Христиане Леванта и новый ближневосточный ренессанс: исламисты обречены на крах, - генерал Мишель Аун 00:00 09.04.2014
Генерал Мишель Аун родился в 1933 году в бедной маронитской семье. С ранних лет посвятил себя военной службе. В 1982–1990 годах командующий ливанской армией. Оказывал сопротивление израильской агрессии против Ливана в 1982 году. В 1988 году назначен премьер-министром и исполняющим обязанности президента Ливана. В 1988–1990 гг. вел войну против сирийского военного контингента. В 1991-м, протестуя против сирийской оккупации Ливана, эмигрировал во Францию. Однако вернувшись из Парижа в 2005 году, полностью пересмотрел свою позицию и стал надежным политическим партнером Дамаска. Возглавляемое им Свободное патриотическое движение вошло в состав Коалиции 8 марта и тесно взаимодействовало с движением "Хезболла". Симпатии к партии М. Ауна высказывают две трети христиан Ливана.
Изменения в настроениях маронитской общины связаны прежде всего с ростом влияния просаудовских и салафитских группировок, представляющих угрозу для христианства в Ливане. По мнению многих христиан, как политиков, так и простых обывателей, ни Иран, ни Саудовская Аравия не являются искренними друзьями христианской общины. Однако если Иран озабочен лишь положением своих единоверцев-шиитов, то Саудовская Аравия поддерживает радикальных исламистов, навязывающих свои взгляды представителям других конфессий, а то и вытесняющих их из страны. Причиной разочарования ливанских христиан в Западе стала поддержка США и странами Евросоюза процессов "арабской весны", угрожающих сейчас самому существованию христианской общины в Сирии. Дополнительным фактором, беспокоящим ливанцев, является усиление в стране радикальных исламистских группировок типа "Аль-Каиды", еще десять лет назад не присутствовавших в Ливане, а теперь все активнее оперирующих на севере страны. Недовольство западной политикой все чаще выражают представители христианских общин (причем как миряне, так и духовенство).
Христиане Леванта понимают, что с началом так называемой "арабской весны" в регионе обострились противоречия между представителями различных конфессий и самому их существованию грозит серьезная опасность. Такфиристы (религиозные экстремисты), которые прикрываются разными именами, но исповедуют, по сути, одну и ту же идеологию, отвергают демократическую систему, которая, по их мнению, противоречит шариатскому праву. Христиане все еще надеются, что истинный Ислам, который стал одной из главных мишеней для такфиристских группировок, победит, однако не могут закрывать глаза на угрожающий ход событий.
Безусловно, от того, как будет разрешен вопрос выживания христиан Леванта, зависит, останется ли этот регион площадкой для диалога между различными конфессиями.
Обратимся к недавней истории. Всего полвека назад христиане бок о бок с мусульманами сражались против образования государства Израиль. И не случайно их преследовали и выдавливали из страны. Когда начались междоусобные распри мусульманских государств, христиане оказались их невольной жертвой, хотя это лишь сыграло на руку Израилю, мечтающему о фрагментации региона. Неужели мусульмане забыли о том, что христианство также является ближневосточной религией (учение Христа зародилось на Ближнем Востоке, и лишь затем было перенесено его учениками на Запад)?
Было бы неправильно говорить о религиозных меньшинствах в Леванте. Здесь всегда жили народы, исповедующие различные религии, и, несмотря на любые политические изменения, в регионе удавалось сохранить культурное разнообразие. В истории Леванта большинство не раз становилось меньшинством и наоборот. И никто не имеет права насаждать здесь нетерпимые, изоляционистские режимы. Если все же это происходит, такие режимы быстро проигрывают в историческом соревновании и сходят со сцены.
Сейчас христиане Леванта фактически превратились в меньшинство, которое подвергается расовой дискриминации. А ведь, казалось, о "расовой исключительности" мир забыл с момента окончания Гражданской войны в Америке, когда бывшие черные рабы получили свободу. Да, нацисты пытались установить расовое господство над другими народами, но их попытки, как известно, успехом не увенчались. Очевидно, что доктрины исключительности подрывают достижения последнего столетия и ведут нас к возрождению архаичных политических систем. Именно такого рода системы выстраивают сейчас салафиты, которые безнадежно застряли в средневековье. Они подвергают гонениям христианские общины Леванта, и мы призываем всех рационально мыслящих региональных лидеров предотвратить кровавый сценарий развития событий и оказать покровительство гонимым.
Ведь христиане защищали в свое время права арабов на Ближнем Востоке и даже напечатали в Хиншаре первую книгу на арабском в 1733 году. Стоит вспомнить также католического священника отца Абдаллу аль-Захера, который подвергался преследованиям со стороны османских властей за открытие первой типографии в Алеппо. Безусловно, христиане играли важную роль в арабском ренессансе конца XIX века. Именно тогда поэт-христианин Ибрагим аль-Язиджи написал: "Арабы должны проснуться", намекая на необходимость свержения османского ига.
И не исключено, что христиане станут одной из движущих сил нового ренессанса, идеологи которого предложат альтернативу радикальному исламизму. Сейчас, когда арабский национализм уходит в прошлое, а идущий ему на смену такфиризм способен обрушить общественные связи, вся надежда на сильное государство. Разумеется, я имею в виду не военные режимы, которые, как правило, приводят к диктатуре. Я говорю о той политической системе, при которой государство занимается образованием своего народа в моральном, гражданском и политическом смыслах.
В 1994 году в одном из интервью я рассуждал о будущем экстремизма на Ближнем Востоке. "Однажды они придут к власти в мусульманских странах, - заявил тогда я, - но вскоре потерпят поражение, и тогда наступит переосмысление политической системы в исламском мире". Развитие событий подтвердило мою правоту. Обездоленный народ поднялся против правителей, подавлявших человеческую свободу, и уверовал в то, что экстремисты могут принести ему желанное освобождение и вывести его из нищеты. Экстремизм пустил корни в религиозных слоях населения. Серьезной же демократической оппозиции в исламских странах так и не возникло. Однако я убежден, что те правители, которые пришли на смену авторитарным режимам, исповедующим идеологию арабского национализма, не могут предложить ничего кроме возвращения в мрачное прошлое. А значит, уже в ближайшее время их ждет провал.
Мишель Аун 4 апр. 2014
|