Революция smoking free. Репортаж из Киева. Ч. 1, - С.Ермаков 14:08 30.01.2014
Революция smoking free. Народ против титушек глазами нашего спецкора Intro
Все началось 21 ноября. В этот будний день на Майдане Независимости в поддержку евроинтеграционного пути Украины собрались люди. Было несколько сотен человек, возмущенных решением правительства Украины приостановить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Акция носила внепартийный характер, были заметны только флаги Евросоюза и Украины, мегафоны. Среди присутствующих было много журналистов.
Сотрудники милиции спокойно следили за порядком.
Выступил парламентский лидер "Батькивщины" Арсений Яценюк и предложил собираться каждый день в 22.00. Ближе к полуночи увеличившаяся толпа решила дойти до администрации президента, чтобы заявить свое мнение и там, хотя всем известно, что Янукович не Сталин и по ночам не работает. На всякий случай милицейское руководство вызвало отряд Беркута, который совместно с милицией заблокировал Банковую улицу. Узнав о выступлении Яценюка, на Майдан в срочном порядке выдвигаются Кличко и бывший министр, лидер движения "Третья республика", Юрий Луценко. Они призывают в воскресенье, 24 ноября, собрать в Киеве многотысячный митинг и заводят своими речами протестующих. Глубокой ночью часть людей зачем-то остается на Майдане, а лидер фракции ВО "Свобода" Олег Тягнибок, чтобы внести свои пять копеек, обещает днем зарегистрировать проект об отставке кабинета министров Азарова.
Такова завязка революции. Крупные оппозиционные лидеры обозначили себя как вождей, и есть два требования: отставка правительства и возвращение курса на евроинтеграцию (а он был?). Тут сразу становится ясно, что даже самый многочисленный митинг не заставит Януковича выполнить данные требования, и ситуация будет развиваться или накаляться, кому как больше нравится.
Ближе к 24 ноября, дате, с которой некоторые отсчитывают начало революции, уже произошли определенные "танцы с бубнами": Янукович говорит по телефону с президентом Литвы, "жалуясь на Россию", Азарова провоцируют в Раде "смять" флаг Евросоюза, а кое-кто из оппозиции уже подает в суд на решение Кабмина.
В это время в Киев стекаются желающие митинговать, количество людей на Майдане растет, появляются палатки, происходят первые стычки с милицией.
Одновременно митингует Львов (почти десять тысяч человек) и, как ни странно, Николаев, Донецк, Луганск. Там численность выступающих измеряется в десятках, от силы сотнях.
Беспорядки начинаются 24 ноября и с тех пор не прекращаются по сей день. Митинги в поддержку евроинтеграции в тот день прошли по всей Украине. В Киеве несколько десятков тысяч самых разных людей ставят палатки, дерутся с "Беркутом"; Кличко, Яценюк выступают перед народом. Вновь всплывает феномен "титушек", представителей люмпен-молодежи, по тем или иным причинам готовых драться на стороне милиции и Беркута и имитирующих горячую любовь к таможенному союзу.
Можно и дальше знакомиться с хронологией событий последних двух месяцев, но это будет тема отдельного исторического очерка, задача этой статьи другая. Важно понять, почему даже представительницы столичного среднего класса, никогда не видевшие себя в роли "валькирий революции", спустя два месяца после начала событий оставили работу в офисах и занялись приобретением бензина для изготовления коктейлей Молотова.
1
В воскресенье 26 января по заданию "Свободной прессы" я прилетел в Киев. Как мы помним, после принятия "полицейских законов" 16 января произошел очередной виток радикализации протестов. В 19 января начались "события на Грушевского", и Украина столкнулась с невиданным за годы независимости политическим насилием и настоящими уличными боями. На этот раз "лидеры революции" - Кличко, Тягнибок, Яценюк - не выдержали собственной значимости и потеряли доверие народных масс. Как вести себя в сложившейся ситуации, они не знали. Яценюк, наверное, неплохой кабинетный управленец, но не лидер баррикад, Кличко - позер без фантазии, которому образцом для подражания служат "оранжевые" события на Майдане десятилетней давности, но как идти до конца иным способом, он не представляет. Тоже можно сказать и про других лидеров легальной оппозиции. Они растерялись, а ребята из Правого Сектора, футбольные ультрас, встали на острие противостояния с Беркутом. Примерно после 22 января активная фаза боев в Киеве прекратилась, но по всей стране началось то, что в моих школьных учебниках обозначалось, как "Революция шагает по стране".
