Затишье после бури. Чем занимается Агентство по делам религий Казахстана? - САМ 09:11 11.05.2014
Ровно полгода назад сменился глава Агентства по делам религий. С тех пор ни о новом руководителе, ни о возглавляемой им структуре почти ничего не слышно. На фоне публичности, возможно, даже чрезмерной, которую демонстрировал Кайрат Лама Шариф, подобное затишье вызывает много вопросов и кривотолков. Вместе с руководителем аналитического центра "Наше Дело" Нуртаем Мустафаевым мы решили поразмышлять над тем, что же сегодня происходит в АДР. Какие складываются отношения у агентства с конфессиональными объединениями? И справляется ли со своими обязанностями новый его председатель Марат Азильханов?
- Нуртай, как вы считаете, это затишье перед бурей или закономерность? Это хорошо или плохо?
- Это закономерно. Кайрат Лама Шариф возглавил вновь созданное агентство тогда, когда власти были вынуждены переформатировать систему взаимодействия "государство - религиозные структуры". Два десятилетия подряд государство лишь созерцало бурную деятельность сотен и тысяч религиозных объединений.
После распада СССР, провозгласившего тезис о постепенном отмирании религии, в Казахстане был принят суперлиберальный Закон от 15 января 1992-го "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Как и в других постсоветских странах, у нас был взят курс на "религиозный ренессанс", "возрождение духовности, религиозности". Однако, как это часто бывает, из одной крайности бросились в другую. Раньше почти все были атеистами, теперь почти все поголовно стали вдруг верующими. В нынешних политологических штудиях лихие 90-е нейтрально-обтекаемо определяют как "период кардинальной трансформации общественной системы". В повседневной жизни это было время массовой безработицы, закрытия промышленных предприятий, стремительного сокращения количества детсадов, поликлиник, библиотек. Тогда как число мечетей, религиозных объединений самого разного толка, сект, миссионеров из зарубежья росло в геометрической прогрессии.
Государство фактически самоустранилось от какого-либо контроля, регулирования деятельности религиозных структур. Именно тогда в Казахстане появились адепты Дэви Марии Христос (гражданская фамилия - Мамонова) и ее секты "Белое братство", бурную деятельность развернули экстрасенс Сары Аулие и сотни других магов, святых целителей, со всех стран мира хлынули потоком сотни, тысячи миссионеров, проповедующих самые экзотические, диковинные учения. Но главное - эта политика самоустранения государства снимала все барьеры перед проникновением из-за рубежа и зарождением в стране исламистских радикальных течений, групп, структур.
Рост конфликтности, обострение религиозной ситуации в Казахстане обозначились еще в 2005-2006 годах. Но качественный переход произошел в 2011-м, когда наступила новая фаза - террор. В 2011-2012 годах произошла целая серия терактов с участием радикальных исламистов - взрывы, подрывы, самоподрывы, нападения на патрули полиции, здания РОВД, ДКНБ в Астане, Алматы, западных областях Казахстана, в Таразе.
- То есть создание агентства было несколько запоздалым?
- Указ о создании АДР был подписан президентом 18 мая 2011-го, а спустя месяц его председателем назначили Кайрата Ламу Шарифа. То есть организационные и кадровые решения были приняты уже вослед начавшейся серии терактов по всему Казахстану. Конечно, все это - нарастающая конфликтность, напряженность в религиозной среде - назревало еще в 2009-2010 годах: было предчувствие вспышки экстремизма, терроризма. Власть это понимала и готовила создание специального ведомства и принятие нового закона, регулирующего деятельность религиозных структур. Но действовала она с запозданием.
В октябре того же 2011-го был принят Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Этому предшествовало активное обсуждение законопроекта. Очень многие представители различных конфессий, НПО, ряд СМИ выступили с критикой положений нового документа, поскольку он, в отличие от прежнего закона двадцатилетней давности, предусматривал регистрацию религиозных объединений и достаточно жесткую регламентацию их деятельности. Были бурные дебаты, и Лама Шариф как глава АДР оказался в центре информационных войн, конфликтов, в которых участвовало и Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В отстаивании позиции АДР как разработчика законопроекта Лама Шариф допустил ряд явных "проколов" (например, вспомните его тезис "одна религия - одна нация"). Хотя в целом такой закон был крайне необходим.
Что же касается нынешнего руководителя агентства Марата Азильханова, то он возглавил его в ноябре 2013-го, когда закон уже давно действовал, а связанные с ним конфликты и информационные войны стали забываться. Кроме того, если сравнивать Ламу Шарифа и Азильханова, то большая и меньшая публичность связана с их биографией. Первый долгое время находился на дипломатической службе, которая предполагает определенное информационное сопровождение. О втором известно то, что его карьера связана с Комитетом национальной безопасности, а это накладывает свой отпечаток. Хотя специфику АДР Азильханов, конечно, знает "от" и "до", поскольку с августа 2011-го исполнял обязанности заместителя председателя этого агентства.
- Вы сказали, что новый формат взаимодействия государства и религиозных структур сопровождался массой конфликтов. Что это за конфликты, и удалось ли разрешить хотя бы часть из них?
