Интеллигенция Казахстана: когорта борцов или ископаемый реликт? - С.Ажигали 09:25 09.06.2014
Время конформистов
Почему человек, не желая поступаться принципами, шел на костер? Почему он, пренебрегая личным покоем и благополучием, терзался бедами других, пытаясь пробудить в согражданах совесть? Ген интеллигентности завещан нам "Алаш Ордой", и что же мы - как им распорядились? Или ветры злых эпох загасили огонек совестливости, и сердца наши подчинились железной руке прагматизма? Сегодня мы ищем ответы на эти вопросы вместе с этнологом, доктором исторических наук Сериком Ажигали, одним из ведущих специалистов по проблемам номадизма и памятников степной Евразии.
А флюгер может быть компасом?
- Почему авторитет нашей интеллигенции так резко упал?- переспрашивает он. -Произошло это в последние 15-20 лет и, конечно, по многим причинам. Еще в 1990-е ее значимость была достаточно высокой, но затем ее место в обществе стало стремительно суживаться. Сказалось утверждение в стране рыночных отношений.Приоритет материальных интересов стал оттеснять значимость духовных ценностей, интеллектуального труда и т.д. Гуманитарная, интеллектуальная составляющая общественной жизни отошла на второй план. Тяжелое материальное положение вызвало необходимость приоритетного развития экономики, в то время как развитие культуры, духовности стало второстепенным, не главным. Упал престиж творческих профессий и науки, откуда, собственно, и шло воспроизводство интеллектуалов. Умственный труд, компетентность высокообразованных людей оказались невостребованными; деятельность ученых, людей творчества потеряла свой былой приоритет. Причем это было вызвано не только объективными обстоятельствами и трудностями тяжелого переходного периода, но и субъективными причинами. Показательно в этом плане, что в стратегической программе "Казахстан-2030", которая вышла в 1997-м, ничего не было сказано о развитии культуры в стране. Характерным было также отношение власти и к науке, которая в течение целого ряда лет прошла через многочисленные мытарства; к ней стали относиться по-рыночному, как к сугубо производственной, прикладной сфере, требуя от нее скорой отдачи. В тяжелом положении оказалось все, что связано с искусством и творчеством.
Здесь, конечно, нельзя не сказать и об общем падении культуры - это, видимо, мировая тенденция, по крайней мере, для стран нашего уровня. Я имею в виду резкое усиление потребительской направленности жизни в ущерб духовным запросам. Несомненно, это сказывается на уровне и востребованности творческого труда, интеллигенции как таковой, этого столь необходимого катализатора культуры.
Падение роли интеллигенции усилилось в первой половине "нулевых" годов, когда в руководстве на разных уровнях уже утвердились люди сугубо прагматических взглядов, "менеджеры" и технологи. Произошло как бы воплощение в действительность установки "бытие определяет сознание". "Романтики", интеллектуалы и, разумеется, интеллигенты были либо оттеснены на обочину социума, либо вынуждены были менять свои установки, жизненные позициии подстраиваться под новые правила игры (вспомните спор Никиты Михалкова и Виктора Ерофеева о роли "наглых" и "скромных" в общественной жизни). Теперь во главу угла и творческой деятельности были поставлены, прежде всего, экономические параметры, материальный интерес и выгода. Самое главное, что в обществе стал господствовать формальный подход, в том числе в научной и культурной сферах. Первостепенным стало не высокое качество продукции, а своевременное выполнение заказа, договора, гранта и т.п. И здесь, конечно, негативную роль сыграла сама интеллигенция, которая в основной своей массе, как мне думается, отказалась от высокого творчества или хотя бы достойного профессионального уровня и пошла по пути соглашательства. Несомненно, творческие люди оказались в сложной ситуации: надо было выживать и в то же время в этой суете более или менее соответствовать своему статусу. Многие в данной ситуации поступились своими принципами, подчинились общему течению (хотя ситуация не была, на мой взгляд, столь уж катастрофической), приняли новые условия игры, снизили качество работы. Так у нас появились из рук вон плохие учебники, неудачные памятники, грубые архитектурные решения и т.п. Формализм фактически победил творчество. Естественно, упал и авторитет интеллигенции.
