КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 07.05.2014
23:42  Дончане, не слушайте никого. Все - на референдум! - Э.Лимонов
23:19  В Баткене опять кыргызо-таджикские беспорядки - ранено 10 кыргызов, горят машины и магазины
22:38  Пауки и паучиха. Палач Одессы экс-гауляйтер Немировский обвинил в организации резни депутата Рады, клеврета Ю.Тимошенко - Дубового
22:02  Теректинская могила "золотой принцессы" (фото) названа древнейшим захоронением Казахстана
21:57  Назарбаев принял участие в праздничном параде в честь Дня защитника Отечества
21:48  Таджикские студенты заложники ситуации на Украине, - З.Наврузшо
20:35  В Восточном Казахстане открыли 13-метровый памятник Кабанбай батыру (фото)

20:10  Шала-казахи - остов казахстанской нации, - Канат Нуров
18:55  "Бубельский голодомор". За что/кого пострадал главред Бишкекской газеты "Деньги и власть" Турат Акимов
18:15  Суд отправил премьер-министра Таиланда Йинглак Чиннават в отставку. Ее сменил - Ниваттхамронг Бунсонгпхайсан
17:54  Донецкие ополченцы обменяли своего народного губернатора П.Губарева и его заместителя на 3-х офицеров укр-"Альфы"
09:58  Исполняющим обязанности председателя Нацбанка Кыргызстана назначен Толкунбек Абдыгулов
09:57  Танкист Сагындык Кенжебаев славно давил фашистов на тяжелом танке "Иосиф Сталин"
09:53  Не просто герой - легенда. В российском Невеле поставили памятник казахскому снайперу И.Сулейменову
09:48  Стали известны имена 12 воинов-кыргызстанцев, героически погибших в ходе прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года
09:40  Кыргызские племена: современное положение и спор вокруг понятия "племя", - Д.Гаузер
09:38  Батыры выходят на гейм-парад. В Астане презентовали 1-ю онлайн-игру на казахском языке Nomads
09:36  Премьер Таиланда Йинглак Чинават предстала перед Конституционным судом
08:54  На что рассчитывать инвестору в Таджикистане? - М.Сохибназарова
08:29  В Бишкеке задержан паспортный олигарх "Дим Димыч" Цой. За сколько откупится?
08:12  Россия построит Ирану спутники и обучит космонавтов
08:01  В США появятся "паспорта для входа в интернет". Круче чем в Туркмении
07:59  Два Китая. Старая проблема, новое прочтение, - Р.Погорелов
07:45  Казахстан назвал общую сумму взяток в вузах, - Пол Бартлетт
07:43  Взрыв-бабы. В Таджикистане создана первая в Средней Азии группа женщин-саперов
07:30  Революция или переворот? Что случилось с Киргизией в апреле 2010? - Т.Тургуналиев
07:02  Укр-фашисты пошли в очередную атаку на Славянск
06:49  Глобальный эпицентр конфликтов в Азии. Американское влияние "выглядит все более оборванным", - Н.Рубини
06:43  Россию просят помочь пострадавшим жителям Северного Афганистана. Стихийные бедствия вносят поправки в борьбу за главное кресло в Кабуле, - А.Серенко
06:37  От кого бежали конные пассионарии. Генетические исследования проливают свет на самые запутанные эпизоды миграции древних народов, - И.Лалаянц
06:32  Владельца таджикского веб-сайта оштрафовали на $4000 за использование порно-рекламы
06:16  Россия будет награждать соотечественников за активную работу за рубежом
03:02  В Киеве представят фильм, посвященный казахстанским воинам, принявшим участие в боях за освобождение Украины от фашистских захватчиков
02:23  Как российская "сушка" напугала американцев
00:37  В Павлодарской области потратят 160 миллионов тенге на... уничтожение комаров дельтапланами
00:34  За распространение ложной информации в Казахстане начнут сажать
00:13  Специфика образа мышления кыргызов, - Ж.Урманбетова
00:08  Духовные основы Таможенного союза для Кыргызстана, – С.Чериков
Вторник, 06.05.2014
23:32  Жарылкап Калыбай просит прощения у ветеранов за публикацию материалов о Гитлере
22:43  Бандеровская армия начала атаку на Мариуполь. Идет бой
22:29  Тактика Атамбаева: лавировать и давить оппозицию, - Ж.Болсунбеков
22:27  В Ираке легализуют браки с девятилетними девочками
22:26  Таджикистан: экспроприация продолжается, - О.Поендашоев
22:24  Беларусь напечатала для Киргизии почтовых марок про Манаса с чудным номиналом 23 и 93 сома (фото)
22:03  Первый пошел. В Одессе казнен один из палачей мучеников 2 мая
20:51  Украинский кризис: взгляд из Кабула, - Huffington Post
20:20  Новым гауляйтером Одессы вместо Немировского стал другой бандеровский олигарх - Палица ("Укрнафта")
19:28  Израильские добровольцы из батальона "Алия" собираются на Украину давить бандеро-фашистов
19:21  Тяжкая доля таджикской женщины, - М.Шабозова
19:19  Таджикистан: богатеет рахмоновский клан, - Н.Окилов
19:15  В Донецк массово прибывают вооруженные добровольцы из России (видео)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Специфика образа мышления кыргызов, - Ж.Урманбетова
00:13 07.05.2014

