Населенный болгарами Тараклийский район Молдовы требует автономии и собирается присоединиться к Гагаузии 19:11 30.04.2014
На вступление болгарской Тараклии в Гагаузию: Молдова не рассыплется, только если станет евразийской
Тараклийский район Республики Молдова может в ближайшем будущем присоединиться к Гагаузии. По крайней мере с такой инициативой недавно выступил мэр города Тараклии Сергей Филиппов.
С чуть более умеренными лозунгами заседал и Собор болгар Молдовы, который пока что потребовал от центральных властей придания региону особого статуса. В случае если Кишинев проигнорирует требования тараклийских болгар, составляющих 65 процентов от общего населения района, те получат полное право попроситься в Гагаузию.
Вот карта, поясняющая, как это выглядит:
Представители кишиневских властей на автономистские заявления тараклийцев пока что никак не отреагировали. Более того, планируют к 2015 году провести административно-территориальную реформу с сокращением районов с населением менее 50 тысяч человек. В Тараклийском районе жителей насчитывается 43 тысячи, поэтому в результате такой реформы тараклийцев насильно присоединят к населенному этническими молдаванами крупному Кагульскому району. Там о национально-культурной автономии, не говоря уж о политической, болгарам будет нечего и думать.
Тараклия как новый объект общеевразийской политики Впрочем, суть тараклийского инцидента гораздо глубже, чем просто требование культурной автономии.
По своей ментальности Тараклия является достаточно пророссийским и антинационалистическим регионом, подобно Гагаузии. Именно тараклийские власти поддержали гагаузский референдум 2 февраля, особенно его пункт относительно интеграции в Таможенный Союз. Районные власти даже организовали свой мини-референдум - "народные сходы" - с целью узнать мнение граждан по данному вопросу. И это не говоря уже о многочисленных заявлениях тараклийских властей в пользу евразийской интеграции и масштабных акций населения в поддержку такого выбора.
Поэтому идея присоединения к Гагаузии имеет под собой долгосрочную перспективу.
В случае победы на парламентских выборах в ноябре-декабре этого года прорумынских сил, Гагаузия, скорее всего, объявит курс на независимость. Причина очевидна: становиться румынской колонией она не желает. Хотя против молдавского государства как такового Комрат ничего не имеет, наоборот, всячески выступает за его независимость и субъектность. Просто политика Кишинева не оставляет иного выхода.
Для этого, к слову, имеются все юридические основания. В начале февраля, как уже отмечалось, в Гагаузии состоялся референдум. Более чем 98 процентов жителей автономии высказались также за независимость в случае утраты Республикой Молдова суверенитета. Вступление в Европейский Союз или стремление к таковому, особенно через тотальную румынизацию, вполне можно трактовать как утерю суверенитета. В таком случае Гагаузия имеет полное право на провозглашение (восстановление) самостоятельности. Разумеется, уже вместе с Тараклией. Такая идея поднималась еще в на заре 90-х, в формате Буджакской республики, однако дальше разговоров тогда не дошло.
Проблем с международным признанием у объединенной Гагаузии-Тараклии будет несравнимо меньше, чем у Приднестровья, Крыма или Южной Осетии. Дело в том, что у гагаузов отсутствует этническая родина за пределами автономии (за исключением десятка сел в украинской Бессарабии, Одесская область). Следовательно, как нация гагаузы имеют право на самоопределение.
Признание, скорее всего, будет получено не только от России и ее союзников по Евразии, но и от Турции и Азербайджана - более чем влиятельных региональных держав. А с добавлением к гагаузской автономии Тараклии - еще и от Болгарии, которая проводит активную политику по защите соотечественников за рубежом.
Власти Гагаузии весьма позитивно отнеслись к инициативе тараклийцев. В частности, на Соборе выступил лидер автономии Михаил Формузал с обещанием поддержать любую инициативу "братьев-болгар", в том числе и направленную на присоединение.
Кроме того, нужно учесть, что гагаузское руководство ранее уже выступало с инициативой о придании болгарскому языку статуса официального в автономии, хотя сейчас в Гагаузии проживает всего 5 процентов болгар. Однако с присоединением Тараклии это станет не просто желательным шагом, а острой необходимостью.
Следует заметить, что вступление отдельных населенных пунктов в состав Гагаузии уже прописано в действующем законодательстве - Уложении, аналоге конституции автономии. Согласно статье 8, пункту 3: "Населенные пункты, в которых гагаузы составляют менее 50 процентов населения, могут быть включены в состав Гагаузии на основе свободного волеизъявления избирателей, выявленного местным референдумом, проведенным по инициативе не менее одной трети избирателей соответствующего населенного пункта". Аналогичная норма прописана и в законе Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии". Таким образом, ничто не мешает тараклийцам самостоятельно войти в Гагаузию, в том числе и нормы молдавского законодательства.
Рецепт спасения Молдовы И тем не менее, независимость Гагаузии с Тараклией - это крайний вариант. Пока же у молдавского государства остается шанс избежать распада - вернуться на путь евразийской интеграции, выполнив волю региональных элит и сохранив единство республики.
Во-первых, это заложит фундамент под формирование полноценной национальной идеи Молдовы, молдовенизма, заключающегося в уважении к молдавской культуре, молдавскому языку, идентичности. Во-вторых, только так удастся обеспечить соблюдение прав и свобод других государствообразующих этносов Молдавии - русских, украинцев, гагаузов, болгар. Собственно именно на таком формате сегодня настаивают гагаузы, болгары Тараклии, русские и украинцы Бельц.
Наилучшим способом, конечно, являются парламентские выборы и победа на них союза проевразийских сил. Однако если прорумынское руководство прибегнет к фальсификациям, репрессиям неугодных, переиначиванию законодательства под себя, не исключен и вариант революции, вроде той, что сегодня происходит на Юго-Востоке Украины. Другое дело, что при революционном раскладе шансы сохранить Молдову в нынешних территориальных границах минимальны.
Артем Бузила
30 апр. 2014
|