Неслучайная мерзость. Провокация с выпуском "гитлеровского" журнала имеет под собой устоявшейся фундамент, - Т.Ибраев 08:45 25.04.2014
Скандал с выходом апрельского номера журнала "Аныз Адам" постепенно стал переходить в правовую стадию. Первые эмоции уступили место юридическим формулировкам, и вот уже Генеральная прокуратура РК объявляет о начале доследственной проверки, по итогам которой будет вынесено решение о дальнейших действиях в отношении издателя, редактора и некоторых авторов этого печатного органа. "Сообщаем, что по факту выпуска данного журнала "Жұлдыздар отбасы – Аңыз Адам" ДВД города Алматы проводится доследственная проверка. Решается вопрос о назначении соответствующей судебной экспертизы на предмет установления в содержании журнала признаков возбуждения национальной вражды или розни, а также пропаганды экстремизма", – говорится в официальном заявлении Генпрокуратуры за подписью ее представителя Нурдаулета Суиндикова.
Выразило свое отношение к происшедшему и Министерство иностранных дел, подчеркнувшее что: "Считаем абсолютно неадекватным и неприемлемым выход этого журнала, посвященного одному из самых кровавых злодеев в истории человечества. Это является оскорблением чувств и памяти миллионов людей, особенно ветеранов Великой Отечественной войны, доблестно сражавшихся против фашизма, защищавших родину от чудовищной гитлеровской машины и погибших на полях войны", а также указавшее в своем комментарии на то, что "будут делаться выводы и приниматься соответствующие меры". Еще чуть раньше, оперативно отреагировало Агентство связи и информации. В этом ведомстве констатировали, что содержание журнала "имеет признаки нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан в части разжигания социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды". В связи с этим, чиновники так же пообещали принять все необходимые меры. Не остался в стороне и акимат Алматы, в управлении внутренней политики которого подчеркнули о необходимости назначения экспертизы на предмет выявления пропаганды фашизма. И наконец, с гневной отповедью авторам и издателям этого "исторического вестника" и популяризатора "легендарных личностей" выступили депутаты парламента, представляющие абсолютно все фракционные группы.
В общем, со стороны государства, как видится на текущий момент, последовала абсолютно адекватная реакция на беспрецедентную по своей кощунственности провокационную выползку. И остается надеяться, что все начатое ими будет доведено до логического конца, и после соблюдения всех надлежащих в таких случаях формальных процедур и проведения подготовительной работы, правовая оценка случившемуся будет дана в полном объеме, согласно всем нормам действующего законодательства. Тем более, что об этом решительно требует целый ряд общественных организаций, включая практически все ветеранские комитеты и ассоциации, действующие на территории нашей страны, о чем они и уведомили в своих письменных обращениях направленных в республиканские правоохранительные органы. А что же сами авторы и участники этого демарша? Казалось бы, обнаружив такую однозначную реакцию, как со стороны общества, так и официальных структур своей страны, в ответ должны были последовать извинения и разъяснения о том, как же получилось, что в практически в канун очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в стране, в которой на фронт ушли без малого полтора миллиона человек и более 600 тысяч не вернулись с полей битвы стала возможна апологетика нацистского преступника и его злодеяний. Но – нет. В ответ, как со стороны представителей оскандалившегося печатного органа, так и спешно сколоченной группы поддержки, до сих пор звучат не только подтверждения осознанности своих действий, но даже не сильно завуалированные угрозы.
В частности, скандально известный редактор журнала "Аныз Адама" Жарылкап Калыбай, для начала заявил о том, что целью выпуска этого номера стало "защитить себя от особо опасной политики сегодняшних властей Российской империи, которая снова развевает флаг националистической, шовинистической идеи". Потом, очевидно, посчитав, что и этого выпада в адрес соседнего, дружественного государства будет маловато, объявил о том, что "я дойду до Гаагского суда, но докажу, что я ни в чем неповинен", ну и наконец, созвал целую пресс-конференцию, где мобилизовав еще нескольких представителей так называемого национал-патриотического движения, попытался в очередной раз убедить собравшихся журналистов в том, что содеянное им является не только абсолютно нормальным и допустимым, но даже полезным и значимым явлением. И в этом, с ним охотно соглашались приглашенные радетели за "свободу слова", вроде лауреата премии Ленинского комсомола, а ныне активного сторонника идей радикального национализма Мухара Шаханова, историка и поклонника идейного основателя Туркестанского легиона Мустафы Шокая – Мамбета Койгельды, (который, воспользовавшись случаем, не преминул в очередной раз лестно отозваться об этом соратнике гитлеровского министра Альфреда Розенберга) и "общественного деятеля" нацпатовского толка Жасарала Куанышалина, к слову, лично отметившегося на страницах скандального номера.