Почему в Кыргызстане не приживается демократия?! В качестве основного тормоза в принятии демократических принципов выступает культура, исходящая в своем формировании и развитии из образа мышления. Для понимания причин нестыковки демократических стандартов и традиционного кыргызского образа мышления имеет смысл выяснить своеобразие этого самого образа мышления.

В развитии современной кыргызской культуры мышления можно выделить два наиболее важных этапа, обусловивших формирование традиционного образа мышления, соответственно менталитета. Первый из них - этап кочевого развития предопределил становление основополагающих критериев восприятия мира и, как следствие – специфику мировидения. Наиболее функциональными и, соответственно, судьбоносными чертами мышления номадов (кочевников) Центральной Азии (к которым относятся и кыргызы) явились следующие: космоцентризм, природовосприимчивость (в современной транскрипции – экологичность), динамичность, пространственность (кочевник воспринимал мир как бесконечное пространство, которое довлело над ним), цикличность восприятия времени (природный цикл – от весне к весне, поэтому и символичность Нооруза, человеческий цикл – обновление через каждые 12 лет), созерцательность, интуитивность, нерелигиозность (на тот момент исторического времени), контекстуальность (осознание себя в контексте рода, что обусловило проявление трайбализма), нерациональность, конкретность, формирование этнической (генетической) памяти в проекции горизонтальной преемственности (рядоположение предков в одну линию с собой). Данные черты мышления заложили основу характера номада, передавались из поколения в поколение, образуя своеобразную традицию осознания себя, предопределили формирование инвариантной модели культуры (самостоятельной и независимой как следствие восприятия и понимания мира), на основе чего можно говорить о существовании номадической цивилизации в противовес оседлой. Данный образ мышления стал традиционным для кочевника, тем самым обусловливая своеобразие понимания себя в этом мире и существуя на протяжении веков.

С течением исторического времени кочевники перешли к оседлому образу жизни, вследствие чего произошла первая сущностная трансформация культуры. Смена способа существования, несомненно, повлекла за собой преобразование некоторых характеристик мышления, на основе этого возник симбиоз основных кочевых черт мышления в преломлении к оседлым принципам мировидения. Но необходимо заметить, что функциональность традиционных черт кочевого мышления осталась на уровне подсознания как историческое предание. Все эти черты присущи и кыргызскому образу мышления.

Второй наиболее существенный этап в развитии Кыргызстана (соответственно кыргызской культуры) начался с вхождением в эру советской идентичности, как следствие – вторая трансформация культуры в результате влияния советской идеологии. Этот этап наряду с позитивными моментами (определенный расцвет культуры) имел и негативные (национальное самосознание претерпело существенное влияние социалистических клише, специфика традиционного нашла свое отражение во внешних характеристиках, нежели внутренних).

Третий, судьбоносный этап начался с обретением суверенитета, который обусловил всплеск национального самосознания, и, как реакция на идеологический пресс советского периода, возник процесс реидентификации по критерию традиционного. Именно поэтому возникла волна некоторой абсолютизации всего традиционного, а некоторые черты исторического мышления начали возрождаться по различным направлениям (в первую очередь это коснулось трайбализма, расцветшего всеми красками радуги). Одновременно с этим в качестве второй тенденции развития культуры выступила направленность на Запад (в виде вестернизации) как следствие ориентации на демократию. Соответственно, возник целый клубок противоречий, отразившихся на процессе идентификации, именно поэтому и возник кризис идентичности.

