КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 10.02.2014
20:29  Новая индустриализация Казахстана. Часть 1. Механизм успеха, - И.Лизан
20:23  Трудно быть богом... Главная ошибка советского человекостроения, - В.Мараховский
20:08  Опять двойка... В Ираке во время тренировки террористов-смертников погиб 21 боевик
18:50  10 "негритят" Атамбаева. Ближний круг президента Кыргызстана, - De-facto
18:41  Генерал Алымкожоев - последняя надежда Кыргызстана
17:20  Возможен ли Майдан в Казахстане? - САМ
17:18  700 строителей "Абу-Даби Плаза" в Астане устроили забастовку

17:15  Инцидент на таджико-кыргызской границе: Расследование продолжается
17:08  Таджикистан. Лучше гибель, но с углем? - "АП"
16:59  Шепетовка. На Украине продолжают громить памятники Ленину
16:55  "Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства". Застрелился российский контр-адмирал Апанасенко
16:23  Казахского экс-зятя Кыргызстана А.Тойгонбаева задержали и посадили в ИВС Москвы
16:14  В Токтогуле убиты подозреваемые в расстреле милиционеров в Боомском ущелье
16:07  Жизнь политического маргинала – приказано выжить! - Better.kz
15:50  Фельдмаршал Ас-Сиси близок к победе в борьбе за будущее Египта, - Д.Минин
15:43  Действительно ли "ислам совместим с демократией"? - Ф. д’Ирибарн, Ау Сениге
15:38  Иранская экономика на гране срыва, - "Le Huffington Post"
14:54  В Вардаке чо-то упало. Неопознанный транспортный самолет разбился в Афганистане
14:50  "Женева-2" открывает второй раунд. Стороны сирийского конфликта продолжат переговоры в Швейцарии
14:47  Турецкий протест вырвался из сети. Законопроект о контроле над интернетом спровоцировал новые акции, - "Къ"
14:44  Бишкекский мэр. Бери мочало и начинай сначала, - 24.kg
14:25  Кыргызстан. По подозрению в расстреле милиционеров в Боомском ущелье разыскиваются З.Магомедов и Б.Арчаев
14:18  Бишкек. Суд дал по 7 лет Б.Курманову и Э.Джунушбаеву, обвиненным в вымогательстве 3 млн у "Кумтора" и организации беспорядков
14:12  Украина в зоне геополитического риска: путь, которому не видно конца, - Newtimes.az
14:09  Украинская диаспора Узбекистана отреклась от бандеровцев
14:06  Крупнейший в ЦА логистический центр передан в управление неизвестной компании
14:01  Алга, Казак Елі? Как имя наше отзовется, - Н.Абжекенова
13:53  Как будут свергать Рахмона, - Ф.Дуйгун
12:59  Риддер в Сочи. "Болеем" за наших!
11:50  Украина зашла в тупик? - Huffington Post
10:45  Что происходит в Сирии? Двусмысленное поведение "Джабхат ан-Нусра", - Ален Родье
09:51  Где водится китайский "помогай". Как бизнес переходит дальневосточную границу, - А.Боярский
09:45  Есть ли демократия в Турции? - А.Билиджи
09:42  Государства Центральной Азии и Закавказья едут в Сочи, - Пол Бартлетт и Элизабет Оуэн
09:41  Узбекистан: Хочешь выехать из страны - получи новый паспорт
09:36  Древние кыргызы никогда не враждовали с древними таджиками. Таджикско-кыргызская граница все-еще закрыта.., - М.Тойчиев
09:32  Ядерное нераспространение в ближневосточном контексте. Часть 1, - С.Иванов
09:29  Война в Ираке усиливается, - П.Львов
09:26  Бишкек проблемный: полуразрушенные домики в центре столицы, - "ВБ"
08:57  Китай увеличит пенсии крестьянам. Деревню подтянут к городу по уровню социального обеспечения, - В.Скосырев
00:51  Сочинская Олимпиада как проект будущего мира, – С.Чериков
Воскресенье, 09.02.2014
17:42  Христиане Центральноафриканской Республики массово изгоняют и убивают мусульман
15:17  Майдан "Большой игры", - Олесь Бузина
14:38  В Душанбе издана книга "Аслхо ва наслхо" ("Коренные и потомки"), посвященная вкладу жителей Самарканда в развитие Таджикистана
13:07  Конец американской исключительности, - Питер Бейнарт
01:33  Государственное информпюре. Об издержках казахстанской вещательной политики, - Д.Ашимбаев
01:03  Спокойствие на грани протеста. Мангистау: спустя два года после трагедии в Жанаозене, - С.Исабаева
00:54  Кыргызская партия "Ата Мекен": как удержаться на плаву? - 24.kg
00:48  Кыргызстан: официальный ислам теряет позиции, - А.Шаршенбеков
00:34  Великолепный Аркадаг и другие, - Б.Махмутов
00:25  Откуда суши растут. Глобализация изменила кулинарные привычки всего мира, - А.Ратников
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Действительно ли "ислам совместим с демократией"? - Ф. д’Ирибарн, Ау Сениге
15:43 10.02.2014

