Если санкции из-за Крыма ударят по России, то боль отзовется в Центральной Азии, - Д.Триллинг 11:18 21.03.2014
Если миллионы работающих в РФ граждан центральноазиатских республик потеряют работу и вернутся домой, это обернется для этих стран серьезными экономическими и социальными проблемами.
Правительства стран Запада обдумывают вопрос о введении дополнительных санкций в ответ на вторжение России в Крым и последующее присоединение этой территории Украины к РФ, но Вашингтон с Брюсселем – не единственные столицы, которые пристально следят за этим процессом и его потенциальными последствиями. Если новые ограничения ударят по российской экономике, то они болезненно отзовутся и в бывших советских республиках Центральной Азии.
Спустя двадцать два года после официального освобождения от господства Москвы большинство экономик данного региона по-прежнему замысловатым образом переплетены с экономикой России. Казахстан связан с Россией Таможенным союзом, а две беднейшие республики региона, Кыргызстан и Таджикистан, находятся в сильнейшей зависимости от денежных переводов своих трудовых мигрантов.
Эта зависимость была очевидной еще до вступления Москвы в конфронтацию с Западом из-за Украины; в начале этого года российская экономика уже переживала сложные времена. Необходимость сохранения высоких цен на нефть и газ для сведения Россией своего баланса отпугивает инвесторов, опасающихся увеличения бюджетного дефицита. Усугубило положение и то обстоятельство, что в конце прошлого года Вашингтон приступил к свертыванию программы покупки казначейских облигаций, и инвесторы начали отворачиваться от развивающихся рынков.
Почти сразу же стало заметно падение местных валют. В этом году рубль упал по отношению к доллару уже на 11 процентов, причем по большей части еще до того, как российские войска (хоть Москва этого и не признает) рассредоточились по территории Крыма. Вслед за российской валютой в тот же период почти на 10 процентов обесценился по отношению к доллару кыргызский сом, а Казахстан был вынужден допустить в феврале падение тенге почти на 20 процентов. Такое перестроение на валютном рынке ударило по прогнозам темпов роста и спровоцировало усиление инфляционных ожиданий на территории региона.
"Кыргызстан находится под большим влиянием рубля, поэтому наша валюта будет вести себя точно так же, как рубль. Если на Россию будут наложены дальнейшие санкции или состояние ее экономики ухудшится, то наш сом тоже обесценится", – говорит глава "Палаты налоговых консультантов" Улук Кыдырбаев. В первый операционный день после появления российских войск в Крыму сом упал в обменных пунктах Бишкека на 15 процентов и восстановился лишь какое-то время спустя.
Еще больше беспокоят многих центральноазиатских чиновников и экономистов зависимость региона от денежных переводов трудовых мигрантов и призрак массовых беспорядков после возвращения домой из России в массовом порядке работников, для которых не найдется на родине рабочих мест. По различным оценкам, на заработках за рубежом (главным образом в России и Казахстане) находится больше миллиона жителей Таджикистана, почти миллион граждан Кыргызстана, несколько миллионов жителей Узбекистана. По самым последним обнародованным данным Всемирного банка, в Таджикистане денежные переводы трудовых мигрантов составляют сумму, эквивалентную 47 процентам ВВП. В Кыргызстане эта сумма достигает 29 процентов ВВП. В обоих государствах, равно как и в Узбекистане, почти у каждого имеется родственник, трудящийся в России или Казахстане. И падение рубля с тенге стало серьезным ударом, поскольку деньги перед отправкой домой обычно переводятся в доллары.
"Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан кормятся за счет мигрантов, – говорит Иззат Амон, возглавляющий Союз молодежи Таджикистана в Москве, оказывающий поддержку трудовым мигрантам. – Если в России будет экономический спад, то мигранты пострадают больше всех", потеряв работу на стройках, места дворников и рыночных торговцев на всей территории страны.
Правительства центральноазиатских республик с тревогой следят за событиями в Крыму, опасаясь, что жесткие действия России в отношении Украины сулят им всем беду.
Угроза вынужденного возвращения на обнищавшую родину масс недовольных трудовых мигрантов представляется гораздо более реалистичной, нежели вторжения и территориального захвата, считает один из высокопоставленных западных дипломатов в Душанбе. "Я могу себе представить сценарий, в котором можно получить уличные демонстрации возвратившихся на родину мигрантов, немало раздраженных отсутствием работы в Таджикистане", – говорит этот дипломат.
В ходе мирового финансового кризиса 2008-2009 годов экономики Центральной Азии сильно пострадали от сокращения объема денежных переводов и возвращения оставшихся без работы мигрантов, что, возможно, способствовало отстранению от власти в начале 2010 года президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в результате народного восстания.
Помимо денежных переводов, спад деловой активности может негативно сказаться и на российских вложениях на территории Центральной Азии, отмечает старший экономист IHS Global Insight Лилит Геворгян, занимающаяся анализом рисков в регионе. Политический хаос на Украине может отпугнуть российский капитал от бывших советских республик, что означает сокращение прямых иностранных инвестиций России в Центральную Азию, которой были обещаны сотни миллионов долларов на развитие энергетической инфраструктуры. Помимо всего прочего, "российские государственные компании будут вынуждены инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест внутри страны, что опять же негативно скажется на притоке капитала в центральноазиатские государства", – подчеркивает аналитик.
И, наконец, "в случае продолжительного спада, российские энергетические компании, действующие на территории региона, могут также повысить тарифы" – что станет болезненным ударом для Кыргызстана и Таджикистана, в настоящее время получающих из России ГСМ на беспошлинной основе.
Пока что американские и европейские санкции коснулись лишь нескольких десятков чиновников и не могут оказать особого воздействия на российскую экономику в целом. Но это не решает других, более серьезных экономических проблем страны. По словам аналитиков, создавшееся впечатление, что Москва готова показать нос Западу и аннексировать часть территории суверенного соседа, способствовало замораживанию инвестиционного климата. По имеющимся сообщениям, 17 марта замминистра экономразвития РФ Сергей Беляков отметил, что экономика страны подает "явные признаки кризиса". Если он прав, то центральноазиатским экономикам тоже следует готовиться к кризису.
20 марта, 2014 - Дэвид Триллинг
|