Как решить приграничные конфликты? (карта территорий, уступленных Таджикистаном Китаю) 21:00 23.01.2014
Как решить приграничные конфликты? Таджикистан имеет приграничные конфликты почти со всеми своими соседями…
В начале 2011 года парламент Таджикистана официально передал Китаю 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий
Эксперты и руководители региона уверены, что лишь после разрешения вопросов касательно демаркации и делимитации границ все проблемы могут сойти на нет.
Но как их решить?
ИСТОРИЯ пограничных конфликтов так же стара, как история стран. Большинство современных государств владеют территориями на основании их приобретения или освоения в прошлом, иногда достаточно далеком.
События прошлого порождают разногласия в наши дни, особенно если спорная территория представляет интерес с экономической точки зрения: имеет богатые недра, источники пресной воды, выход к морю.
Чем протяженнее граница, чем больше сопредельных государств, тем больше вероятность появления спорных территорий. Так, например, китайская граница содержит множество спорных участков, в том числе граница с Таджикистаном, Россией, Индией.
Проблема делимитации и демаркации границ особо остро ощущается большинством государств бывшего СССР. Наиболее крупные приграничные конфликты на постсоветском пространстве наблюдаются в Закавказье и Средней Азии.
Как известно, до возникновения СССР таких стран или даже административно-территориальных единиц, как Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Кыргызстан, которые ныне называются независимыми государствами или республиками, на политической карте мира не существовало.
В основе же споров лежит произвольное установление границ между этими республиками СССР, где главным определяющим фактором сначала была экономическая целесообразность и только потом уже этнический и национальный факторы. Но и тогда вряд ли можно было провести четкую линию вдоль границ этих народов, так как рубежей, препятствующих их перемещению, не было. По этой причине на территориях, преимущественно заселенных одним народом, появлялись целые села, городки других.
Разрешение конфликтов требует времени, терпения и доброй воли, которых иногда не хватает для предотвращения приграничных стычек.
Подарок Китаю
ТАДЖИКИСТАН граничит с четырьмя государствами – КНР, Узбекистаном, Кыргызстаном и Афганистаном. С каждой из этих республик наша страна имеет нерешенные приграничные проблемы, разве что Афганистан, которому сейчас не до выяснения пограничных вопросов, их не поднимает.
Протяженность государственной границы между Таджикистаном и Китаем составляет 414 км. Эта страна претендовала ранее на большую территорию Восточного Памира Таджикистана, но республика, будучи в мощном Союзе, не испытывала давления по этому вопросу со стороны великого соседа. После провозглашения независимости Таджикистану приходится в одиночку решать все свои проблемы, в том числе территориальные. И тут "весовые категории" в споре с одной из самых мощных стран мира оказались явно не в пользу нашей страны.
В результате в середине января 2011 года парламент Таджикистана ратифицировал протокол о демаркации своей границы, согласно которому Китаю передавались 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий, что составляет почти 1 процент от общей территории РТ.
Рахим Масов, директор Института истории, археологии и этнографии таджикской Академии наук, известный ученый, академик, с 2004 года являвшийся членом таджикско-китайской межправительственной комиссии, заявил тогда СМИ, что лично он не подписывал документ, согласно которому часть территории Таджикистана забирает Китай.
– Это было неправильное решение правительства. Защита территориальной целостности и неделимости нашего государства является для каждого таджика делом чести и достоинства, – говорит академик Рахим Масов.
Он сообщил, что в результате многолетней работы ученых еще в советское время было выявлено, что именно на Восточном Памире имеются большие запасы 17 видов полезных ископаемых.
Ученый убежден, что нет и исторических предпосылок для передачи таджикских земель Китаю.
"Необходимо напомнить, что в прежние времена Бухарский эмират не имел общей границы с Китаем, так как Бадахшан временно присоединился к Бухаре лишь в 1895 году. Тогда Памир подчинялся России, там стояли российские отряды. Китай не имел никаких дел в этом регионе", – сказал историк.
Хамрохон Зарифи, глава Министерства иностранных дел Таджикистана, выступая тогда перед парламентариями, заявил, что Китай и Россия в 1884 году подписали соглашение под названием "Новый Маргилан", на основе которого власти нынешнего Китая претендовали на более чем 28 тысяч квадратных километров таджикской территории.
"Я беспокоюсь, что подобный случай может положить начало дальнейшей сегментации нашей территории, поскольку не исключено, что у других наших соседей возникнет желание оспорить часть территории Таджикистана", - заявил тогда депутат парламента, председатель ПИВТ Мухиддин Кабири, принимавший участие в дебатах по ратификации договора.
"Подарок" Китаю в обмен на благосклонное отношение этой великой державы к Таджикистану, однако, отнюдь не означает, что приграничный вопрос с КНР решен окончательно. Аппетит, как говорится, приходит во время еды…
Узбекистан. Граница, не признанная народом
ГЛАВНЫЙ территориальный спор между Таджикистаном и Узбекистаном, как известно, - это неофициальные претензии таджикской стороны на города Самарканд и Бухара.