В пятницу по случаю вступления в силу новой конституции Туниса Франсуа Олланд назвал ее "важнейшим документом", который подтверждает, что "ислам совместим с демократией". Как бы то ни было, у ислама есть несколько форм. Какие из них совместимы с демократией?

Atlantico: В пятницу по случаю вступления в силу новой конституции Туниса Франсуа Олланд назвал ее "важнейшим документом", который подтверждает, что "ислам совместим с демократией". Как бы то ни было, у ислама есть несколько форм. Какие из них совместимы с демократией, а какие нет?

Ау Сениге: Любая монотеистическая религия, которая полагается на некое священное писание, постоянно подвергается колебаниям и изменениям, а также гуманитарному воздействию. Все это ведет к тому, что ее общественно-политическое применение зависит от человека, группы, обстоятельств и места.

С этой точки зрения ислам не является исключением и представляет собой то, как его определяют мусульмане. Лично мне кажется, что в научном плане правильнее было бы говорить о поддержке демократии со стороны тех или иных мусульман, а не совместимости ислама с демократией.

Филипп д’Ирибарн: Ислам в той его форме, которую он принял в обществе различных стран, зачастую носит синкретический характер: в Индонезии на него оказал влияние индуизм, в Иране - зороастризм, а в Африке - анимизм. И эти его формы вовсе не всегда хорошо сочетаются с демократией.

Когда мы говорим об отношениях ислама с демократией, для начала нужно выделить два аспекта последней. Ее западное понимание подразумевает тесное переплетение власти народа и защиты индивидуальных свобод. В исламском мире все обстоит совершенно иначе. В целом, стремление к демократии действительно просматривается, если говорить о суверенитете народа. Если в мусульманских странах существует автократическая власть, это в первую очередь связано с их общественной структурой: так, в обществах с традиционной племенной системой сложно обойтись без сильной центральной власти. Ислам не является тому причиной. Тем не менее, это не касается неуважения к плюрализму мнений и правам человека. Турция представляет собой прекрасный пример власти народа и регулярного проведения выборов руководства при отсутствии стремления поддержать религиозный и политический плюрализм. Индонезия в некотором роде является исключением из правила из-за влияния индуизма, которому неизменно свойственен плюралистический аспект.

- В каких условиях и при каких обстоятельствах ислам совместим с демократией?

Филипп д’Ирибарн: Это могло бы относиться к исламу, который сосредоточился бы на внутренних аспектах религии в традициях суфизма или некоторых течений шиизма и полностью отошел бы от государственных дел, передав управление страной чисто светской власти. В Иране даже среди некоторых представителей духовенства существует течение в поддержку таких перемен. В результате могло бы сформироваться сочетание ислама с демократической современностью.

Ау Сениге: Исламские представления больше не будут препятствием для демократии в странах с преимущественно мусульманским населением при условии начала настоящих общественных, экономических и политических демократических процессов, то есть формирования пространства, в котором люди смогут добиться признания как граждане. Фанатизм, который нередко пытается прикрыться голосом ислама, долгое время процветал в тени авторитарной власти и диктатур. Это непреложный факт.

