Большая распродажа. Казахстан ждет очередная и, возможно, самая большая с 90-х годов прошлого века волна приватизации, - Ю.Жихорь 11:13 24.01.2014
Страну ждет очередная и, возможно, самая большая с 90-х годов прошлого века волна приватизации. До конца марта правительство должно определиться с ее планом. Кабмину предстоит непростая задача разработать критерии, при которых государство может расстаться с большей частью из шести с половиной тысяч разного рода АО, ТОО и РГП
О том, что квазигосударственный сектор в стране разросся до совсем уж неприличных размеров, не говорит только ленивый. Парламентарии неоднократно пытались разобраться в запутанных схемах перетока бюджетных денег в дочки-внучки разных национальных, и не только, компаний, но, похоже, еще больше запутывались в расчетах. Оно и неудивительно. Только в КТЖ дочек-внучек более сотни. На днях премьер-министр Серик Ахметов пообещал лишить эту (и не только) нацкомпанию большей части непрофильных активов. "Компания сегодня имеет достаточно сложную структуру управления активами. При этом общее количество дочерних, зависимых организаций превышает 100 единиц. Надо иметь четкое представление по целевой структуре национальной компании, соответствующее стратегическим целям компании", - заявил он. "КазМунайГаз" стал первой компанией, мониторинг дочек которой уже провели. "У нас находится предложение по серьезному аутсорсингу и передаче в конкурентную среду многих дочерних, зависимых компаний крупнейшей нефтегазовой компании "КазМунайГаз", - сообщил Ахметов, не вдаваясь, впрочем, в подробности и не называя конкретных цифр. Если судить по поручению президента (которое он уже не первый раз озвучивает), то в рынок должны отдать едва ли не все нестратегические активы государства.
"Мы из года в год говорим, Асет Орентаевич (Исекешев. - "НП") и Умирзак Естаевич (Шукеев. - "НП"), - обратился глава государства во время оглашения недавнего Послания народу к главе ФНБ "Самрук-Казына" и вице-премьеру, ответственному за приватизационный процесс. - Когда-то вы были революционерами, теперь вы стали консерваторами. Может, и правильно говорят: кто до 25 лет не революционер, у него сердца нет, а кто в 40 лет не консерватор, у него мозгов нет. Но у вас мозги есть, я знаю. Но почему идет стремление, наоборот, огосударствить собственность, вместо того, чтобы отдавать? Государство должно уходить от этого. И мы знаем, что это эффективно, и знаем, сколько лишних вещей компания держит у нас, вместо того, чтобы передавать в бизнес. Такую же работу надо проводить и по другим государственным секторам".
Самым крупным пакетом активов обладает ФНБ "Самрук-Казына": внутри холдинга сконцентрировано 385 разного рода национальных компаний. На втором месте по активам "КазАгро", на третьем - АО "НУХ "Байтерек". Если брать по отраслям, то больше всего квазигосударственных предприятий находится в сфере образования и науки: более 50 РГП, 17 разных АО и ТОО. И это только республиканский уровень. На местном - образование и наука тоже абсолютный лидер: на балансе местных властей почти 2,5 тысячи субъектов квазисектора (кстати, из которых 160 - СМИ). И это при том, что из Астаны периодически заявляют о том, что большинство из этих объектов вполне могут функционировать и без государственного финансирования. Например, в рамках ГЧП-проектов.
Основной вопрос: как выбрать то, что государству больше не нужно? Ведь большинство разного рода АО-ТОО со стопроцентным (или контрольным) государственным участием создавались либо как "стратегически важные", либо как "ну очень нужные". Причем часть из них создавалась совсем недавно. И в тех сферах, где вполне успешно функционировал и функционирует частный бизнес. Недаром порой депутаты задавали вполне логичный вопрос: у властей вообще есть какие-то правила, в каких случаях нужно создавать госпредприятие, а когда можно обойтись использованием частных услуг?
Скорее всего, в течение этого года правительственная комиссия окончательно определится как со списком возможных "ненужных" государственных активов, так и с методами избавления от них. Понятно, что многие из них не особо привлекательны для бизнеса (не секрет, что часть из имеющихся квазипредприятий была создана для галочки и не ориентирована на получение дохода). А это значит, что если государство желает избавиться от этого актива, оно должно сделать его привлекательным для покупателя. Так сказать, провести предпродажную подготовку.
Этот опыт, кстати, дает отличные результаты не только в отношении продажи домов и машин, но и крупных активов. Можно, конечно, использовать схему, при которой активы передаются (например, в виде доли участия государства) специальным компаниям, которые и проводят предпродажную подготовку (то есть инвестируют в развитие, создают идеальный бизнес в течение двух-трех лет), а затем уже с большой маржой продают актив на рынке. При этом государству возвращается вложенный актив с процентами, а компания возвращает инвестиции и собственные дивиденды.
Но есть и вариант прямых продаж. Например, через аукционы. В любом случае, до 2016 года страну ждет очередная и, наверное, самая массовая с 90-х годов волна приватизации. Вот только не закончится ли она новым витком роста квазигосударственного сектора?
Юлиана Жихорь 23.01.2014
|