Учитывая, что основа традиционного мышления в массе осталась прежней, можно проиллюстрировать явные противоречия между традиционным и универсальным (прообразом которого выступает западный тип мышления, несущий с собой демократические ценности) образами мышления. Основными характеристиками западного образа мышления являются следующие: антропоцентризм (в противовес нашему космоцентризму), следствием которого выступает технологичное мышление, подчиняющее себе природу (в противовес органичной природовосприимчивости), превалирование временных критериев бытия (в противовес явной пространственности мышления), причем время понимается прямолинейно в отличие от циклического восприятия у кыргызов, теоретичность мышления (в противовес созерцательности и интуитивности), эгоизм и прагматизм (в противовес контекстуализму), рациональность (в противовес эмоциональной нерациональности), абстрактность (в отличие от конкретности), вертикальная преемственность, когда память выстраивает предков по вертикали (в противовес горизонтальной), культура права в отличие от трайбализма.

Единственный момент, являющийся объединяющим кочевой центральноазиатский и западный образы мышления – это динамичность, позволяющая легко воспринимать изменения, происходящие в мире. Еще один момент – религиозность (явная нерелигиозность кочевого мышления с течением времени трансформировалась, когда ислам проявил религиозные предпочтения народов Центральной Азии (вместе с тем, необходимо отметить, что из всех центральноазиатских народов кыргызы и казахи наименее религиозны, причиной чего выступает все то же кочевое сознание). Тем самым явное противоречие образов мышления (и, соответственно, норм культуры) выступает тормозом в восприятии и, главное, укоренении демократических ценностей, взращенных на западном образе мышления (культура права, чего нам явно не хватает, эгоцентричность в отличие от явного трайбализма и т.д.).

Демократия проецирует вектор государственного и общественного развития, соответственно, она может быть воспринята не только западными странами (органично существующими в ней), но и другими в силу функциональности ее норм и стандартов в эпоху глобализации, именно поэтому и есть смысл не только провозглашать ее, но и внедрять. Однако либеральная демократия (как отражение западного образа мышления и жизни) обнаруживает свою несостоятельность в традиционных обществах Центральной Азии (куда входит и Кыргызстан), поэтому необходимо проанализировать какая форма демократии может подойти нам, учитывая явную специфичность культуры.

Для продвижения демократии необходимо использовать рациональный подход, который и позволит адаптировать ее ценности к нашей традиционной культуре мышления. В любом случае универсальные ценности постепенно включаются и принимаются во всех обществах (и наше не является исключением), это и есть проявление неизбежности потока глобализации. Вместе с тем хотелось бы дать достойный ответ нашей культуры как сохранение уникальной специфики и адаптированности к наиболее функциональным демократическим ценностям. В этом смысле наша динамичность и открытость (толерантность) должны послужить основанием для восприятия инноваций, а наша сдержанность и инстинкт самосохранения должны стать гарантом гармоничного баланса между традиционным и глобальным.

Естественно, что спецификой культуры мышления не исчерпывается неприятие демократических ценностей, и все же она составляет центральное противоречие в восприятии норм и стандартов западного, проекцией которого и выступают демократические ценности.

Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор
6 мая 2014

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1399407180
Новости Казахстана
- Займы онлайн: основные преимущества и недостатки
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2021 года №661
- Указ Президента Республики Казахстан от 25 сентября 2021 года №663
- Президентом Казахстана - Верховным главнокомандующим утверждена новая Концепция строительства и развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований
- В столице открыли памятник поэту Абу Абдаллах Рудаки
- Президентство Токаева: декларативность или поиск смысла?
- Н.Нигматулин: в работе Мажилиса – проект закона о борьбе с отмыванием преступных доходов
- Н.Нигматулин провел встречу со спикером Маджлиси милли Парламента Таджикистана Р.Эмомали
- А. Мамин провел совещание по вопросам цен на социально значимые продукты питания
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх