О национальном интересе кыргызов, - Нурбек Токтакунов 20:35 13.03.2014
"Вопрос не в том с кем нам надо идти с Россией или с западной демократией – такая постановка вопрос всегда попытка манипулирования общественным мнением. Вопрос в том насколько мы сознательны, для того, чтобы отличить алгоритмы эффективного и безопасного развития общества от алгоритмов, навязываемых политическими и геополитическими игроками. Из статьи "Революция сознания". г. Бишкек, 2008 г.
Украинские события перешедшие в угрозу третьей мировой войны, заставили нас, кыргызов (под кыргызами автор статьи подразумевает всех граждан Кыргызстана независимо от этнической принадлежности) почуствовать как связаны мы со всем остальным миром и как беззащитны от него. Особенно в условиях полного недоверия к власти, которую кыргызское общество, к сожалению, пока что так и не обуздало. Спасение кыргызского государства в пробуждении национального интереса и в формировании новой нации, которая сумеет дисциплинировать свою государственную власть, то есть поставить ее на место, место наемного аппарата, которому нация доверила управление делами государства.
Кыргызская нация (нация здесь подразумевается, как политическая общность граждан государства) на сегодняшний день только формируется, нации как таковой еще нет. Это выводы, которые я сделал, предложив в социальной сети Фейсбук обозначить гражданство по названию страны "Кыргыз" и заранее оговорив о надэтническом значении этого понятия.
Отдельные кыргызские националисты с неоправданной гордостью отрицали саму возможность что кто-то других кровей назовется кыргызом. К сожалению, многие этнические кыргызы застряли на родоплеменном уровне, избирая на собраниях в чайхане своих племенных вождей. Остальные этносы нашей страны шарахаются от самой мысли назваться кыргызами, даже если под этим подразумевается надэтническая политическая общность граждан государства. И дело здесь не в формальностях наименований, а в том, что в ходе полемике мною была замечена тенденция идентифицировать пороки власти с самой страной и неуклонное желание "свалить из этой страны", что характерно впрочем и для многих этнических кыргызов. Но гражданин в высоком понимании этого слова, это тот, кто со своей страной и тогда, когда ей хорошо и тем более, когда ей плохо, в этом надэтнический смысл нации.
Отношение общества к власти так же характеризует нацию. Дело в том, что качество власти находится в прямой связи с уровнем сознания ее граждан. Если власти развращены и продажны, значит и сознание у критической массы граждан рабское. Возмущение властью столь активное в социальных сетях по сути можно интерпретировать и так: "Смотрите какие мы рабы, потому что носим на шее таких паразитов". Рабское мышление воспринимает власть, как своего хозяина, от которого зависит все, а себя как безмолвную единицу, от которой не зависит ничего. Если хозяин хороший, то и жизнь хороша, а если хозяин плохой, то и жизнь плоха. Нация воспринимает власть, как наемного управленца, а себя, как хозяина, от которого зависит добросовестность власти.
Есть большая надежда на то, что конкурентная политическая среда стимулирует гражданский контроль власти и качество власти успеет улучшиться до то того времени, когда история предъявит нам свой счет. Но также есть основания полагать, что "пока травка подрастет, лошадка сдохнет" и власть снова будет узурпирована одной политической силой с последующим ее свержением, распространением насилия и развалом государства.
У США своя драма и свой национальный интерес. Несмотря на мощный демократический каркас, выдержавший много испытаний, материальное благополучие США основано на силе доллара, обеспеченного не золотом, а долгами, на отсталости развивающегося мира и поддержке коррупционных режимов в далеких от США странах. Но те, кто постоянно твердит банальности о далеко идущих коварных планах Госдепа США, они и то льют воду на мельницу этого самого Госдепа. Военная и политическая мощь США, это примерно тоже, что и американский доллар, который обеспечен не столько золотом, сколько всеобщим соглашением о значимости этой валюты. А наши политологи, которые вещают, что у Госдепа есть коварные планы специально насчет Кыргызстана, это проявление нашего неоправданного самомнения - о нас они думают в третью очередь и дальше двух ходов здесь не просчитывают. Скорее всего, американцы отправляют сюда дипломатов и разведчиков набираться опыта для более серьезной работы или в качестве ссылки, а также, чтобы пристроить разных лентяев и неудачников, которых сложно уволить.
У России своя драма и свой национальный интерес. Она огромная, а ее народ привык, чтобы ими жесткой рукой правил царь. Удержать такую страну страну можно только жесткой вертикалью. Демократические свободы могут оказаться не по силам обществу, отдавшее свою свободу за стабильность и социальные подачки. Что поделаешь, у каждого есть право отказаться от ответственности и переложить ее на вождей. Но вот замкнутый круг - жесткая вертикаль приводит к развращению власти, а развращенная власть злит народ и злость эта копится. А "русский бунт бессмысленный и беспощадный", волной которого может спокойно накрыть и нас. Но жива надежда на то, что кровавый опыт опыт социалистической революции не забыт и национальная элита России сумеет изменить программу и направить страну по эволюционному пути развития. Кремль относится к нам более внимательно, чем Госдеп, потому что мы ближе и важнее для них, чем для американцев. Похожее правовое пространство, общее прошлое в империи, русский язык, все это облегчает работу российской разведки в нашей стране.
У Китая своя драма и свой национальный интерес. Это целая цивилизация, основанная на фундаменте даосизма и конфуцианства, но их скоро будет 2 миллиарда. В какое качество перейдет это количество никому не известно. Этот спящий дракон наводит только на одну мысль – "не буди лихо, пока оно тихо". Мировые державы решают свои национальные проблемы и то, как они это делают влияет на весь мир и на нашу страну. Наш национальный интерес в пробуждении сознательности нации, способной различать "алгоритмы эффективного и безопасного развития общества от алгоритмов, навязываемых политическими и геополитическими игроками", в умелом противостоянии чужому национальному интересу, когда он нежелателен для нас.
Прежде всего, давайте перестанем морализаторствовать по поводу наличия или предположения о наличии коварных планов мировых держав. Мировая политика, это отнюдь не игра в пасьянс с добродушными соседями. Гуманизация международных правил была криком души человечества после мировой бойни, но с учетом уровня общемирового сознания, гуманизация неизбежно обернулась лицемерием. Международные правила стали частью этой всемирноисторической игры, которые приличный игрок просто знает и учитывает. Поучения в сторону НПО о коварных планах запада, выглядят глупо и смешно. Глупо и смешно, когда так называемые политологи с глубокомысленным видом раскрывают секрет полишинеля. Если перестать морализаторствовать, можно увидеть международную ситуацию, как карту движения энергий, в которую нам, кыргызам, придется как-то вписываться.
Внешние силы, это такой же объективный фактор, как атомосферный фронт. Обвинять внешние силы в политическом перевороте, все равно, что обвинять ветер, который перевернул ваш дом - переворачивается неправильно построенный дом. Так и любой политический переворот, это результат внутренних факторов. Внутренние факторы, это наличие нации и качество власти. Страна, в которой есть нация и в которой государственная власть служит этой нации, спокойно противостоит любым внешним влияниям. Страна, в которой нет нации и в которой государственная машина служит самой себе, перевороты случаются легко - вот ветер с запада - переворот, вот ветер с севера - другой переворот.
Нурбек Токтакунов, директор общественного объединения "Партнерская группа Прецедент". 13.03.2014
|