Да и на страницах некоторых интернет-изданий, тут же зазвучали голоса тех, кто уже многие годы известен жителям нашей республики своими антисоветскими и антироссийскими (а если точнее – откровенно русофобскими) взглядами. Так, вполне предсказуемо, одним из первых на подмостках профигурировал Мухтар Тайжан, который ради такого случая, в очередной раз позабыл о своем намерении отойти от активной общественно-политической деятельности и заявил о том, что вокруг журнала "ловко разыграна истерия", которую лично он связывает с тем, что "что некоторые материалы номера сравнивают внешнюю политику Гитлера с сегодняшней политикой Путина". Да и что касается самого Гитлера, то и здесь, мол, не все так однозначно, тем более что "в номере представлены разные точки зрения на этого деятеля, как и положено в любом солидном исследовании"…
Не остался в стороне давний приятель и соратник Тайжана национал-публицист Айдос Сарым, который, по его словам, "внимательно прочитал очередной выпуск и ничего выходящего за пределы разумного не нашел", а заодно, Сарыма заинтересовало чем вообще Гитлер отличается от Сталина и почему, дескать, обсуждать Сталина можно, а Гитлера нельзя? Да и в целом, он, мол, уверен в большом будущем творения Жарылкапа Калыбая и его горячей поддержке со стороны казахского населения страны: "Просто на фоне событий в Украине и приближения 9 мая кое-кто стал крайне восприимчив ко всему казахскому. К слову, от того, что пишут русскоязычные журналисты, тиражи журнала не пострадают. Мы уже давно живем в двух слабопересекающихся мирах. Говорил практически со всеми казахскими редакторами, никто из них тоже крамолы не нашел. Это тоже уже о многом говорит… Кроме того, давайте не будем забывать, что журнал – это бизнес. Если не хотите покупать, не покупайте, призывайте не покупать. Голосуйте своими тенге, а не рвите волосы во всех причинных и около местах. Жарылкап, если разбираться, может и сам спокойно подать в суд на издания и людей, которые порочили его репутацию, репутацию его журнала..." Не знаю, на какой уровень потребителей рассчитана эта детсадовская демагогогия, но то, что провокации стали приобретать серийный оттенок и вполне сформировавшуюся технологию, уже абсолютно очевидно. Ведь, опускаться до уровня Сарыма, и на пальцах объяснять ему очевидную разницу между международным нацистским преступником, получившим осуждение со стороны Нюрнбергского трибунала, и лидером страны, ставшей освободителем мира от "коричневой чумы", вряд ли кому захочется. Собственно, на это похоже, и делается расчет. Ненавязчивое сопоставление, (а не противопоставление, как это должно быть) образов Гитлер-Сталин, взятое на вооружение еще идеологами "холодной войны", и до сих пор активно раскручиваемое различными деятелями из числа любителей "альтернативного взгляда" на мировую историю, преследуют только одну и общем то и не скрываемую ими цель – выставить период Великой Отечественной войны не борьбой с мировым злом, а всего лишь эдакой междоусобной возней двух равновеликих по своей негативности диктаторов. Затем, идет вторая часть "изысканий", в которых неизменно фигурируют "голодоморы", "сталинские репрессии" и "агрессия в Европе", вкупе с образом Гитлера как "подлинного патриота своей нации", "творца и локомотива развития экономики Германии" и наконец, "освободителя угнетенных народов от оков коммунистического рабства, которое.." – и здесь, уже по кругу о "голодоморе" и "репрессиях против собственного народа". И собственно, вуаля – в итоге таких нехитрых манипуляций уже идет откровенный перекос сознания в пользу в общем-то неплохого, (хоть и с некоторыми недостатками) лидера национал-социалистической партии Германии, храбро боровшегося против "сосредоточения мирового зла – коммунистического режима СССР", вдобавок сопровождаемый огульным очернением всего периода советской истории нашей страны.
