Сохранит ли "Национальное оппозиционное движение" Кыргызстан? - К.Шайдиева 01:17 04.03.2014
12 февраля объединились личности, демонстрирующие себя оппозицией. Это депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков, лидер партии "Чындык" Кубанычбек Кадыров, лидер партии "Кыргызстан элдик демократиялык" Артур Медетбеков, организатор "Движения сопротивления" Омурбек Суваналиев, лидер партии "Улуттар биримдиги" Мелис Мырзакматов, лидер партии "Ата Журт" Камчыбек Ташиев, от движения "Эл угну" Мамбетжунус Абылов, лидер партии "Акыйкат" Аликбек Жекшенкулов, лидер партии "Эркин эл" Мавлян Аскарбеков. Их лидером избран Равшан Жээнбеков. На днях в гостинице "Ак-Кеме" они провели собрание, как будто решат судьбу Кыргызстана. Смогут ли решить судьбу государства эти старые лица в политике Кыргызстана? И вообще, способны ли они сделать хоть что-нибудь?
Омурбек Абдрахманов: "Если они объединяются с целью изгнать Атамбаева и самим занять его место, тогда мы не должны поддерживать такую оппозицию"
- Сегодняшняя власть не смогла провести реформы. Как и раньше, захватили всю власть. Кого хотят ставят премьером, мэром, спикером. Также вся власть перешла в руки одного человека. Поэтому оппозиция собирается и объединяется. Если они объединяются с целью выгнать Атамбаева и самим занять его место, то такую оппозицию мы не должны поддерживать. А если эта оппозиция говорит: "Мы принесем новую идею, мы совершим новые перемены, мы уничтожим президентскую власть", тогда мы должны поддержать ее. Насколько сильна оппозиция, настолько хорошо работает власть. Но наша власть при упоминании об оппозиции сразу нападает и давит ее под себя, запугивает, КГБ продолжает делать свои старые дела. Поэтому мы не можем считать нынешнюю власть демократической. Она считается по названию демократической, а по содержанию авторитарной властью. Парламентская власть объединяет регионы, северные депутаты не могут прийти к власти без южных депутатов. А президентская власть делит на регионы. Выскакивает один: "Я буду управлять с севера", еще один выскакивает: "Нет, я буду управлять с юга". Вот почему мы должны уничтожить институт президентства. Все встанет на свои места, если сделаем парламентскую власть, как в Италии, Германии.
Табылды Акеров: "Мы читаем, что народ хорошо воспринимает объединение оппозиции"
- Общественность довольно хорошо обсуждает создание объединенной национальной оппозиции. Правительство по своим подконтрольным СМИ щипает их, говоря: все те же, те же. А в Фейсбуке мы читаем, что простой народ хорошо принимает их.
По-моему, полезная сторона объединения этой оппозиции в зарождении еще одной политической силы, контролирующей власть. Как показывает сегодняшняя реальность, и это открыто видно, если в Кыргызстане власть не будет всегда контролироваться очень большой оппозиционной силой, то становится трудно защищать интересы народа. К примеру, возьмем проблемы "Кыргызгаза", "Кумтора". Они ведь даже не спросили мнения народа. В особенности по проблеме "Кумтора", который обсуждается всем кыргызским народом. Власть просто путем запугивания вынудила проголосовать депутатов. Кроме того, противозаконно вмешивают в политику ГКНБ, МВД, используют их в собственных интересах. Например, "юпигейт", "мародергейт" и другое. Можем сказать, поэтому-то и объединилась оппозиция. Говоря иначе, виновником этого объединения стала сама власть. В качестве своей основной цели оппозиция выдвигает развитие парламентаризма. Это хорошо показывает изменение политиков. Только вчера некоторые из них считали удобным установление сильной президентской власти. Потом обещали реформы. Но сейчас оппозиция пока не обнародовала полностью свои программы. Точно говорить об их целях можно после начала обнародования.