- Когда появился новый орган со своими полномочиями и параллельно принимался новый Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", трения между АДР, с одной стороны, и ДУМК, а также рядом других религиозных объединений, с другой, были неизбежны. Сегодня острота этих трений уже снята. Но сама сфера взаимодействия государства и религиозных структур предполагает вероятность возникновения конфликтных ситуаций и на этапе регистрации последних, и в ходе последующей их деятельности. Отчасти острота конфликтов стала неактуальной и в связи со сменой руководства как АДР, так и ДУМК: вместо Ламы Шарифа пришел Азильханов, а вместо Абсаттара Дербисали верховным муфтием стал Ержан Маямеров.
Эти кадровые решения позволили минимизировать влияние личностного момента, но с учетом давнего тренда на политизацию ислама в Центральной Азии и претензий ряда деятелей ДУМК на то, чтобы действовать вразрез требованиям уполномоченного органа, можно предположить, что конфликтный потенциал отнюдь не исчерпан. На такой вывод наталкивают примеры, связанные с символьными атрибутами (скажем, дискуссии по поводу ношения хиджабов в госучреждениях, школах, вузах) и особенно с вопросом финансового контроля за расходованием средств.
- И все же как вы охарактеризуете сегодняшние отношения между АДР и конфессиональными объединениями, прежде всего, с ДУМК?
- Конфронтация между АДР и ДУМК сейчас не обозначена, возможны трения, разночтения, но они не транслируются в публичную сферу, в СМИ.
Не следует забывать, что Казахстан провозгласил себя светским государством. Многие чиновники и даже политологи из официальных структур ошибочно пишут в своих статьях, что Казахстан - мусульманское государство. В мире всего несколько теократий - Исламская Республика Афганистан, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Иран, Королевство Саудовская Аравия. Подобные оговорки чиновников и политологов могут привести к серьезным последствиям.
В свое время мы крайне опрометчиво решили вступить, а затем и председательствовать в ОИК (Организация исламская конференция, ныне ОИС). Тем самым Казахстан стали позиционировать как "исламское" в религиозном плане государство. В рамках партнерства с НАТО было решено направить в Афганистан несколько офицеров. Но по следам председательства Казахстана в ОИК талибы посчитали страну, которую прежде они знать не знали, исламским государством и выступили с предупреждением, что нанесут по нам удар (видимо, теракты). К тому времени мажилис уже утвердил отправку этих нескольких офицеров в Кабул, но сенату пришлось отклонить это решение.
- Нужна ли нам вообще такая структура, как АДР, в ее нынешнем виде?
- Госорган, который бы контролировал, регулировал деятельность религиозных структур, необходим в любом государстве, если это не теократия, коих в современном мире, как я уже сказал, всего пять. В правовом плане и в контексте политической системы религиозные объединения не могут быть выше органов власти. Религия и церковь (религиозная структура) - разные вещи, и между ними не надо ставить знак равенства. Имамы, муллы, священники, пасторы и другие служители различных конфессий - лишь служащие, по существу чиновники. А организации и служители (служащие) этих структур могут быть разные и по квалификации, и по своему образованию, и по целям. Вера - в душе, в мировоззрении человека. В этом плане АДР, конечно, не может и не ставит своей целью регулировать, управлять религией. Задача одна - контроль и регулирование (регламентация) деятельности конкретных религиозных структур и конкретных людей, выступающих в качестве служащих этих структур. Пока "кредитная история" Агентства по делам религий очень коротка, а потому судить и оценивать пока рано. Как говорится, будем посмотреть.
Комментарий в тему
Мурат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана:
"Интуиция подсказывает, что Азильханов пробудет на этом посту гораздо дольше своего предшественника"
- К сожалению, многие чиновники во властных структурах заражены вирусом конформизма и равнодушия. Думаю, что причиной отставки бывшего главы АДР Кайрата Ламы Шарифа стала его активная позиция, желание провести реальные изменения и, прежде всего, в структурах ДУМК. Его реформаторский запал натолкнулся на ожесточенное сопротивление со стороны коррумпированного лобби, и он потерпел сокрушительное фиаско.
С Маратом Азильхановым мне приходилось встречаться на конференциях. Какое он производит впечатление? Эрудированный человек, исполнительный чиновник, хороший менеджер. Возможно, в крупной бизнес-компании он смотрелся бы неплохо. Но там, где речь идет об идеологии, мало быть хорошим управленцем. Здесь необходимо иметь собственную философию и принципы. Марат Азильханов, в принципе, симпатичный парень. У него стройная фигура и красивые галстуки. Но, к сожалению, я не знаю ни одной его публикации или монографии, посвященной столь деликатной сфере, как религия.
АДР мне больше всего напоминает Агентство по делам госслужбы. Два этих ведомства очень добросовестно и по очереди выполняют функции пятого колеса в телеге. Будь я на месте президента, то, ни минуты не раздумывая, распустил бы их, ибо никакой реальной пользы они не приносят.
Кстати, если Алихан Байменов изо всех сил пытается доказать необходимость существования своей конторы, то Азильханов, судя по всему, смирился с бессмысленным существованием АДР. Возможно, на него тяжелое впечатление произвела отставка бывшего шефа. Воистину, инициатива наказуема! Может быть, именно поэтому интуиция подсказывает мне, что Азильханов пробудет на своем посту гораздо дольше своего предшественника.
Если говорить об отношениях АДР с религиозными конфессиями, то здесь царят абсолютный мир и полное спокойствие: партнеры друг другу не мешают, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Короче говоря, все заняты своими делами и предпочитают не замечать друг друга.
Беседовала
Сауле Исабаева 1.05.2014
|