Узбекистан, отвергая доводы нашей республики по этому вопросу, в свою очередь претендует на территорию Фархадского водохранилища в Спитаменском районе, присоединенную к Таджикистану летом 2002 года.
Протяженность таджикско-узбекской границы составляет около 1200 километров. К настоящему времени стороны согласовали около 95% линии госграницы.
Однако приграничные вопросы во многих, даже согласованных, районах до сих пор остаются нерешенными. Люди, веками жившие вместе, вдруг оказались по разные стороны. А натянутые отношения между руководством двух стран привели к ужесточению пограничных процедур и мер в отношении нарушителей.
Осознать все это жители приграничных районов не могут или не хотят. Отсюда – частые нарушения границ между этими республиками, аресты чабанов или жителей, оказавшихся на сопредельной стороне, конфликты с пограничниками, никак не способствующие урегулированию пограничных вопросов между двумя странами.
Ворух. Болевая точка таджикско-кыргызских отношений
В ПОСЛЕДНИЕ годы все чаще стали происходить приграничные конфликты на севере страны, вокруг Воруха. Селение, в котором проживает около 32 тысяч человек, большей частью таджиков, юридически относится к Таджикистану, однако, в связи с перекройками границ в прошлом, он остался внутри Кыргызстана.
В начале 2013 года жителями села Ак-Сай Баткентской области Кыргызстана трижды закрывалась дорога, соединяющая Ворух с остальной территорией нашей республики, было зафиксировано пять случаев приграничных конфликтов. Итог - вооруженный конфликт в районе кишлака Ходжаи Аъло 11 января этого года, в результате которого пятеро кыргызских пограничников и милиционер и два таджикских пограничника попали в больницу.
С целью решения спорных вопросов в 2013 году было проведено семь двусторонних встреч представителей Согдийской и Баткентской областей, города Исфары и правоохранительных органов обеих стран. С начала 2014 года – уже три. Но, к сожалению, ни по одному приграничному вопросу стороны до конца не пришли к взаимоприемлемому решению.
Согласно схемам, картам административного деления и нормативным актам времен Советского Союза, протяженность госграницы Таджикистана с Кыргызстаном в районе Согдийской области составляет 514 км. Из которых: 157 км находятся в Матчинском районе, 56 км - в районе Ганчи, 17 км - в районе Спитамен, 43 км – в Канибадамском районе, 186 км – в Исфаринском районе. 145 тыс. 200 га земли вблизи линии границы Матчинского, Ганчинского, Бободжон-гафуровского и Спитаменского районов считаются спорными территориями. Здесь в данный момент 143 га используются кыргызскими жителями и 2200 га – гражданами Таджикистана, как пастбища.
- В ходе заседаний совместных комиссий таджикская сторона многократно предлагала вариант раздела спорных территорий пополам. На что Кыргызстан ответил категорическим отказом, - напоминает независимый эксперт Ильхом Кулиев.
По словам Кулиева, дополнительно найденные нормативные акты из архивов России документально подтверждают и указывают на то, что территория Воруха Исфаринского района ранее не была анклавом на территории Кыргызстана, а была присоединена к городу Исфаре.
- В конце 80-х гг., в период правления Каххора Махкамова, документом за подписью бывшего председателя Совмина Изатулло Хаеева на территории между джамоатами Ходжаи Аъло и Ворух кыргызам во временное пользование было выделено 350 га земли. Эти земли они до сих пор не возвращают. В связи с отмеченным представляет интерес тот факт, что на полученной Таджикистаном архивной советской военной "Карте спорной территории" выход из ущелья (со склоном горы) и водозаборный узел, где кыргызстанская сторона сейчас намерена строить дорогу, – территория Таджикистана. Таким образом, выходит, что Ак-Сай, как и Ворух, находится в изоляции, - поясняет эксперт.
Курманбай Искандаров, глава департамента по демаркации границы в государственном пограничном комитете Кыргызстана, пояснил ситуацию azattyk.org:
- При решении вопроса спорных территорий Таджикистан предлагает работать с документами и картами 1924–1927 годов. Но Кыргызстан предлагает использовать карты двусторонних комиссий периода 1958–1959 и 1989 годов. Именно поэтому мы до сих пор не пришли к единому знаменателю по поводу четкого определения линии границы. В этом и кроется причина наших продолжающихся разногласий. На картах начала 1920-х годов Ворух находится внутри границ Таджикской ССР. Однако на картах 1950-х годов Ворух является анклавом в Кыргызской республике.
Кто прав?
МЕЖДУ ТЕМ каждая из сторон продолжает настаивать на принадлежности спорных территорий именно ей.
- У меня имеются неопровержимые доказательства тому, что Кыргызстан ведет строительство автомобильной дороги Кокташ – Ак-Сай – Тамдык через территорию Таджикистана, - заявил "АП" начальник Главного штаба Пограничных войск ГКНБ РТ генерал-майор Шараф Файзуллоев.
