Переход киргизских кочевников на оседлый образ жизни. История Кыргызстана глазами очевидцев, - П.Кокайсл, А.Усманов 10:31 25.01.2014
На той территории, где сейчас располагается Кыргызстан, переход кочевников на оседлый способ жизни происходил (подобно тому как в других туркестанских пастбищных областях) уже в царское время, так как закон 1867 года99 устанавливал разделить кочевое население на волости и аилы (вместо родоплеменных единиц).100
Эти новые административные единицы управлялись собственными органами, выбираемыми на три года в ходе всеобщих выборов – у кочевого населения проходили съезды101 аилов и волостей, оседлое население проводило сельские собрания.102,103 В девяностые годы девятнадцатого столетия на юге сегодняшнего Кыргызстана возникали села с оседлым населением, их называли – кыштаки.104
Новые переселенцы-колонисты получали землю, являвшуюся составной частью так называемого колонизационного земельного фонда. Этот фонд должен быть состоять из "лишней" земли – той, которой местное население не пользовалось. Тут могло доходить также до того, что земля была очень качественной, интерес к которой был очень велик. По некоторым сведениям, этот земельный фонд был исчерпан уже в конце девятнадцатого столетия, по другим – большие площади были свободны еще и в двадцатом столетии – свидетельством этому может быть и очень интенсивная колонизация Западной Сибири.105
У советской историографии по отношению к вопросу возникновения земельного фонда однозначное мнение:
Колонизационный земельный фонд создавался за счет прямого ограбления местных крестьян. Киргизское население в массовом порядке выселялось с зимних пастбищ.106
Тот факт, что со времени присоединения Туркестана к России, кочевники фактически пользовались государственной, не принадлежащей им, землей. Вследствие образования земельного фонда нужная им для передвижения площадь постоянно уменьшалась.
Документ от 1910 г. "Сведения о землехозяйствовании киргиз в Сокулукской области Пишпекского уезда Семиреченской области"107 показывает, каковы могли быть приоритеты населения в момент принятия решения о переходе на оседлый способ жизни: они хотели жить далеко от главной дороги, так, чтобы им не надо было, исполняя закон о гостеприимстве, принимать и кормить всех проходящих и проезжающих:
При образовании поселков киргизам предложили построить две деревни недалеко от почтовой дороги Ташкент – Верный (Алматы). Киргизы отказались и просили, чтобы им дали земельные участки для деревень вдали от главной дороги, вопреки всем выгодам, которые они могли от этого получить: у дороги они могли бы продавать проезжающим свои продукты. Причина отказа поселиться у дороги была исключительно оригинальна: традиции киргизов таковы, что никто не имеет права отказаться принять проезжающих, то есть бесплатно предоставить им и еду, и кров над головой. В случае, если (по киргизским обычаям) кто-то постоянно нарушает законы гостеприимства, то его не только перестают уважать и друзья, и родственники, но есть и вероятность того, что на него может быть подана жалоба в местный суд.
Поэтому киргизы рассуждали так, что если им придется жить у дороги, где каждый день проезжают сотни людей, то тогда все, а прежде всего, манапы будут у них останавливаться и просить бесплатно накормить их. Если бы они потом даже и захотели заплатить, то киргизы все равно не смогли бы взять деньги, потому что это считается большим грехом.
В киргизском аиле. (Рисунок Б. В. Смирнова, 1903г.)
Источник: http://frunze-bishkek.kg/sites/default/files/Пишпек исчезающий.pdf
Чисто номадский способ жизни (когда кочевник ни об одном месте не может сказать, что тут он "дома") уже давно исчез из Средней Азии, потому что, хотя у кочевников и нет стабильного места, а только юрты, но у них были свои места для весенних, летних, осенних и зимних пастбищ. На той территории, где сейчас находится Кыргызстан, трассы кочевников зависели от сезона: зимовка в тех местах, аилах, областях, где регулярно падало меньше всего снега и где он быстрее всего таял. Весной, в зависимости от того как тает снег, пастухи со своими стадами передвигались все выше в горы, где проводили лето. На весенних пастбищах (коктеу), кочевники обычно долго не задерживались и вскоре начинали подниматься все выше в горы на летние пастбища "джайлоо".
На другую сторону гор, через горные перевалы, переходили только самые богатые пастухи, бедные же должны были довольствоваться пастбищами только одной стороны. Дорога обратно считалась довольно трудной, так как в то время эти области уже были засыпаны снегом. В более легкие времена пастухи отправлялись назад уже в октябре – начале ноября, так, чтобы переждать зиму на своей зимовке.
Хотя в некоторых областях киргизы занимались полеводством, главным всегда оставалось разведение скота. Оседлый образ жизни, соединенный с полеводством, представлял собой исключение. Даже самые бедные жители, не имеющие ни одной головы скота и не нуждающиеся в кочевках, тоже уходили на свои летние и зимние стоянки, где они помогали богатым членам родового сообщества.
Г.Гинс, путешествуя по Семиреченской области в 1913г., заметил, что и киргизы, и казахи начинают постепенно переходить на оседлый образ жизни, подпадая при этом под русское влияние, как положительное, так и отрицательное.
Новая жизнь, новые влияния заметно отражаются на киргизах. Они все более привыкают к оседлости, все более привыкают к земледелию и все более изменяют свои привычки. Они учатся продавать продукты своего труда и покупать то, что раньше делали сами; обычай гостеприимства начинает исчезать, так как выгоднее содержать бекет, где угощение сопровождается счетом. Неудобные одежды домашней кройки заменяют обыкновенным костюмом, необходимые орудия покупают, так как это удобнее и дешевле.
Киргизы-мусульмане учатся и новому русскому пороку - пить, курить они уже давно выучились108.