- Совместим ли сам Коран с демократией?

Филипп д’Ирибарн: Да, если речь идет о власти народа. Сами мусульмане нередко ссылаются на понятие "шура", которое означает рекомендованный Кораном "совет". Тем не менее, подчеркиваемая в этом священном писании важность единства сообщества, жесткое осуждение всех нарушителей этого единства и крайне отрицательное восприятие любых споров свидетельствуют о его не лучшей совместимости с демократическим плюрализмом.

Ау Сениге: Коран - это немая книга, как и Библия или любое другое священное писание. Люди озвучивают эти книги и используют их как ориентир для жизни и существования. Коран сравним со всеми религиозными писаниями, которые появились до него. Некоторые отрывки прославляют свободу сознания и "совет", тогда как другие, без сомнения, призывают к насилию. Поэтому очень важно поставить строки в правильный контекст и установить идеологические основы тех, кто о них говорит.

- Может быть, Франсуа Олланду следовало бы говорить не об исламе, а о мусульманской культуре? Возможно, это она совместима с демократией, как демонстрирует пример Туниса?

Филипп д’Ирибарн: Новая тунисская конституция действительно стала очень важным событием. Утверждение гражданского характера государственной власти, отсутствие отсылок к шариату, принятие свободы мысли, запрет обвинений в вероотступничестве - все это настоящий демократический прогресс. Кроме того, сам факт обсуждения и достижения компромисса модернистами и исламистами уже можно считать добрым предзнаменованием. Франсуа Олланд совершенно оправданно приветствовал эту конституцию. Однако озвученный им вывод был чересчур поспешным. Стоит ли связывать произошедшее с исламом? С мусульманской культурой? С одним лишь Тунисом? С особым историческим контекстом? Ответ не назвать очевидным.

Тунис - вовсе не типичный представитель мусульманского мира. Еще с эпохи Бургибы там наблюдались сильнейшие модернистские течения. Представители этого движения долгое время боролись за то, чтобы добиться демократических подвижек с конституцией. Но действительно ли исламисты уступили? Быть может, они просто решили затаиться из осторожности, чтобы не повторить судьбу своих египетских единомышленников? Пока что нынешние события говорят о том, что тунисское общество совместимо с демократией. Но разве это не связано с тем, что оно в прошлом дистанцировалось от ислама больше, чем другие мусульманские страны?

Ау Сениге: Вы абсолютно правы. Сейчас понятие "ислам" используется повсеместно так, словно речь идет о чем-то однородном и едином. Так, хотя, по некоторым данным, 97% арабского мира - мусульмане, далеко не все мусульмане оценивают свою принадлежность к исламу одинаковым образом, что еще больше усиливает разнообразие этого крайне гетерогенного геокультурного образования.

Разумеется, этот преимущественно мусульманский мир (не стоит забывать об атеистах, агностиках, христианах и немусульманах) вовсе не отторгает демократию. Как раз наоборот, он к ней стремится. Тунис стал тому подтверждением. Принятие новой конституции было большим достижением, которое нужно учитывать при оценке будущего страны и региона.

Оригинал публикации: Pour François Hollande, "l’islam est compatible avec la démocratie" mais quel islam et dans quelles circonstances ?

Опубликовано: 09/02/2014

Филипп д’Ирибарн (Philippe d’Iribarne), Ау Сениге (Haoues Seniguer)
("Atlantico", Франция)

Источник - inosmi.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1392032580
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенат ратифицировал пакет Договоров между Казахстаном и Северной Македонией
- О коронавирусе и казахстанской современности
- Крымбек Кушербаев провел заседание Республиканской комиссии по вопросам государственных символов
- Кадровые перестановки
- В Сенате обсудили ход реализации госпрограммы "Цифровой Казахстан"
- Члены Межпартийного совета при Мажилисе участвуют в обсуждении бюджета страны
- Отгружена первая партия казахстанской вакцины QazVac (QazCovid-in) против COVID-19
- Глава МВД определил для полицейских 8 задач на ближайшее время
- В последний вариант казахского алфавита внесли изменение
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх