Инициативная группа мангистаусцев хочет установить памятник древнему святому Ман-Ате 07:28 20.05.2014
Группа мангистаусцев направила открытое письмо президенту РК Н.А. Назарбаеву, Госсекретарю А.Р. Жаксыбекову и акиму нашей области А.С. Айдарбаеву, в котором изложила свои соображения о древнем святом Ман Ате, похороненном на горе Ман Ата в Мангистау, и заключение известных в мире ученых и общественных деятелей о Первочеловеке Ман, жившем в незапамятные времена на Сакских просторах. Образ героя Мана есть в книгах "Авеста" первого пророка на земле Заратустры.
Мы, уроженцы Мангистау, с малых лет наслышаны от старших о жизни древнего святого Адам Ата Ман Ата, отца всех людей Ман. Рассказывают, что жил он в горах, ныне называемых Ман Ата, там и покоится его прах, а дух его оберегает нас. Место его захоронения обозначено грудами камней и старым стволом дерева – знаком святости покойного. Мы помним, что до середины прошлого века, когда люди кочевали или проезжали через сложный перевал Ман Ата на Устюрт или обратно в Мангистаускую впадину, они останавливались на ночлег у святого Ман Ата.
Старожилы рассказывают, что отец всех людей Ман Ата боролся с нечистыми силами на Земле и в Небе, защищал людей, направлял их помыслы к добру, учил их жить и созидать.
Нетрудно понять, что речь идет о конкретном человеке Ман, а не об Адаме и Еве, называемых у казахов Адам Ата и Хауа Ана.
Несмотря на скудность специальной литературы и других данных, мы с 1975-го года, вдохновленные дающей знания о древности книгой Олжаса Сулейменова "АЗ и Я", всерьез задумались о личности Ман Ата. В 1984 году в областной газете "Коммунистік жол" была опубликована статья "Мекенім менің, Ман-қыстау", что в переводе значит "Земля обетованная Мангистау", в которой первым делом мы сделали акцент на слово "ман", обильно присутствующее в казахском языке и в слогах сложных слов, на смысл которого сегодня мало обращается внимания: "ақылман" - умный, пожилой человек, "кахарман" - грозный человек, "бағман" - садовод, "шабарман" - посыльный, "қалтаман" - карманник и еще множество примеров. Мы хотели доказать, что начальный слог "ман" в названии "Мангистау" имеет смысл "человек", и, значит, Мангистау – Земля Мана, место обитания Мана. Были приведены и другие примеры по Мангистау: гора От Ман (Отпан) – человек-огонь, речка Ман Ащы – соленая речка Мана и прочее.
Далее захотелось узнать больше о том, кто этот Первочеловек Ман, так обожествляемый нашими старожилами и сохранившийся в памяти Земли и Народа. Если он был так знаменит, если обладал необычайным даром и творил добро для людей, о нем должны быть и другие сведения и отголоски древнейших времен. Так и оказалось. О нем помнят не только на Мангистау. Есть город Манкент – город Мана в Южном Казахстане, города Мана: Мангыт в Каракалпакии, Мангуп в Крыму, Маниса в Турции. Есть речка Ман, впадающая в Енисей, династия Мангытов, государство Мана, существовавшее на территории нынешнего Азербайджана 2500 лет тому назад, империя Ман в Азии, учения Мана.
Доказательством могут послужить и законы Мана, существовавшие в странах Азии. Они состоят из предписаний и правил поведения людей в частной и общественной жизни, содержат наставления о ведении хозяйства, управлении государством и в части судопроизводства. Автором этих законов указывается прародитель людей Ман (СЭС, М. 1986 г.).
Нам теперь известно, что в результате великого переселения народов и распространения по всему миру древних прототюрков, саков и скифов, кельтов и арийцев, слово "МАН" не вошло во многие языки мира, в том числе в индоевропейские и англосаксонские вместе со сведениями о Первочеловеке Ман. Но многие народы Первочеловека Ман считают своим прародителем, божественным учителем.
Тем не менее, следует уточнить, какая конкретная связь между нашим святым Ман Ата, географическими названиями с этим слогом и повсеместно знаменитым человеком Ман, творившим много добра для людей.
Ответ мы нашли в книге "Авеста" первого пророка Заратустры, жившего в Сакских долинах 4000 – 3600 лет тому назад. В "Авесте" Ман описывается как человек, обладающий сверхъестественными способностями, и как посланник Ахура Мазды – Ақ Маздақ (Белый Пламень) – Бога Солнца на Земле. Заратустра величает его титулом Воху (божественный), Добрым Помыслом, Благой Мыслью, человеком, направляющим мышление к добру и созиданию, борющимся с врагами человечества – дэвами (дәу, дию – каз., дъяволами – рус.) и другими нечистыми силами. В суре "Моление о слове" он обращается к Воху-Мане: "Ликуй же, Воху-Мана!" и с вдохновением продолжает: "Воху-Мане в сей же час жизнь отдам с молитвой страстной", - выражая готовность пасть жертвой за праведность.
Последователи Заратустры, продолжавшие книгу "Авеста", в "Чудесном рождении пророка" пишут, что Воху-Ман был бестелесен и однажды "приблизился к ложу и вошел в разум Заратустры, как только тот появился на свет".
В книге пишется: "Внезапно со стороны южного каршвара Заратустре почудилось видение, образ. Ростом он был не меньше, чем в три копья. Прекрасным, все ведающим, мудрым, осиянным божественной славой выглядел этот муж, и Заратустра понял, что это Добрый Помысел, один из небожителей". Ученый А. Шапошников, изучающий "Авесту", приходит к выводу: Ман – атлант. (Заратустра, стр. 212 – 213, ЭКСМО-Пресс, М., 2002г.) И в наши дни, паломники, увидевшие во сне предвестие, описывают Ман Ата как очень высокого белого человека.
Нетрудно понять, что и Заратустра был наслышан о Первочеловеке Ман, его заветах и наставлениях из древних легенд и рассказов жрецов. Имеются сведения, что Законы Мана написал и распространил именно Заратустра, и эти законы использовались для создания новых империй и государств. Можно понять и то, что заветы и учения Мана оказали воздействие на появление новых идей в "Авесте".
Как судьба Заратустры оказалась связана с Ман Ата?
Автор произведения "Так говорил Заратустра" великий философ Фридрих Ницше, исследователи Герберт Уэллс, Соссей, российский ученый иранского происхождения Абаев и другие внесли серьезные поправки в данные о жизнедеятельности Заратустры. Профессор Мэри Бойс, основываясь на этих данных, приходит к выводу, что Заратустра родился в Сакских просторах, а точнее в междуречье Едил – Жаик, между Волгой и Уралом, называемым в "Авесте" Вахви-Датия, на северо-востоке нынешней Западно-Казахстанской области. Потом арии, род Спитама, постепенно продвигались на юг, к Мангистау. Мы верим этому, ибо данные всемирно известного общественно-политического деятеля Джавахарлала Неру, происходившего из рода арийцев, приведенные в трилогии "Взгляд на всемирную историю", сегодня пополнились новыми научными фактами.
В начальных книгах "Авесты", написанных самим Заратустрой, прослеживается вся картина происходящего. После того, как 12 тысяч лет назад в результате катастрофы большой материк, объединявший Евразию и Северную Америку, раскололся, часть арийцев на Гиперборее (племя айн) осталась в Японии (Жапан – отдаленная страна – каз.), другая часть слилась с индейцами Северной Америки, а основная волна через Аляску (Алыс – далекая земля – каз.), пролив Калан (Берингов), Камчатский полуостров (Кәмшат-каз.) продвигалась к Сакским просторам – к Великой Степи и Туранской впадине. Произведение богато сведениями о жизни стран на этой территории, о туранцах, прототюрках, саках. Реки Аргун, Куруш (Кура), Эрехш (Иртыш – Ертіс - каз.), Датья (Амударья), Дануш (Дон), Байкал и Каспий (Варукаша). Гора Баян, птица Самрук (Сэнмурв), охраняющая золото Алтая. История птицы Карлыгаш (Каршиптой - Ласточка) по сюжету похожа на казахскую сказку: город-государство, благословенный Ахура Маздой Кангха (Канглы) в древнем Казахстане, война сакской царицы Томирис (Таомириш) и царя Кира, дахи, даи. Заратустра порой народы Каспийского побережья называет гирканцами – по более древнему названию моря Гиркан.
