывается как минимум 2 млрд. сумов. Причем в фискальном ведомстве неплохо осведомлены, где и как выпадают доходы, но пока ничего поделать с уклонистами не могут. Так, по статистике выходит, что киргизы ежегодно выпивают более 4 млн. декалитров алкогольной продукции. В 2013 году бюджет страны должен был получить от реализации и производства водки 738 млн. сомов, фактически собрать удалось лишь четверть от запланированного объема.
Настоящей налоговой дырой и фактически внутренними "офшорами" стали различные полугосударственные фонды, в которые стекаются обязательные платежи.
Но в том-то и вся "фишка", что ни правительство, ни Минфин, ни даже Счетная палата республики не владеют информацией, куда и на какие цели через эти бездонные бочки утекают государственные средства. Есть Фонд развития Иссык-Кульской области, который пополняется отчислениями от "Кумтора", Нарынский фонд развития, спецфонд по Токтогулу. Какое отношение к развитию Иссыккульского региона имеет кредитное агентство "Ала-Тоо финанс" или "Айыл банк" за исключением чиновников, распоряжающихся средствами фонда, никто толком не знает, но финансовые учреждения благоденствуют за счет средств Фонда.
А ведь, если обратиться к первоначальным задумкам, то выяснится, что денежные средства фонда должны были направляться не в коммерческие проекты, а на решение социальных и инфраструктурных проектов региона. Отчетность у фондов закрытая, денежные потоки к ним поступают, минуя бюджет, соответственно их расходы не утверждаются парламентом страны. И надо занимать довольно высокие посты во властных структурах, чтобы проделать "лазейку", через которую бесконтрольно утекают народные миллионы и становятся источником обогащения для избранной публики.
Нужно учитывать и другую чисто киргизскую специфику. По различным оценкам доходная часть бюджета республики на 25-30 процентов формируется за счет внешних заимствований, грантов и пожертвований зарубежных спонсоров. Кто и сколько в этом году подкинет киргизам "на бедность" - тема отдельного разговора. Гораздо важнее, что на 2014-2015 годы приходится очередной пик выплат по внешним заимствованиям.
Несмотря на то, что заграничные кредиты даются на значительный льготный период и киргизы пока в основном выплачивают проценты по ним, страна постоянно балансирует на грани дефолта. Ситуацию удается спасать лишь благодаря согласию иностранных кредиторов на программы реструктуризации и списанию внешних догов. Одна такая масштабная реструктуризация внешнего долга уже проводилась в рамках Парижского клуба. "Сейчас нужно снова проводить переговоры о реструктуризации и списании, хотя бы части внешних долгов, потому что у нас большие проблемы с возможностями производить предстоящие выплаты", - призналась министр финансов Ольга Лаврова.
Памятуя о практике отношений киргизов с иностранными кредиторами, можно не сомневаться, что последним придется уступать. Ну, а что делать и кого винить, если киргизы такие наглые, а кредиторы столь "жалостливые", что никак не могут отучить киргизов постоянно клянчить рыбу вместо того, чтобы проявить настойчивость и научиться эффективно пользоваться удочкой.
Керезбек Саякбаев 21.01.2014
|