Стилистика туркменистанской репрессивности, - ЦГИ "Берлек-Единство" 14:18 25.06.2014
На заре Нового времени в Западной Европе ряд государств смогли преодолеть сопротивление региональных элит и сформировали крепкие, централизованные и регулярные государства. Эти государства, в которых вся полнота судебной, исполнительной, законодательной, а иногда и духовной власти была сосредоточена в руках монархов, получили название абсолютистских. Сам же монарх позиционировался как сакральная персона, которая никому на этом свете отчета давать не должен. Одним из стилистических воплощений абсолютизма выступил дворец Версаль. При его строительстве и парка, по задумке, важно было соблюдать строгую симметрию, использовать ровные линии и правильные формы. Строго симметрично рассаженные тисы в этом парке и правильной геометрической формы пруды должны были ассоциироваться с порядком и законностью государстве.
С тех пор прошло более трехсот лет, а у этой стилистики по-прежнему есть свои почитатели. Один из них Президент Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов. Только государственное конструирование туркменистанской регулярности проходит в свойственной этой стране репрессивной манере. Ради этой регулярности Аркадаг велел снести жилые дома в центре Ашхабада и возвести на их месте мраморные дворцы. В центре Ашхабада все выглядит монументально и пустынно. Даже бродячих кошек и собак там не встретишь – их нещадно травят специальные службы. Немногочисленные деревья и кустарники, – единственное спасение туркменистанцев от знойного солнца, также беззастенчиво вырубаются. А недавно случился еще более вопиющий казус. 20 июня 2014 г. в микрорайоне "Парахат – 7" Ашхабада чиновники потребовали, чтобы жильцы многоэтажных домов демонтировали кондиционеры, которые, как было заявлено, "портят внешний вид зданий". По мнению чиновников, по этой причине граждане не должны пользоваться кондиционерами в 45 градусную жару.
Гнев граждан ни чиновники, ни военные сдержать не смогли и оставили граждан в покое и относительной прохладе. Надолго ли? В государстве, в котором эстетические предпочтения сомнительного свойства и глубины одного человека ставятся выше здоровья и комфорта тысяч и даже миллионов людей, вряд ли кому-либо гарантирована спокойная жизнь. Примитивная, анахроничная эстетика насаждается Г. Бердымухамедовым с упорством достойным лучшего применения. Впрочем, тем самым он не просто дает понять, кто в доме хозяин. Аркадаг просто в упор не замечает никого кроме себя, и как Людовик XIV, заявляет: "государство – это Я". Наверно в эпоху Могущества и Счастья по-другому нельзя. Источник: ЦГИ "Берлек-Единство"
|