Заратустра описывает, как празднуется наш Наурыз, Амал и Бескунак – Пять благостных дней – пять дней зимы или старого года, гостившие у весны или у Нового года. Это 5,25 дня, подаренные Богом Солнца к 360 дням года.
Частые переводы текста с языка на язык, с одной транскрипции на другую и уничтожение значительной части книг Искандером Зулхарнайном (Александром Македонским) привели к искажению многих слов, а порой и содержания произведения. Народы объединялись для борьбы с общим противником. Небольшая, но важная деталь: понятно, что имя сакского полководца Спитамена, встретившего с боем Македонского у пролива Карабугаз в 329 году до н.э., дано в честь рода Заратустры Спитама.
А. Шапошников своим заключением "Миф о Первочеловеке Ман – сыне Земли и Неба" – известен лишь иранцам и германцам, но только у саков-скифов сформирован общеиндоевропейский образ Первочеловека, подтверждает, что Ман жил в Туранских просторах, на нашей земле. Такого же мнения и Мэрл Бойс. Так неоспоримые данные нас убеждают, что богоподобный Воху-Ман в "Авесте" и есть Адам Ата – Ман Ата на горе Ман Ата.
Чтобы не было сомнения, разберем титул Воху, приставленный к имени Ман. Это инописание слова "бақ" (счастье) на современном казахском, тюркском и некоторых индоевропейских языках. И во времена Заратустры имя Воху-Ман понимали как Бақ-Ман, Бағ-Ман, Человек-Счастье или Человек, дарующий счастье. Вышеназванные российские авторы утверждают, что русское слово "бог" происходит от слова "вох" - "воху".
Сегодня во многих зарубежных странах увидели свет литературно-художественные, фантастические произведения о божественном человеке Ман, в некоторых произведениях это сверхчеловек, супермен (Супер Ман).
В казахской литературе образы Мана и Заратустры, их окружение и жизнедеятельность довольно реально описаны в романе "Шепот ангела" Мир Шаира.
Мы не раз бывали в местах обитания, пещерах и полостях скал древних людей на мысе Актау, в горах Ман Ата и Огланды, Усак и Ман Ащи, Жыгылган и Шаир и убеждены, что находимся на правильном пути, ибо наше сознание насыщено не только фактами, но и атмосферой времен жизни Ман Ата и древнейших наших предков.
Мы, привлекая опытных специалистов, своими возможностями, силами инициативных граждан и компаний намерены возвести у строящейся автомобильной трассы Бейнеу – Актау, вблизи горы Ман Ата, где вечный покой нашел Первочеловек Адам Ата – Ман Ата, памятник с достоверной информацией и экспозицией. Пусть нас в этом добром деле поддержат наши великие предки Ер Косай и Бекет Ата. Считаем, что это наш великий долг перед человечеством и историей. Надеемся, что наши начинания найдут поддержку и у авторитетных международных организаций, ЮНЕСКО, ибо это начало большой, длительной работы по дальнейшему изучению и популяризации великой истории Отечества.
История Адам ата – Ман ата, его вклад в мировую цивилизацию – общее достояние всех народов на земле.
Мырзагали ИНИРБАЕВ – Мир ШАИР, поэт и писатель, идеолог, лауреат Международной премии "Алаш", Жанабай СУИНДИКОВ,председатель регионального Совета Палаты предпринимателей Мангистауской области, Ибрагим ЖАКСЫМБЕТОВ,директор ТОО "Байтерек и К", Нуржан ДЖУМАГУЛОВ, отличник разведки недр Казахстана.
19 мая 2014
|