В минувшие выходные хотелось выяснить, кому принадлежит власть в Киеве, решится ли "Янук" разогнать Майдан, и что дальше собираются предпринимать протестующие.
Воскресный Киев выглядел совсем обычно. Грязные ларьки у станции "Харьковская", сонные люди в вагонах метро с сумками; лишь обрывки диалогов о каких-то секретных отрядах суперспецназа, которые я ловил от подростков и тут и там, напоминали о том, что ситуация, пожалуй, не совсем обычна. Выйдя из метро у "Дворца спорта", я решил прогуляться несколько километров до баррикад. На улицах было совсем безлюдно и совершенно спокойно. Может, -15 по Цельсию или просто воскресенье, но даже попав на Крещатик со стороны знаменитого здания с надписью "Ринок", я не заметил ничего необычного, также как и не встретил потоки людей и машин.
Ближе к ЦУМу на тротуарах все больше туристов из дальнего зарубежья и хипстеров из Москвы, и тут вдруг неожиданно перед глазами возникает стена из почерневших мешков со снегом перекрывающих Крещатик во всю ширину, проход сбоку охраняют несколько человек, одетых во что попало с закрытыми шерстяными масками лицами, в строительных касках. Народ ходит в оба направления, задача поста отсечь пьяных, а также титушек, которые очень легко вычисляются по внешнему виду и внутрь Майдана заходить почти не пытаются, а если и идут, то на разведку - осуществлять провокации решится только самоубийца. Бывает, что не пускают внутрь людей с зажженной сигаретой, мол, некультурно как-то.
Вплоть до Майдана посередине бывшей проезжей части, где в один, а где в два ряда тянутся огромные палатки. В них и вокруг них грязные очень уставшие люди с недобрыми лицами. На каждой палатке флаги той или иной партии, название региона, откуда приехали обитатели. Много флагов УДАРа и Батькiвщины. Повсюду идет сбор продуктов, теплой одежды и денег для приехавших. Очень много наглядной агитации, различных фотографий, лозунгов. Демонстрируются полицейские спецсредства, гильзы, патроны. У самого Майдана плакат извещает о награждении в 10 тыс. гривен за информацию об убийце из Беркута, на счету которого первая жертва. Также обещана баснословная награда "за голову" этого неизвестного.
Все боковые пути с Майдана забаррикадированы на несколько метров в высоту мешками со снегом, залитыми водой. Дорога в Пассаж тоже, но там есть свободный очень узкий проход, он необходим для местных жителей и для меня, снявшего квартиру в самом центре событий, иначе чем через этот проход в жилые дворы не попасть.
Сам Майдан целиком занят палатками, в центре радикальные националисты, огромный плакат с портретом Бандеры. Палатка с поляками есть тоже и почему-то прям напротив Бандеры. Также на Майдане стоит елка, увешанная флагами как Украины, так и других стран, поддерживающих Украину.
Посередине сцена, вокруг нее не так много места, но когда смеркается, все больше людей приходит на площадь. Каждый день, тем более в воскресенье, происходят многотысячные митинги, звукоусилительная аппаратура разносит на сотни метров вокруг речи любого, кто хочет выступить, мощные дискотечные лазеры в сумраке кидают свои лучи на стены Крещатика. Так выглядела жизнь в туристическом центре Киева в минувшее воскресенье, пока на остальной Украине отряды восставших штурмовали здания областных и городских администраций.
2
Мои соотечественники за последние двадцать лет привыкли делить Украину и ее граждан на наших и "западенцев". Самые радикальные "западенцы" приходят к нам со страниц произведений Д. Корчинского: в начале 90-х они, братья-славяне, воюют в Абхазии против русских добровольцев совместно с озверевшими садистами из гвардии госсовета Грузии, они же в Первую чеченскую на стороне боевиков-ваххабитов. Так или иначе, принято делить Украину на Восточную и Западную, или русскоязычную и жовто-блакитную. Те, для кого родной язык русский, живут на востоке или юге, они за Россию и против НАТО. Другие же всеми силами стараются приписать нам "голодомор", запретить "великий и могучий", наводнить весь Крым американскими военными базами и чуть ли не закрыть границу с Россией.
Для тех из россиян, кто примитивно понимал ситуацию, 10 лет назад Янукович стал представителем "наших", а Тимошенко и Ющенко - представителями вражеской стороны.
Я же, регулярно бывая в Киеве, уже тогда понял неоднозначность ситуации и что значительное количество населения Украины выпадает из этой простой надуманной двухполюсной схемы. Особенно смешно было смотреть на своих старых знакомых превратившихся в профессиональных "молодых патриотов" и призывающих братьев-украинцев голосовать на выборах за "евразийца" Януковича, выступая против "атлантиста" Ющенко. У каждой стороны две медали, но вот Украина не медаль.
Образованные слои киевской молодежи выросли в независимом государстве. Для многих из них родным языком является русский, на книжных полках у них стоят те же книги, что и у нас, на том же самом языке. У москвичей, тех кто выходил на Болотную и прочие митинги недавней поры, протестуя против коррупции и сомнительных результатов выборов, те же вкусы, что и у образованных киевлян, все те же музыка, одежда, фильмы… Как и большинство нормальных людей, они интересуются не геополитикой и евразийством, а своей собственной жизнью, карьерой и тем, что будет представлять их собственная страна в скором времени. Та страна, в которой им жить.
Эти люди не хотят уезжать из "этой страны", потому "что здесь ничего не исправить" и протестовать бессмысленно. Совсем наоборот, протестующий народ верит в свою силу и верит, что те проблемы, которые появились в жизни за последние три года - поправимы, надо только самим решать свою судьбу, а не безвольно эмигрировать. Для консолидации нации и самоидентификации они выступают за единый язык - украинский, хотя родным для многих из них является русский. Вот только глава Кабмина Азаров даже толком не владеет государственным языком страны, которой правит, и это еще один повод требовать его ухода.
Чем же они недовольны? После победы Януковича на выборах, общество не разделилось, и беспорядков не было. Его приняли как законно избранного президента. Но пожив под его властью год, два, три, население становилось все более недовольно, и нужен был лишь повод для сплочения с целью поменять власть. По мнению многих, Янукович - коррупционер или же просто бандит, то же киевляне думают и об Азарове. В местной прессе множество публикаций о сомнительных махинациях в экономике, о преступлениях силовиков, о постепенном подавлении политических свобод.
Я разговаривал обо всем этом со своими киевскими знакомыми, сидя в квартире, окна которой выходили на Майдан и Крещатик. За окнами скапливались тысячи людей и звучали призывы со сцены на непонятном для меня языке. Впрочем, круга моих знакомых – "белых воротничков" - мне было мало, и я не упускал возможности пообщаться с официантками, таксистами, продавцами магазинов. Мнения не разделялись, все говорили об одном, и лишь менеджер по сдаче квартиры, желала, чтобы все это быстрее закончилось.
Приближалась ночь, и нам пора было выдвигаться на переднюю линию баррикад улицы Грушевского, а также осмотреть недавно отобранный у Беркута Украинский дом. В ближайшие часы и весь последующий день меня ждало общение с уличными лидерами Майдана, рядовыми участниками восстания, ну и, конечно же, титушками и силами правопорядка.
Продолжение следует. 30 января 2014 | Сергей Ермаков
|