Кара-Жорго - это не пьяный угар веселого застолья, а нечто большее.., - Жаркынай Куват 09:04 25.03.2014
Вспомнить все никогда не поздно. Народная мудрость
Всегда любила танцевать, в детстве и юности с удовольствием занималась. Особенно выделяла народные танцы. Мне нравился этот способ путешествий по казалось тогда недоступным странам и континентам. Ты танцуешь и через транс музыки, движений плюс разыгравшееся воображение на основе прочитанного в журнале "Вокруг света", увиденного в "Клубе кинопутешествий" погружаешься в ту или иную культуру.
Первым моим публичным танцем был выход северных народов в пляске дружбы народов на утреннике в школе. Моя шубка была обита мехом от старого маминого пальто, мои и без того монголоидные глазки были вытянуты и подретушованы классной руководительницей, и на мне были белые меховые кроличьи рукавички. Наверное, этот интернациональный образ под песню-мимикрию о северных людях "Мы поедем, мы помчимся" был несколько комичным и наигранным, но я чувствовала себя частичкой тундры, где жил олень, который еще со сказки "Снежная королева" был предметом моей белой, совсем не ледяной зависти. Помню, как я каждый раз вздрагивала, когда она, моя ровесница-разбойница, щекотала ему шею лихим ножом. А пушистые хаски до сих пор в моих мечтах и моем аватаре. И сам танец… "Мы поедем, мы помчимся"!
Еще тогда возникло смутное понимание, что танец - это не просто часть "этнографического, культурного комплекса народов мира", как кондово обозначалось в учебниках, и не пьяный угар веселого застолья из пролетарско-коммунной эстетики. А нечто большее, значительнее.
Подозреваю, что народы, у которых есть танцы, пляски, не просто задорны, но и как-то больше объединены, мобилизованы что ли. Народный танец, как коллективный ритуал, плечом к плечу, в одном вихре... по кругу. Коллективный транс, посредством которого люди чувствуют друг друга, общую цель, динамику, общность. Возможно, поэтому у многих народов до сих пор этот ритуал предупреждает коллективный поход на охоту, войну или, наоборот, общий призыв к миру, объединению, к солнцу. Помнится, индейцы, закопав "топор войны", сопровождали это ритуальными танцами, наверное, потрясающими, гораздо круче, чем даже югославский Чингачкук – Гойко Митич.
Как-то в Стамбуле, на большом празднике тюркских народов нас, кыргызскую делегацию, поселили в одной гостинице с чеченской. Ну, и намекнули, чтобы мы лишний раз не выходили без надобности из номеров, не рисковали. Вечером в холле раздалась дробь и необычная для нас музыка, там собрались наши соседи-чеченцы. Любопытство победило. В небольшом самопроизвольном кругу происходило нечто, что перевернуло мое восприятие об этом демонизируемом народе, тогда еще не утихли отзвуки русско-чеченской войны. Такого я не видела больше никогда, нигде. Как они танцевали! От мала, до велика! Нет, этот народ не сломишь, во всяком случае не ассимилируешь... танец не даст. В нем есть все: память, самость и пламя.
[9:50:44] Катеринка: Потом, уже в Урумчи, в Кашгаре на площади, на импровизированной площадке пятничного базара пожилые аксакалы под удивительный древний ритм просыпались в юношей и горцев, оживала их кровь, природа.
Потом было испанское фламенко, "цыганский табор", греческий сиртаки, африканские, гавайские пляски…
… "у нас/у вас кыргызов, никогда не было танцев" – на протяжении всего моего любопытства заверяли меня люди. Здесь на моей земле, которая шептала другое.
Я не верила. Это невозможно, люди не могут только есть, пить и петь. Так не бывает...
Там, где есть страсть, жизнь, природа, там человек не может быть бесстрастным. Его не может не вдохновить танец тетеревов, перекаты камней в горной реке, грация коня.
И вот он появился.
Кто-то подсмотрел в случайной киноленте прошлого, в открывшихся архивах этот великолепный танец. Живой танец горца, охотника и чабана. Самозабвенный, отточенный, дикий, как миниатюра сцены на джайлоо – "Кара Жорго".
Он взбудоражил всех.
"Нонсенс, самодеятельность", – критично и снисходительно фыркнули профессионалы. Удивленно пожав плечами, задумались старики: "Да, было, было…" Когда-то давно говаривали еще старики уже этих стариков.
Зато люди на всех уровнях бросились в пляс, вне зависимости от возраста и пола.
Как будто им в жилах подсказала кровь. Как будто в Год коня одарив сказочным подарком.
И оживилась центральная площадь, танцплощадки, детские сады и той-кана.
Танец того самого иноходца, который был воспет в песнях, легендах. Черный иноходец, грива, дробь копыт, ветер в лицо...
"Марш ботой" Атая Огонбаева не потому ли так любим в народе? Закройте глаза, вспомните, вслушайтесь в ритм!
Не об этом ли поет наш комуз?!
- "Ты пел и танцевал! Проснись и вспомни. Ты был свободен!
- Ты несся на своем скакуне по джайлоо навстречу ветру!"
Иноходью,
как он – Кара-Жорго!
Жаркынай Куват 25.03.2014
|