Киргизы, занимающиеся полеводством, иногда тоже кочевали, но не так далеко, как другие, только так, чтобы можно было выгнать каждый день скот на пастбище. Переход на оседлый способ жизни был часто связан с тем, что хозяин по той или иной причине терял свой скот.
Хотя, вследствие русской колонизации, проходившей на территории сегодняшнего Кыргызстана в течение девятнадцатого столетия, процесс перехода на оседлый способ жизни ускорился, но, как показывает статистика, в 1914-ом году так жило только 21 772 (22%) киргизских семей из 98 840109.
После захвата власти большевиками жизнь кочевников попала под очень сильное давление. Кочевому образу жизни был объявлен бой. За лозунгами о добровольности перехода часто скрывалось совсем другая действительность: совершенно ясно, что не каждый кочевник хотел расставаться с привычной жизнью.
Усилилась тяга киргизского населения к оседлому образу жизни, так как кочевая жизнь препятствовала его культурному подъему и задерживала экономическое развитие. Киргизы Кызыл-Туевской волости, насчитывавшей более 100 кибиток, писали: "Не желаем вести кочевую жизнь, а желаем вести оседлую жизнь, поэтому просим перевести нас на оседлость с отводом нам земли".110 Население Колгутинской волости, состоявшей из 90 кибиток, писало: "Желаем жить оседло и просим поселить нас в селении Мало-Архангельском".111
Уездный исполком направлял представителей отдела по национальным делам и специалистов земельного отдела в киргизские волости, выразившие желание к переходу на оседлость. Им отводились земельные участки – пахотные, сенокосные и пастбищные, учитывая, что киргизы наряду с полеводством занимались и скотоводством. Им оказывалась помощь сельскохозяйственным инвентарем, деньгами.112, 113
Борьба большевиков с "пережитками" носила скачкообразный характер, она переходила от идеологических "чисток" к практическим репрессиям. Эта борьба называлась по-разному: классовое расслоение общества, ликвидация бай-манапства и кулачества, национализм, а также индустриализация, коллективизация, культурная революция и т.д. Но главным ее содержанием было коренное изменение традиционного общественного устройства и общественных отношений.
Первый этап оседания (20-е гг.) охватывает период с установления Советской власти в Киргизии до начала сплошной коллективизации. Первоначально значительное количество кочевых хозяйств осело во время осуществления земельно-водной реформы 1921–22гг. Большая часть кочевников-бедняков получила от государства земельные наделы с распаханными полями, сельскохозяйственный инвентарь, конфискованный у кулаков-переселенцев и феодалов, дома с хозяйственными постройками.114
Предоставление комплексной государственной поддержки киргизским кочевникам может создать впечатление, что о них серьезно заботились, но тут надо указать и другую сторону медали: все, что кому-то давалось бесплатно, было отобрано – конфисковано у тех, кто заработал это своим трудом.
Очень часто и раздача чужого имущества тоже не приводила к желаемым результатам: один из раскулаченных, Абдрай говорит: Советское правительство забрало у богатых коней и арбы, раздала их бедным. Те же их сразу продали, выручили за это деньги и опять остались без транспорта.
Другой пример (см. с. 219) показывает и несправедливость совершаемого, когда построенные русским переселенцем дома пришлось отдать киргизам, сам же хозяин был депортирован.
(продолжение следует)
99 Положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской Областях.
100 Джунушалиев, Д.; Плоских, В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана. [онлайн] CA&CC Press, Sweden, 2000 [цит. 21. 2. 2012]. Доступен: [http://www.cac.org/journal/cac-09-2000/17.Dzhunu.shtml>.
101 Аульные съезды, волостные съезды.
102 Сельские сходы.
103 Борубашов, Б. И. Кыргызстан в системе государственного устройства и управления российского государства. Вестник КРСУ. 2008. Том 8. № 2, с. 109–115.
104 Джунушалиев, Д.; Плоских, В. c. d.
105 Белянин, Д. Н. Источники формирования колонизационного фонда в Западной Сибири в годы осуществления столыпинской переселенческой политики (1906–1914 гг.) [онлайн] [цит. 28. 11. 2012] Доступен: [http://izvestia.asu.ru/2011/4-2/hist/TheNewsOfASU-2011-4-2-hist-05.pdf>.
106 История СССР. Часть третья. Учебник для 10 класса средней школы. Москва: Учпедгиз, 1952, с. 79.
107 Справка о землеустройстве киргиз в Сукулукской волости Пишпекского уезда Семиреченской области. 1910 г. Российский государственный исторический архив (РГИА), фонд 391, опись 11, дело 2, лист 11 (от Б. Ф. Мухлинина).
108 Гинс, Г. Очерки из поездки по Семиречью. Исторический вестник, 1913, № 10.
109 Osorov, Z. Myths and Survivals of Nomadic Past. Kyrgyzstan Times, September 28, 2000.
110 Центральный государственный архив (ЦГА Киргиз. ССР), ф. 796, оп. 1, д. 42, л. 34.
111 Центральный государственный архив (ЦГА Киргиз. ССР), ф. 796, оп. 1, д. 42, л. 34.
112 Центральный государственный архив (ЦГА Киргиз. ССР), ф. 41, оп. 1, д. 4, л. 59.
113 ЖАНТУАРОВ С. Б. Гражданская война в Киргизии. Фрунзе: Издательство Академии наук Киргизской ССР, 1963.
114 Коллективизация сельского хозяйства и переход от кочевничества к оседлости (Энциклопедия Киргизская ССР) [онлайн] Kirghiz.Ru, © 2011 [цит. 28. 11. 2012] Доступен: [http://www.kirghiz.ru/enc/istoriya_182/kollektivizatsiya_selskogo_hozyaystva_233/>.
Петр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага 24.01.2014
|