Последствия этого, уже в полной мере ощущаются в настроениях некоторой, (хоть и небольшой по своему количеству, но очень активной в части пропагандирования своих идей) части общества. Например, в том же фейсбуке, на странице, где Айдос Сарым разместил свою апологетику, можно найти немало любопытных комментариев от сторонников подобной точки зрения, один из которых договорился до того, что "Не следует забывать, что Гитлер (это было у нас в школьных учебниках по истории) тоже был самым нормальным человеком, а не Франкенштейном, отличником и даже проявлял художественные способности". Да и служащие концлагеря Освенцим, по недавнему открытию автора этого комментария, были "нормальными, если не сказать милыми, красивыми, улыбчивыми людьми. Не монстрами и чудовищами из фильмов ужасов, а обычными парнями и девушками, которые любили своих маленьких детей, пели песни, играли..."
Бред скажете вы? Бесспорно. Но еще большим бредом, если прямо не сказать – скотством, является назойливое противопоставление казахского народа (того самого, что дал миру таких героев как Талгат Бегельдинов, Алия Молдагулова, Маншук Маметова и еще сотен миллионов бесстрашных бойцов с фашизмом и самоотверженных тружеников тыла), другим участникам той страшной войны. Заявления о том, что "это была не наша война", подленькие намеки на насильственное принуждение жителей Казахской ССР участвовать на фронтах ВОВ и прочие, откровенно гнусные плевки в славное прошлое нашей республики, все чаще проявляются на страницах уже не только интернета, но и вполне на первый взгляд респектабельных СМИ, вызывая настоящий шок как среди самих ветеранов, так и просто неравнодушных людей. И определенная безнаказанность со стороны официальных структур, долгое время старательно не замечавших подобные вылазки ревизионистов и ультра-националистов, собственно и подталкивают их каждый раз сделать очередной шажок вперед, старательно прощупывая обстановку – а вдруг выгорит и на этот раз, вдруг получиться отвевать еще один кусочек вседозволенности.
Периодически выплывающие на свет "исторические" материалы, авторы которых из кожи вон лезут, чтобы вылепить из Мустафы Шокая и его подручных в форме вермахта, светлый образ радетелей за интересы казахского народа и поэтому, исключительно ради пользы для коренных жителей степи, вынужденных "немного посотрудничать" с нацистской Германией, и беспрецедентный судебный процесс, развязанный пару лет тому назад в Усть-Каменогорске против тех, кто посмел усомниться в этих тезисах, уже должен был стать пронзительным тревожным звонком и отчаянно мигающей красной лампой. Но, очевидно, не стал.
Поэтому, в прошлом году, и тоже в канун 9 мая, была предпринята следующая, уже более наглая попытка атаки на один из главных праздников нашей Родины. Для начала, раздались требования изменить надпись на монументе установленном в память подвига Гвардейцев-Панфиловцев, (и здесь, в первых рядах фигурировал все тот же Мухтар Тайжан, витиевато рассуждавший о "пропаганде идей чужого государства", имея в виду одновременно и СССР и современную Российскую Федерацию), и штампование, как в некоторых традиционных СМИ, так и на различных "блог-платформах" написанных словно под копирку псевдопублицистических и псевдоисторических опусов, в которых "доказывалось" что никакого подвига, дескать и не было, а был лишь "элемент совковой пропаганды". Справедливости ради, надо отметить, что идея о переиначивании монумента все же получила как широкий общественный резонанс, так и не менее дружный и решительный отпор. Обнаружив это, и не найдя никакой поддержки у официальных структур (хотя, очевидно, какая-то надежда на это была) особо ретивые ревизионисты благоразумно заткнулись, и выждав совсем непродолжительное время, опять начали прокачивать идею реабилитации "Туркестанского легиона", благо здесь до сих пор серьезного противодействия так и не ощущалось.
2 мая 2013 года в газете "Общественная позиция" появляется целый иллюстрированный разворот за авторством некоего Амантая Какена, пафосно озаглавленный "Мустафа Шокай – рыцарь свободы". Общая тональность статьи мало отличалось от других ей подобных: "Мустафа Шокай является легендарным борцом, рыцарем Свободы и Равенства народов Средней Азии и Казахстана, мечтавшем о возвращении независимой государственности всем народам Туркестана. Более 80 лет назад преследуемый властями Мустафа Шокай был вынужден покинуть родные края и продолжить борьбу за счастье своего народа в эмиграции, снискав славу непревзойденного полемиста и неистового патриота". В общем, ничего нового. Разве что был богаче иллюстративный ряд, состоящий из фото бойцов в форме вермахта и поясняющий что это те наши земляки, что нашли в себе силы встать на борьбу с советской властью. Какой-либо официальной реакции на это опять-таки не последовало. Лишь доктор исторически наук, профессор Лейла Ахметова в своем ответном интервью "Выстрел в спину памяти" высказала откровенное недоумение случившемуся: "В таком гипертрофированном виде эта страница Великой Отечественной представлена впервые. Но вообще мифологизация истории Казахстана идет полным ходом. И уже давно. В том числе в том случае, когда речь идет о Туркестанском легионе. Утверждение о том, что легионеров использовали только на тыловых и подсобных работах, не выдерживает никакой критики. Не для того их фашисты поили и кормили, отмыли от грязи и коросты. Немцы умеют считать каждый пфенниг. Есть точные сведения, что легионеры воевали на астраханском направлении в 6-й армии Фридриха Паулюса, бесславно сгинувшей в приволжских степях. Три диверсионные группы из казахов, перешедших на сторону врага, были заброшены в Западный Казахстан, чтобы поднять восстание в тылу Красной армии. Но были быстро разоблачены местными жителями. В поездках по лагерям Шокай склонял несчастных полуголодных земляков к предательству. Это тоже не будем забывать. Обсуждать эту тему, восхвалять легионеров и предоставлять им газетные полосы накануне святого для многих казахстанцев – Дня Победы – кощунство. Если хотите – выстрел в спину нашей памяти. Другого слова я подобрать не могу. Да, жизнь каждого человека – это ценность. Весь вопрос – какой ценой сохранена эта самая жизнь. Увы, предатели были во все времена. Других слов для подобного поступка не придумано".
Возможно, слова мудрого профессора были тогда просто не замечены в тех инстанциях, которым стоило прореагировать что называется – по долгу службы. Сознательно, или просто по традиционной бюрократической инертности, это уже другой вопрос. Но, в результате, мы сегодня имеет то, что имеем: уже куда более масштабную провокацию с далеко идущим прицелом. Ведь если учесть, что в течение нынешнего года, со стороны представителей местных националистических кругов уже не раз и не два были совершены вполне конкретные и недвусмысленные действия, (что стоит, например, открытое выражение поддержки киевскому майдану возле посольства Украины, где разраженные в форменные кепи времен Украинской повстанческой армии под лидерством Степана Бандеры, местечковые националисты выкрикивали лозунг "Слава Украине! Героям слава!", ведущий корни из той же бандеровской армии, и мало по своей сути отличающегося от пресловутого "Зиг хайль"), то прямых поводов для беспокойства, казалось, опять должно быть уже предостаточно.
Да и самая настоящая информационная война, развязанная в казахстанском сегменте интернета, где прямым текстом появляются оскорбления в адрес ветеранов, участников Великой Отечественной войны и выражается поддержка инициативам некоторых стран Прибалтики и особенно властей Западной Украины, запретивших празднование девятого мая, по идее должна была получить самую недвусмысленную оценку со стороны правоохранительных органов.
