Афганское бессилие США, - Н.Пахомов 13:31 12.03.2014
12.03.2014 Об авторе: Николай Пахомов, политолог.
За последние пару недель не осталось никаких сомнений в том, что американское военное присутствие в Афганистане завершится серьезным внешнеполитическим провалом для США. Пока не ясно лишь, насколько тяжелыми для американской внешней политики и международной безопасности будут последствия вывода иностранных войск, и когда этот вывод будет завершен. В остальном картина уже сегодня неутешительная: более двенадцати лет иностранного военного присутствия, тысячи потерянных жизней, огромное количество потраченных сил и ресурсов не сумели принципиально изменить ситуацию в Афганистане, продолжающего претендовать на статус одного из самых серьезных вызовов для международной безопасности.
В конце февраля стало известно, что в телефонном разговоре с президентом Карзаем Барак Обама объявил, что если соглашение о статусе иностранных войск на территории Афганистана не будет подписано, то вполне реальным становится сценарий полного вывода сил США и НАТО из Афганистана до конца этого года.
Тут следует остановиться и задуматься об абсурдности складывающейся ситуации. После двенадцати лет военных действий, иностранные военные во главе с США нуждаются в заключении специального соглашения, гарантирующего им безопасность в Афганистане. То есть, если такое соглашение необходимо в принципе, то получается, что за все эти годы американцы и союзники, обладая мандатом международного сообщества и гигантскими военными возможностями, не смогли добиться ни легитимности в глазах простых афганцев, ни полной поддержки властей, фактически установленных иностранными штыками, ни настолько принципиально изменить военную обстановку, чтобы не опасаться за свою безопасность.
Но эти неутешительные результаты афганской кампании в принципе известны уже давно. Допустим, такое соглашение действительно необходимо. Однако тогда очевиден еще один американский внешнеполитический провал: Вашингтон не в силах заставить президента Карзая подписать соглашение. И это при том (говоря об абсурдности положения), что жизнь и безопасность Карзая зависели и зависят от Америки, брат Карзая и вовсе американский бизнесмен, а само соглашение имеет серьезную поддержку афганских элит.
При всем этом Карзай не только продолжает упрямиться, но даже предлагает американцам свои условия, при выполнении которых готов подписать документ. И основное из этих условий – заключение мира с талибами. То есть, мира с той же силой, ради борьбы с которой была начата вся афганская кампания более двенадцати лет назад! Любые попытки доказать, что нынешние талибы не имеют ничего общего с "Аль-Каидой" и вообще глобальным терроризмом, кажутся просто смешными.
Допустим, американцы согласятся на начало мирных переговоров с талибами. Нужно ли тогда будет просить гарантий безопасности для американских сил у талибов, в борьбе с которыми погибли 2300 американских солдат? Как быть в том случае, если талибы этих гарантий не дадут? В конце концов, ясно, что любые переговоры станут лишь первым этапом на пути к полной легитимизации талибов. Если учесть тот факт, что талибы являются самой организованной и мощной силой Афганистана, следующим шагом будет через какое-то, небольшое время возвращение талибов к власти. Даже если, за последнее десятилетие талибы стали более цивилизованными (в чем есть самые серьезные сомнения) и не собираются заниматься полномасштабным внутренним и международным террором, то нет никаких оснований предполагать, что под повторным руководством талибов Афганистан будет государством более состоявшемся, чем в первый приход их к власти в конце прошлого века. В свою очередь афганский хаос будет питательной средой для многочисленных террористов, как это опять-таки было до начала международной интервенции. Следовательно, после двенадцати лет этой интервенции есть все шансы на то, что Афганистан вернется к своему доинтервенционному состоянию.
В этом случае, задачи интервенции даже в их самой узкой трактовке кажутся сегодня не просто нерешенными, но и нерешаемыми. А как же с широкой трактовкой этих целей? Со всеми разговорами о строительстве в Афганистане демократии и эффективной государственности? Для понимания существующего положения не надо ходить далеко, достаточно взглянуть на идущую сегодня кампанию перед выборами президента, победитель которой должен подписать соглашение о статусе иностранных сил в стране. По крайней мере, на последнее очень рассчитывают американцы, для которых очевидно, что поспешный вывод американских сил сделает положение в Афганистане еще более бедственным.
Даже самые лояльные американские журналисты сегодня не стесняются рассказывать о том, что почти все нынешние кандидаты либо являются полевыми командирами, либо имеют таковых среди своего ближайшего окружения. Более того, не являются секретом военные преступления, жестокость, а зачастую и просто дикость этих командиров, а также, как правило, их, мягко говоря, не совсем демократические воззрения. Многие наивные афганские правозащитники пытаются обратить внимание международного сообщества и Вашингтона на складывающееся положение, однако, по большому счету, всем все давно известно…
С этой точки зрения происходящее в Афганистане важно еще и потому, что доказывает общую низкую компетентность американской и, говоря шире, западной дипломатии. Взявшись строить демократию по умозрительным рецептам в государстве, к этому совершенно не готовом, американцы продемонстрировали не только эту некомпетентность, но и в очередной раз показали, что западная демократия и рецепты ее строительства очень далеки от универсального стандарта, подходящего всем странам и народам.
Таким образом, тщательный анализ американской политики в Афганистане сегодня убеждает в том, что целью этой политики может являться только минимизация уже очевидных и серьезнейших потерь. К уже существующим проблемам будут постоянно добавляться все новые. Например, ясно, что с каждым днем, приближающим вывод американских сил, все более активным будет Пакистан, и эта пакистанская активность совсем не будет выгодной Вашингтону. У Исламабада же будет все больше возможностей диктовать свои условия США. Скажем, в случае обострения российско-американских отношений из-за ситуации на Украине, от Пакистана будет вообще зависеть судьба американского контингента в Афганистане…
|