Национальные особенности таджикского развода, - Неъмат Неъматзода 09:52 28.04.2014
"Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод" (пророк Мухаммад, слава ему). Но почему именно это явление стало больной темой для таджикского общества. ЖИЗНЬ и бытие человека часто полны парадоксов. Обычно там, где только пишут и говорят про единство и сплоченность, можно легко заметить раздор и разногласие, а там, где меньше слов, но больше конкретных дел, царит мир и порядок. К сожалению, так обстоят дела по многим проблемам и у нас.
Недавно председатель Комитета по делам женщин и семьи при правительстве РТ Махфират Хидирова в ходе пресс-конференции сообщила журналистам о росте количества разводов в республике за последний отчетный период. По нашему мнению, эти цифры не должны не беспокоить таджикское общество.
Так, в 2012 году в стране было зарегистрировано 7608 разводов, что по сравнению с 2011 годом больше на 11,2%, или же на 811 случаев. Согласно статданным, по стране в 2013 было зарегистрировано 8194 развода, что по сравнению с 2012 годом больше на 586 случаев. В то же время в 2013 зарегистрировано 7444 факта бракосочетания, что меньше на 352 факта, чем в 2012 году. Кроме этого, лишь Аллаху известно число неофициальных браков и разводов по канонам ислама.
"Императрицы" семейного масштаба
Если на проблему семьи взглянуть с прагматичной точки зрения известного немецкого ученого Карла Маркса, который говорил: "Семья является первичной ячейкой государства", тогда последствия этого явления для нашего молодого независимого государства станут более ясны. К сожалению, по разным причинам в течение десятилетий в большинстве наших семей существует неофициальное "царствование" над невестками свекрови. Нашу семью часто истощают самолюбие и деспотизм этих "императриц", их неграмотность и невежество. Многие из них не думают о счастье своих детей, в основном уделяя внимание тому, как узурпировать власть в новой семье, что часто ведет к непоправимым последствиям. Свою жесткость, а порой и жестокость эти женщины оправдывают по-своему, используя такие аргументы, как "Я твоя мать. Жену можно найти, а мать – никогда. Думаешь, я хочу для тебя плохое?" (сыну). Или же: "Когда я была невесткой, успевала делать все, а ты умеешь только перечить мне" (невестке).
Если новый член семьи по характеру окажется кроткой и добродушной, деспот окажет ей благосклонность. Но не дай Бог, если ее поступок или сама невестка не придутся по нраву этой "царице". Согласно рассказу сотрудницы Комитета по делам женщин и семьи Махбубы Азимовой, эти "госпожи" придерживаются так называемых "традиций семейной дедовщины". ""Когда-то издевались над нами, мы терпели, теперь мы будем мучить других", - думают они. Пока общество не избавится от такого рода "деспотизма" в семье, вряд ли мы сможем достичь успехов в этом важном деле", - считает М.Азимова.
Замуж без подготовки
Другая моя собеседница, Заррина Кенджаева, психолог кризисного центра "Вера в будущее" при Комитете по делам женщин и семьи, одной из причин распада семей считает то, что, выдавая замуж молодую девушку без регистрации в ЗАГСе, взрослые лишают ее прав, закрепленных законом, об этом многие из них даже не знают.
Заррина Кенджаева также уверена, что часто молодые люди не осознают святость семьи и стараются по традиции быстрее выйти замуж или жениться. Уже через несколько лет совместной жизни между ними назревает непонимание, и постепенно они отдаляются друг от друга. Кроме того, по мнению Кенджаевой, нельзя во всем винить только одну сторону. К разводу может привести и ненадлежащее воспитание девушки. "Большинство наших девушек не подготовлены к самостоятельной жизни, не имеют представления об обязанностях жены в семье. Кроме того, многие из них не имеют профессии, свое время проводят за просмотром иностранных сериалов, пропагандирующих аморальный образ жизни, что тоже в будущем становится причиной раздора в семье, - считает она. - Недавно ко мне подошла молодая женщина и после нашей беседы сказала: "Обратилась бы я к вам раньше, моя семья не распалась бы"".
Талак – ненавистное разрешение
"Талак (развод) является мечом, который призван разрезать брачные узы в семье, где одна половина недостойна из-за своего аморального поведения состоять в браке с другой", - напоминает Хисомуддин Мирзоен, религиозный деятель. "Но большинство талаков у нас не отвечают канонам шариата. Талак без веской причины считается грехом. Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод. Нужно помнить об этом и всячески оберегать семью, как мужу и его родным, так и жене с ее близкими", - говорит Х.Мирзоен.
"Саидшина" - типичное явление таджикской действительности Наша беседа с Махбубой Азимовой, ведущим специалистом Комитета по делам женщин и семьи, началась с обсуждения одной из передач Первого канала российского телевидения "Пусть говорят", героем которой был таджикский мужчина Саид. Несмотря на то, что моя собеседница – современная, образованная женщина, но все же она не удержалась и выразила свое презрение в отношении героя телепередачи (хотя какой он "герой"?) резкими словами.
Понять ее можно. По долгу службы М.Азимова каждый день сталкивается с женщинами, чьи мужья вели себя не по-мужски, причиняя страдания своим женам. Она с сожалением добавила, что история с Саидом не единичный случай. "Многие наши братья, когда едут в Россию, навсегда забывают про своих жен и детей", - говорит она.
Наступило время, когда необходимо серьезно заняться проблемами семьи, с привлечением экспертов, духовенства и общественности (желательно без участия всяких НПО, которые существуют за счет иностранных грантов и лоббируют интересы чужих государств), и с учетом наших традиций и религиозных ценностей принять новый закон о семье. Необходимо запретить регистрацию браков без подписания брачного договора. И заодно узаконить институт "махра" (имущество - деньги, ценности, недвижимость, - которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака и впоследствии принадлежащее только ей). В этом случае мы сможем обеспечить женщинам достойное место в нашем обществе. В дореволюционный период в городах Самарканд, Бухара, Ходжент и Канибадам существовали женские медресе, где непосредственно занимались обучением и воспитанием девушек. Возрождение подобных учебных заведений стало бы хорошим подспорьем в деле укрепления семьи в нашей стране. 24/04/2014 Неъмат Неъматзода
|