Касаясь ноты кыргызской стороны, последовавшей вслед за заявлением Файзуллоева [3] по вооруженному инциденту на таджикско-кыргызской границе, генерал подчеркнул, что он пока не ознакомился с ее текстом.
- Но я не изменю свою позицию, так как она верная и обоснована на имеющихся документах и достоверных фактах, - отметил генерал.
Файзуллоев заявил, что как только ознакомится с очередной нотой кыргызской стороны, то в обязательном порядке на основании имеющихся документов ответит на нее.
К настоящему моменту официального ответа на основании фактов и документов со стороны Ш.Файзуллоева представлено не было.
- Территория строящейся объездной автодороги в Баткенской области наша, и Таджикистан откровенно врет, - заявил, в свою очередь, "Вечернему Бишкеку" вице-премьер-министр Токон Мамытов [4], комментируя заявление [5]начальника штаба Погранвойск ГКНБ Таджикистана.
По словам Мамытова, у кыргызской стороны ни с правительством Таджикистана, ни с другими людьми не было никакого договора о том, что строительство объездной автодороги анклава Ворух в Баткенской области будет приостановлено.
"Мы эту дорогу строим на своей территории. Как можно о чем-то с кем-то договариваться, когда это наша территория? Все слова господина Файзуллоева о договоре не соответствуют действительности", - сказал Мамытов.
Где выход?
КАК рассказал Deutsche Welle бишкекский независимый эксперт по инфраструктурным проектам в Центральной Азии Кубат Рахимов, киргизская элита, где доминировали выходцы с Севера республики, долгое время не спешила решать пограничные проблемы Юга – на тех участках границы, где и произошел последний инцидент.
- За 23 года ни один из лидеров Киргизии, даже "южанин" Курманбек Бакиев, не смог организовать процесс делимитации границ в Ферганской долине [6]. В итоге у Киргизии только с Таджикистаном более половины общей границы оказалось не разграничено, - отмечает Рахимов.
По его мнению, пограничные вопросы Киргизия и Таджикистан могли решить в рамках Шанхайской организации сотрудничества на том этапе, когда центральноазиатские республики проводили делимитацию границ с Китаем.
- Пекин мог посодействовать своим новым соседям в регионе в проведении таких переговоров, но китайцы тогда прагматично обошли эту проблему, - вспоминает эксперт.
Сегодня, по его словам, сделать это непросто. До сих пор нет точных карт и снимков из космоса с детализацией расположения всех объектов.
- Стороны пытаются апеллировать к фиксации принадлежности тех или иных участков, используя то данные 20-х годов, то послевоенные, то соглашения между совхозами, - сетует киргизский аналитик.
Кубат Рахимов, который является одним из разработчиков проекта железной дороги [7] из Таджикистана в Киргизию и Казахстан, также убежден, что государства должны ускорить процесс делимитации границы.
Вместе с тем эксперт видит еще один способ снятия напряженности на спорных участках границы - вступление Киргизии и Таджикистана в Таможенный союз [8].
- Общий рынок позволит погасить страсти в регионе. Более того, в общем рыночном пространстве без погранзастав и таможенных пунктов будет легче провести делимитацию, - уверен Рахимов.
Другой возможный сценарий - создание на спорной территории совместной свободной экономической зоны. В этом случае там можно будет развивать производство и переработку сельхозпродукции, а также за счет налоговых льгот привлекать инвесторов.
- Соответственно, пограничный режим упрощается, вырабатываются общие правила таможенного регулирования, - поясняет Кубат Рахимов, добавляя, что пограничные споры - лишь одна из причин участившихся конфликтов в регионе. Основным же фактором нестабильности эксперт называет высокий уровень бедности жителей Ферганской долины на фоне роста численности населения и дефицита природных ресурсов.
Работа идет …
ЕДИНСТВЕННЫМ конструктивным решением для устранения бесконечных приграничных конфликтов является надлежащая демаркация и делимитация границы.
Созданная для этой цели таджикско-киргизская межправительственная комиссия работает по плану, сообщил на пресс-конференции 21 января председатель Госкомитета землепользования и геодезии Мухаммадтохир Зокиров.
- На сегодняшний день делимитировано более 500 км границы, что составляет примерно 50% от общей протяженности этого участка рубежа, - говорит он.
По его словам, межправительственная комиссия по делимитации и демаркации границы между Таджикистаном и Кыргызстаном действует с 2002 года. Кроме того, работает межгосударственная комиссия высокого уровня, рассматривающая весь комплекс взаимоотношений между двумя республиками. В эти дни в Исфаре и Баткене совместная комиссия ищет пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации на границе. После каждой встречи комиссия отчитывается перед правительствами стран.
Как отметил Зокиров, межправительственная комиссия по демаркации и делимитации госграницы на сегодняшний день утвердила план своей работы на 2014 год. Описав более 500 км границы, комиссия в этом году подошла к территориям, за которые ведется спор между двумя республиками еще с 20-х годов прошлого века.
|