Казат Акматов: "Мотыльки…"
- Во-первых, если они выступают против сегодняшней власти, то надо сказать о конкретных ошибках стоящих во власти: эти люди допускают такие-то ошибки. А если просто так говорят: выгоним власть, сами пойдем на ее место, то это, конечно, неверно. Это объединение народ не поддерживает. Я читаю в газетах. Потому что в этих партиях те, кто плохо показал себя. Дополню: ходили во власти. К примеру, возьмем Жээнбекова. Во времена Акаева ходил в большой должности, при Бакиеве тоже работал в должности. Жээнбеков говорит: "Если я стану президентом, то исправлю государство, устраню все недостатки". Такое дело не под силу этому джигиту. Если надо, то такое дело не под силу всему "Движению национальной оппозиции". В такое сложное время надо работать днем и ночью. Я читаю в газетах, как выскакивают и говорят: вырву власть из рук и отберу. Скажу как писатель, когда гаснет лампочка и возникает такое положение, то никто не выходит. А как загорается лампочка, то они начинают вокруг нее кружить, как шайтаны-бесы, поэтому я их представляю себе мотыльками. Почему говорю "шайтаны-бесы", я их представляю именно такими мотыльками – "шайтан-кополок". До этого никто из вышеуказанных не сделал продвинутых дел. Из них только Суваналиев ходил губернатором в Нарыне, хорошо работал.
На самом деле, как только они освобождаются от должностей, так развлекаются счастливо за границей, ходят по курортам, выходят на охоту. Как понадобится власть, сразу объединяются, выскакивают. Не могу сказать, что сегодняшняя власть осчастливила народ. Видят же работу Сатыбалдиева, слушаешь – волосы на голове встают дыбом. Заметают следы за сколькими миллиардами денег, утверждают их! По Сатыбалдиеву я два года назад читал справку Счетной палаты. Потеряны следы миллиарда сомов. После его прихода премьер-министром исчезли следы той справки. Говорят, чтобы Счетная палата сегодня снова проверила. Говоря иначе, Счетная палата сделает так, как скажет Сатыбалдиев, у нас ведь так водится, в противном случае Счетная палата даст ему жару. Вот почему Сатыбалдиев не хочет уходить с должности, хотя ему говорят "уйди пока с должности". Это политическое бескультурье. Как будто с уходом Сатыбалдиева государство умрет, да нет, не умрет же, будет жить. Ради правды, точности, справедливости он должен отстраниться пока от работы. Увеличивает работу: пусть создадут новую комиссию. А при создании новой комиссии он поставит туда своих людей. Новая созданная комиссия будет защищать Сатыбалдиева, дело останется нераскрытым и останется как есть, они похоронят такие острые вопросы. Похоронили вопрос Батукаева, похоронили вопрос "Кумтора", таких несказанных вопросов полно. Пусть их тысячу раз захоронят, но если это место гниет и источает зловоние, то что будет в конце? Кыргызской власти не хватает прозорливой мудрости. Всего лишь попытки кое-как прицепиться к власти и отсидеться в ней. А дела вновь созданной оппозиции еще хуже этого. Среди них нет ни одного видного деятеля, способного потянуть экономику. Нет никого, способного потащить идеологию, стать главой народа. Поэтому этот вопрос не нравится народу.
Токтогул Какчекеев: "Чем Равшан Жээнбеков предпочтительней Акаева, Бакиева, Розы Отунбаевой?"
- За 23-летнюю историю независимости Кыргызстана было создано 10 движений. Сегодняшнее "Движение объединенной оппозиции" и все ее члены создавали одно или 3-4 объединения и заявляли о своих требованиях. Сегодня их дела не пошли на лад или по другим причинам дело остановилось, поэтому Равшан Жээнбеков взял в свои руки и на сегодняшний день создает общее оппозиционное движение. В чем их цель? Судя по сказанному Равшаном Жээнбековым, это остановка усиливающейся президентской власти, с другой стороны неподчинение Кремлю, в-третьих, проведение многовекторной внешней политики, развитие в демократическом парламентском русле. Вот, уперлись всего лишь в эти вопросы. Какие из этих озвученных требований могут оказать такое влияние на кыргызский народ? К примеру, если мы откажемся от Таможенного союза, от Кремля, то это окажет определенное воздействие на судьбу примерно миллиона наших граждан, ставших мигрантами, на это надо было дать ответ. Второе, говорят о многовекторной внешней политике. На основании многовекторной политики мы лишились Узонгу-Кууш, Каркыры, лишились 18 пансионатов на берегу Иссык-Куля. По внешним соглашениям у нас, кыргызского народа, на сегодняшний день имеется 4 млрд долга. Скажем, мы отказались от Таможенного союза, тогда что получится с декларационным соглашением о вечном братстве с Россией и 3-4 странами? Тогда могут ли назвать нас устойчивым государством? На сегодняшний день Россия простила и списала нам долг в 1 млрд. Дает на 1 млрд 100 млн вооружения, чтобы противостоять будущему вторжению в кыргызское пространство, как было в баткенских событиях 1990 года, поэтому приходит такое вооружение.