Иначе следующим шагом будет формирование уличных маршей по образцу маршей сторонников УПА в том же Львове, и провокационные выходки в адрес тех, для кого День Победы остается важнейшим и священным праздником. Ведь то, что казалось абсолютно невозможным еще вчера, сегодня начинает приобретать вполне осязаемые жутковатые очертания. И заигрывание с историей германского нацизма и отбеливание его приспешников, постепенно заходит все дальше и дальше. – Возможен ли – чисто гипотетически – марш бывших легионеров по улицам Алматы и Астаны? Или их взрослых детей? – спросил корреспондент историка Лейлу Ахметову. – Маршем по улицам Алматы и Астаны бывшие легионеры уже не пройдут. Во-первых, все-таки у нас не Прибалтика. Во-вторых, лично мне известны только три старика весьма почтенного возраста, которые не скрывают своего участия в проекте "Большой Туркестан". Что касается их детей? Вряд ли. Какие плакаты они понесут: "Да здравствует "Большой Туркестан!" или "Слава Альфреду Розенбергу!"? Нет, такое у нас невозможно. Несколько лет назад родственники бывших легионеров пытались организовать "вечер примирения" с ветеранами Великой Отечественной. Но получили резкий отказ. Да и раньше, никто не посвящал им сочувственных очерков и фоторепортажей. Это – "достижение" последних лет. Увы…
Это интервью, напомню, вышло ровно год тому назад. И с тех пор, как видим, ситуация действительно изменилась в еще более худшую сторону. Так что, если не осознать то, что критическая черта уже не за горами, то и промедление с оказанием жесткого противодействия ревизионистам и откровенным апологетам нацизма может привести к достаточно непредсказуемым последствиям. Не зря в той же Украине, многие аналитики не устают говорить о том, что власти слишком долго попустительствовали (а втихую, даже в чем-то покровительствовали) откровенно профашистским структурам типа той же "Свободы", а когда внезапно спохватились, то выяснилось что из карманной "пугалки" она выросла в совершенно неуправляемого монстра. И теперь, когда страна стоит на пороге гражданской войны, уже со стороны США и Европы идут осторожные увещевания о недопустимости пропаганды "нацисткой идеологии" со стороны некоторых политических сил представленных в тамошних парламенте и правительстве. Хотим ли мы что то подобного уже у себя дома? Думаю, что для подавляющего большинства казахстанцев ответ будет абсолютно однозначен. Но в таком случае, и мы сами не должны равнодушно молчать при очередных провокационных и непотребных выходках представителей тех сил, которые мечтают расколоть мирное казахстанское общество и ввергнуть страну в пучину мощнейших потрясений. Как видим, все начинается постепенно и в совершенно разных направлениях. И вот, обуреваемый пещерным национализмом редактор "Аныз Адама", приняв "на грудь" энное количество спиртного, устраивает демонстративный дебош на борту выполняющего международный рейс авиалайнера, распуская руки в отношении обслуживающего персонала, а затем, уже отбыв полученный за хулиганство срок административного наказания, собирает всю ту же группу поддержки, и ни сколько не раскаиваясь, громогласно позиционирует себя эдаким героем, "страдающим за весь народ, защитником казахского языка". Общество равнодушно молчит, лишь иногда позволяя колкости в адрес психического здоровья основных фигурантов. Эта пассивность мгновенно получает соответствующую оценку, и в стране начинается настоящая цепь провокаций – еще одна хулиганская выходка в адрес бортпроводницы, затем получивший широкий информационный резонанс скандал в автобусе, где объектом агрессии выступила уже кондуктор, и прочие тревожные прецеденты. Что это, как не прощупывание все того же общества "на вшивость", на проявляемую им реакцию, которая либо последует, и тогда, на некоторое время, все опять затихает, либо нет, и в этом случае националистическая истерия начинает нарастать словно снежный ком?
Сейчас, похоже, показательный и демонстративный забег "за красные флажки" все же состоялся. Широкий общественный резонанс и что немаловажно – серьезная озабоченность, проявленная за рубежом (кстати, на днях, авторитетная международная организация Центр Симона Визеналя направила по этому поводу специальное послание лично президенту страны Нурсултану Назарбаеву, где выразила свой протест случившемуся и подчеркнула что "оскорбительный журнал казахских националистов" "противоречит взятым на себя обязательствам Казахстана как государства-участника ОБСЕ") уже явно не дадут спустить дело о провокационной выходке на тормозах. Так что, впереди нас ожидает дальнейшее развитие этой крайне неприглядной истории, и хочется надеяться, что по итогам проведенного разбирательства, соответствующими государственными органами будут приятны самые исчерпывающие меры. Но и всем нам, ни в коем случае, нельзя равнодушно проходить мимо каждого подобного прецедента. Тем более, что объектом и мишенью участившихся провокаций становятся не отдельные исторические личности или события, как это пытаются отобразить те, кто по разным причинам преуменьшает степень опасности проходящего, а фактически весь казахстанский народ. А точнее – наше прошлое, наше настоящее и самое главное – наше будущее.
24.04.2014 /
Талгат Ибраев
|