"Каменная баба": символ мудрости или бездумья?
Падению уровня и авторитета интеллигенции, на мой взгляд, способствовало и отсутствие не только материальных, но и моральных стимулов к развитию интеллектуальной деятельности. Объективное поощрение со стороны государства без мощной подковерной работы, без "прогибания" и т.п. стало весьма затруднительным. Такие стимулы всегда являлись существенным фактором в деятельности креативной части интеллигенции. А теперь, по большому счету, стало непонятно, для чего работать. Далеко не все представители творческой сферы пожелали "работать в стол", к тому же для выживания не надо было делать новые открытия, создавать выдающиеся произведения. Это тоже повлекло за собой негатив.
Государству в современных условиях проще заимствовать зарубежные достижения и технологии, а в поддержке отечественной интеллигенции оно как-то не очень заинтересовано и поддерживает только ту ее часть, которая, в свою очередь, поддерживает государство. В среде интеллигенции обычными стали подхалимство, заискивание с властью, не всегда оправданное хождение во власть. Появилось множество докторов наук, лауреатов, заслуженных деятелей и т.д., уровень которых не соответствует этим высоким званиям.Несколько лет назад даже сложилась парадоксальная ситуация с вручением Государственных премий в области культуры. Их некому было вручать (видимо, не оказалось достойных), и пришлось посмертно премировать деятелей недавнего прошлого.
Характерной чертой нового времени стал уход целого ряда представителей интеллигенции, в том числе творческой, во власть, что можно оценить двояко. Понятно, что мало кто сможет, как они, представлять профессиональные интересы в государственных органах. Вместе с тем, большинство их затерялось в коридорах власти - они и там особой пользы не принесли, и на ниве творческой или научной деятельности. При этом соглашательская позиция многих представителей интеллигенции способствовала падению ее авторитета в глазах простого народа, испытывающего серьезные экономические трудности. Тем более что простой люд едва ли будет вникать во все эти тонкости. Тут многое воспринимается с точки зрения компетенции человека. Для обывателя, к примеру, "каменная баба" на степном кургане - истукан, не более того. Но с точки зрения специалиста это хранитель вечности, хранитель космических законов и ритмов.
Обуздает ли ген совести наши инстинкты?
- Все вышеизложенное - закономерный процесс в современных условиях, или же это связано с особенностями именно нашей национальной интеллигенции?
- В целом, я думаю, это общий процесс в наше время. Мир становится все более технологичным и прагматичным. На первый план выходят не сугубо интеллектуальные ценности, а достижения, способные приносить прибыль. Хотя творческий труд, рассчитанный на широкое потребление, остается значимым и актуальным.
Что касается каких-то национальных особенностей, то они, несомненно, имеют место. Например, российской интеллигенции издавна присущи какие-то свои черты (некое мессианство, выраженная оппозиция власти на определенном этапе и т.д.). А для казахской интеллигенции характерна ориентация на сугубо национальные интересы, что в период современного государственного строительства, в принципе, оправданно. Вместе с тем, здесь есть и негативные явления. К примеру, нередко наблюдается приоритет узкоместнических интересов на уровне жузовой или родовой принадлежности при решении тех иных вопросов, особенно кадровых. Но и у нас, и в России значительная часть интеллигенции сегодня занимает соглашательскую позицию. Так, многие представители творческого цеха в РФ поддержали аннексию Крыма, хотя в недавнем прошлом сложно было представить что-то подобное. Примеров конформизма казахстанской интеллигенции тоже немало: при ее молчаливом согласии была фактически упразднена Национальная академия наук, и в то же время осуществлялась практика формального продвижения представителей чиновничества по научной линии, с присвоением степеней и т.п.
- Прислушивается ли власть к интеллигенции, или же власть ее просто использует в своих интересах?
- Думаю, власть порой все же прислушивается к мнению интеллигенции и,может быть, старается учитывать взгляды образованной прослойки граждан, но, в основном, принимается во внимание мнение определенного, достаточно узкого, круга людей, приближенных к власти (среди них есть и ученые, и писатели), позиции которых, конечно, не идут вразрез с общей политикой и нередко окрашены личными или групповыми интересами. Какого-то консолидированного, общего мнения у казахстанской интеллигенции по важным проблемам развития культуры и общества сейчас нет, она разобщена, утратила свою роль и по большей части переродилась (вынуждена была переродиться) в конформистскую прослойку. Конечно, альтернативное, самостоятельное мнение отдельных ее представителей, не лежащее в фарватере устоявшейся политики, вызывает интерес и в обществе, и у власти. И последняя не может не учитывать, хотя бы отчасти, эти системно изложенные взгляды. Но мне все же думается, что власть при оценке ситуации в обществе и принятии каких-то решений больше опирается на своих политтехнологов и аппаратчиков, поскольку в основе своей творческая интеллигенция, да и все общество в целом у нас до предела пассивны. А наше телевидение и печатные СМИ? Что-то не видны там протуберанцы гражданской активности.
Значительную часть творческой интеллигенции властные структуры, конечно, используют в своих интересах. Я уже говорил о хождении многих представителей интеллигенции во власть. Наряду с работой в госорганах, они постоянно участвуют в различных акциях и мероприятиях. У нас вообще принято для "освящения" инициатив общегосударственного характера приглашать известных деятелей науки и культуры. Причем, надо сказать, фигурирует, в общем-то, один и тот же круг громких имен.
В крови горит огонь желанья?
- Влияет ли интеллигенция хоть как-то на настроения в обществе?
- В определенной степени, да. Голоса вопиющих в пустыне еще раздаются. У нас все же остались отдельные представители интеллигенции, имеющие достаточно смелую гражданскую позицию, переживающие за настоящее и будущее Казахстана, чутко реагирующие на вызовы времени, пытающиеся критически осмыслить тенденции развития нашего общества, страны. Но, к сожалению, сам социум обескураживающе пассивен.
Нет, я, конечно, далек от мысли, что все у нас погружено в беспросветные сумерки.Проблески достижений и успехов я вижу в нашем кино и театре, теплится жизнь в казахскоязычной литературе. А вот в шоу-бизнесе - засилье развлекухи и безвкусицы. Архитектура стала сугубо функциональной, эклектичной и безликой. Наука утратила свою общекультурную значимость как одна из высших форм творческой деятельности, предельно низким стал уровень научных исследований. То есть представителям творческого цеха мало что есть предъявить нового обществу, культура во многом развивается по штампу, утрачивая свои самобытные черты. И повторю то, что обескураживает донельзя: сама интеллигенция не проявляет особой активности, не ищет диалога с обществом и временем. Даже на телевидении, самом действенном инструменте воздействия на массы, властители дум крайне редкие гости. О каком их влиянии на общество тут можно говорить?
- В какой степени государство должно участвовать в культурной жизни, какие ее сферы оно должно поддерживать, а какие отдать на откуп рынку? Что для него первостепенно: библиотеки, музеи, театры, кино, ваяние?
- Здесь, на мой взгляд, ответ должен быть однозначным. Государство просто обязано всемерно поддерживать культуру, поскольку, хотим мы того или нет, это сфера идеологии, воспитания нового поколения, создания имиджа и престижа страны. Тут есть ряд тонкостей. К примеру, такая достаточно важная сфера просветительской деятельности, как библиотечное дело, без государственной поддержки, конечно, не выживет, и ее упадок скажется на уровне культуры всего населения. Так что поддержка культуры - одна из основных задач государства. Но поддерживать надо не избирательно, как у нас зачастую бывает, поддерживать не наиболее примелькавшихся, избранных деятелей и стоящие за ними учреждения и структуры, а поддерживать в целом, системно, все отрасли культуры. Хотя это отнюдь не исключает и большой роли спонсорства и меценатства. Очень жаль, что упразднили республиканскую премию "Тарлан", которая была весьма престижной для творческого сообщества, выполняя важную роль в моральном стимулировании деятелей науки и культуры.
Вопросы задавал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ 5.06.2014
|