Театры Москвы боятся ставить "Зону.уз" 16:40 09.04.2014
Евгений Дьяконов откупился от узбекской тюрьмы, продав все, что у него было
В Москве отказались от постановки спектакля по книге бывшего узбекского зэка Евгения Дьяконова из-за давления минкультуры России.
Российские театры один за другим отказываются ставить спектакль по книге узбекистанца, ныне проживающего в эмиграции в Норвегии, Евгения Дьяконова "Зона.уз".
Пьеса по мотивам повести была написана для постановки на сцене одного из московских театров (до премьеры название театра авторы решили не разглашать), а репетиции спектакля должны были начаться еще в конце марта, но, как сообщил Uznews.net Дьяконов, театр отказался от постановки.
Репетиции спектакля должны были начаться еще в конце марта, но, как сообщил Дьяконов, сам режиссер театра отказался от постановки из-за давления российского министерства культуры.
"Я не понимаю, где ставить спектакль, потому что все театры прикрывают свои политические и социальные проекты в связи с колоссальной цензурой и давлением властей", - написал автору режиссер.
Как считают режиссер и автор, подобное положение сложилось из-за нежелания российских властей из-за одного этого спектакля ссориться с Узбекистаном.
Книга Евгения Дьяконова "Зона.уз" рассказывает об узбекской пенитенциарной системе, о тюрьмах и лагерях Узбекистана, о политических заключенных в этой стране, о том, что ежедневно творится за "колючей проволокой".
В тюрьме как на воле и наоборот
История издания книги многострадальна. Автор в течение нескольких лет не мог ее издать, пока она не вышла в прошлом году сначала в литовском издательстве "Альма матер", затем в Германии в издательстве "Зарубежные задворки" и, наконец, в конце марта этого года она поступила в интернет-продажу в России.
Ее стоимость в Германии составляет 20 долларов, цена в России определена в размере 360 рублей (примерно 10 долларов). Заказать книгу в России можно по этой ссылке.
Сложность издания книги, по словам Дьяконова, состояла в том, что в ней весьма нелицеприятно был описан режим Ислама Каримова сразу в двух ипостасях - в самом Узбекистане и в местах лишения свободы.
Автору удалось создать буквально документ, который описывает жизнь в Узбекистане одновременно как "на воле", так и в заключении, и эти две жизни, по наблюдениям автора, мало чем отличаются друг от друга.
По мнению Дьяконова, каждый "свободный" житель страны в любой момент может стать заключенным, равно как и каждый заключенный, за какое бы "преступление" и на какой бы срок он ни был осужден, может в любой момент "по амнистии" или за крупную взятку выйти на свободу.
Последнее, впрочем, не касается политических заключенных, участь которых - умирать в лагере Жаслык в Каракалпакстане.
По словам Дьяконова, именно этот натурализм и отпугивал издателей. Теперь, видимо, он отпугивает и российские театры.
Я не понимаю, где ставить спектакль, потому что все театры прикрывают свои политические и социальные проекты в связи с колоссальной цензурой и давлением властей
- Из письма режиссера автору Но как бы там ни было, премьера, изначально запланированная на конец весны - начало лета, пока откладывается.
Евгений Дьяконов родился и вырос в Узбекистане. В 1997 году после того, как созданный им "Рок-клуб" вышел с инициативой о проведении серии концертов в стране под лозунгом "Рок - против наркотиков", был обвинен в антигосударственной деятельности и осужден на 22 года лишения свободы.
По его словам, он провел 13 месяцев в заключении, а затем, продав все, что у него было, купил себе свободу. Ему сделали медсправку о психической невменяемости.
|