Вот мы 23 года не можем решить пограничный вопрос. Находящиеся сегодня в оппозиции в те годы сидели во власти. Почему они не сделали демаркацию, делимитацию? Сегодня мы находимся в том же положении. От вхождения Кыргызстана в Таможенный союз видна какая-то определенная гарантия для кыргызского народа. Почему мы должны нарушить созданные за 23 года взаимоотношения? Если тот же Равшан Жээнебеков станет президентом, то чего мы достигнем? Он должен был объяснить и рассказать, как будет жить тогда кыргызский народ. Мы уже 23 года видим атаки сопротивления, север-юг, партии. Если народ поддержит это оппозиционное движение, то на что может надеяться? Чем Равшан Жээнбеков предпочтительней Акаева, чем предпочтительней Бакиева, чем предпочтительней Розы Отунбаевой? Говорят, мы богатые. Это что – оставшееся от дедушки и бабушки богатство? Какое богатство, откуда взято? Сказал бы про упомянутые доллары: такой-то мой дед оставил в швейцарском банке. Откуда это богатство? Или это богатство в 3 млрд долларов, которое оплатит народ? Человек, идущий во главу народа, должен быть отличным профессиональным деятелем, человечным, способным поднять сельское хозяйство. Оказывается, у Келдибекова есть 200 млн долларов. Эти деньги отец Келдибекова положил ему в курджун? Мы критикуем и поносим друг друга. Но я как человек хочу знать, откуда вылезли те деньги. Народ не поддержит это оппозиционное движение, потому что человека пугает, когда вместо прихода к власти на законном основании кто-то ступает на провокационный путь. В памяти народа остались провокации 1990 года, провокация 2010 года. У народа вызывают раздражение те, кто продавал советские здания, а сегодня обогащаются за счет народа и ищут уловки прийти к власти.
Бегалы Наргозуев: "Верю, что Национальное оппозиционное движение достигнет своей цели"
- Считаю, что Объединенное национальное оппозиционное движение – требование сегодняшнего дня. Потому что сегодняшняя власть начала постепенно распродавать Кыргызстан. Самую доходную отрасль для умеющего работать человека – "Кыргызгаз" продали России за 1 доллар. Во всем мире продающие газ компании считаются самыми богатыми компаниями. Хотя продали эту компанию России, но в ее составе сидят два коррупционера кыргыза, присоединившись к российской стороне. Продали "Кумтор". Теперь собираются продать Ошский аэропорт. Все ГЭС отдали России. Говорят, мы не сможем сами запустить их в работу. А что, кыргызы такой народ, который вообще не в состоянии работать? Они так только обманывают народ. Они в 2012 году отдали в Таласе 4600 гектаров земли казахам. Хотя прошло 4 года с их прихода во власть, не могут решить вопрос кыргызско-таджикской, кыргызско-узбекской границ, а узбеки и таджики с каждым годом все больше передвигаются к нам.
Сейчас Атамбаев ради сохранения своей власти и кресла готов отдать России весь Кыргызстан. Он не понимает, что Кыргызстан теряет политический и экономический суверенитет. Поэтому должны были объединиться оппозиционные силы, чтобы сказать обо всем этом и показать, бороться за независимость. Я думаю, когда стоит такая власть как сегодня, не думающая об интересах кыргызского народа, обязательно должна быть оппозиция. Я верю, что это движение достигнет своей цели. Насколько я знаю, Народный курултай движения 17 марта организует оппозиционер Садыр Жапаров. Думаю, движение поддержит этот курултай. Цель этого движения – противостоять установлению власти одного человека, узурпации власти, достичь избрания мэров от народа. Они продали месторождение Кутту-Сай стоимостью 25 млрд долларов за 300 сомов. Его дети внедрились в Ширшовские схемы, стали посредниками в электроэнергетике, проедают миллионы.
Источник: газета "Ачык саясат плюс" № 7 от 28.02.2014 / стр.4 Автор: Кундуз ШАЙДИЕВА
|