О знаковой функции письма-орнамента кыргызов, - А.Абдысадыр уулу 10:51 06.02.2014
Письмо-орнамент кыргызов
Азат Абдысадыр уулу
О знаковой функции орнамента
Декоративно-прикладное искусство кочевников носит утилитарно-художественный характер. Но в ходе исторического процесса некоторые элементы данного искусства утратили свою утилитарность. К таким элементам относится орнамент – узор, предназначенный для украшения различных предметов, сооружений.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве кыргызов в настоящее время рассматривается только как эстетическое осмысление действительности. При этом название орнаментов, применяемые в данное время, носит сугубо ассоциативный характер, т.е. знаковая функция орнамента была утрачена.
О наличии знаковой функции орнамента свидетельствую исторические данные.
К примеру, "исследователи иньского письма указывают на сходство графического стиля иероглифов, изображающих животных, со стилем зооморфного орнамента, который встречается на различных предметах материальной культуры эпох Инь и даже предшествующих исторических эпох. Это означает, что в своих истоках китайская иероглифическая письменность связана с изобразительным искусством и с орнаментом. Это делает понятным причину, по которой знаки китайского письма были названы словом вэнь "узор"1.
Тамги в виде орнамента были отмечены также в тюргешских монетах. Согласно В.Н.Настичу в окрестностях городища Красная Речка была найдена монета с квадратным отверстием. "Лицевая сторона: надпись поздним согдийским курсивом против часовой стрелки: ’rsl’n kwyl ’yrkyn Aрслан күл-иркин (или kwyl ’yrkyn ’rsl’n күл-иркин Арслан, поскольку никаких словоразделителей в надписи нет)". В обратной стороне: две тамги: справа (условно) от отверстия – согласно В.Н.Настичу руническая тамга m; слева рунический тамга r2. Но по нашему мнению справа от отверстия изображена руническая тамга k в виде орнамента, слева от отверстия руническая тамга r (см. рис. 1). Данная интерпретация позволяет нам утверждать, что тамга k мог применяться в качестве знака, имеющее значение "күл" ("сильный"), а тамга r – в качестве знака, имеющее значение "эркин" ("герой"). Следовательно, эти тамги параллельно выражали значение согдийской надписи "’rsl’n kwyl ’yrkyn" – "Aрслан күл-иркин" (см. рис. 1)...
Полностью статью читаем здесь -
http://akipress.org/kghistory/news:13803/
28 янв. 2014
|