КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 30.06.2014
23:38  Израильские ключи от курдской независимости, - А.Непомнящий
23:27  К 6 и 5 годам заключения приговорены бывшие руководители УБОП ДВД Карагандинской области
22:58  Кыргызстан: откуда берутся "джихадисты"? - А.Казыбеков
22:44  Эндшпиль Москвы в Афганистане, - Ричард Вайц
22:31  Почему военное превосходство Америки ослабевает, - National Interest
21:38  Титаник современности - таджикское здравоохранение, - Г.Вазирова
15:50  Таджикистан: "Боинги" для "семейной авиакомпании", - В.Панкратов

15:46  В Алматы прошла Региональная Конференция по повышению экологической осведомленности в Центральной Азии
15:41  Мир устал от Афганистана, но желает ему добра, - Аркадий Дубнов
15:17  Туркменистан: амнистия как средство усиления разгула преступности, - А.Язлыков
14:36  Кыргызстанские западники и националисты будут политизировать тему Уркуна, - Д. Михайличенко
13:27  Иракские христиане воспринимают Путина как спасителя, - Daily Beast
13:23  Забытая война Таджикистана, - New York Times
12:15  Россия поддержала строительство гигантских Рогунской и Камбар-Атинской ГЭС, - М.Салимпур
12:12  Декларация.kg. Истина где-то рядом? - А.Кутуева, Д.Подольская
12:08  Рос-вице-премьер Рогозин предложил китайцам вместе отправиться на Марс
11:57  Никто не может сказать, будет ли принято решение о перекрытии воды для Узбекистана, - вице-премьер КР Маматалиев
11:14  Таджикский Рашт. Куда податься жителям сейсмологического центра?
11:12  Спикер Мажилиса К.Джакупов: За 23 года на казахском языке не разработали ни одного законопроекта
10:50  Дьявольский союз Америки. За что Вашингтон наказывает власти Ирака, - Н.Алексеева
10:48  Юань и рубль вместо доллара. Американцы со страхом гадают, чем закончится встреча Банка России и Народного банка Китая
10:24  Сотрудника таджикского консульства никто не избивал в Питере
10:07  В Кыргызстане должностные лица, которые не смогут разумно объяснить свое обогащение, понесут уголовно-правовую ответственность, – Конституционная палата
09:58  Россия пришла на выручку Багдаду. Иракские войска пытаются перейти в контрнаступление, - В.Скосырев
09:55  Джихадисты объявили о создании Исламского халифата в Ираке и Сирии. Первым халифом стал Абу Бакр аль-Багдади
09:28  Бишкекского епископа РПЦ Феодосия экстрадировали из Кыргызстана
09:19  Олигархический принципат. Как сломать аппарат либерастической "демократии", - М.Лунин
09:15  Для противостояния деятельности миссионеров в Уральске используют опыт… активистов сект, - "Литер"
09:11  Обама и Ирак. "Чужая война" 44-го президента США, - А.Гордеев
09:05  Новороссия - будущее России, - Александр Проханов
09:02  Топливные края. Стоит ли казахстанским автолюбителям затариваться бензином по самое не хочу? - Д.Ювачев
09:01  ЦРУ обвинили в невнимании к Ираку. Американская разведка не смогла предсказать наступления боевиков, - А.Гущина
08:55  Миролюбие поневоле. Порошенко скорее потеряет Киев, чем возьмет Донбасс, - А.Верхоянцев
08:45  Полит – диета, корруп – аппетит. Финпол Казахстана рулит, - С.Туник
08:40  Киргизская дилемма Евразийского союза, - Р.Фаляхов
08:37  Вышел в свет труд Тамилы Джани-Заде "Музыкальная культура русского Туркестана"
08:29  В Узбекистане выстраиваются огромные очереди за сахаром
08:19  Проблема "иностранных боевиков" в Ираке и Сирии, - "Milliyet"
08:01  Как ОДКБ будет экспортировать стабильность, - И.Лизан
07:58  В Китае по подозрению в коррупции снят с должности секретарь парткома мегаполиса Гуанчжоу Вань Цинлян
05:14  В Донецке погиб еще один российский журналист - оператор Первого канала Анатолий Клян
03:26  В Ташкенте перевернулась инкассаторская машина - купюры разлетелись по всей дороге (видео)
Воскресенье, 29.06.2014
14:29  Правозащитные организации обвиняют в национальной дискриминации американский Совет Управляющих вещанием и Радио Свобода
13:15  Ирак получил российские Су-30 для борьбы с экстремистами
10:44  Сирийских детей крадут, чтобы сделать из них камикадзе, - "La Stampa"
10:29  10 причин, по которым война между США и Китаем почти неизбежна, - М.Влахос
10:26  Пружина распрямилась: Ближний Восток выжимает из себя американцев, - А.Кузнецов
10:16  Компартия Казахстана: тризна или новое рождение? - С.Адилов
09:20  Как российские СМИ влияют на умонастроения казахстанцев? - Сауле Исабаева
08:38  Гран-при Московского международного кинофестиваля получил японский фильм "Мой мужчина"
00:10  Казахстан в лидерах среди стран по межнациональному согласию, - Б. Майлыбаев
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Вышел в свет труд Тамилы Джани-Заде "Музыкальная культура русского Туркестана"
08:37 30.06.2014

Первый музыковед колониального Туркестана

Фонд Марджани и Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И.Глинки выпустили книгу Тамилы Джани-Заде "Музыкальная культура русского Туркестана", посвященную Августу Эйхгорну – немецкому музыканту, который после службы в оркестре Большого театра завербовался в капельмейстеры военного оркестра в Ташкенте и прожил в Туркестане с 1870 по 1883 годы. Он дирижировал хором и оркестром, сочинял, музицировал с русскими военными и чиновниками и не стеснялся подрабатывать настройкой пианино. Приобщившись к богатой и разнообразной музыкальной культуре узбеков, сартов и киргиз-кайсаков, Август Эйхгорн стал первым европейцем, который описал – и даже записал - туркестанскую музыку в новых владениях российской короны.

В только что завоеванный русскими Туркестан немецкого музыканта Августа Эйхгорна занесло желание подзаработать – в новом русском краю платили то, что сейчас можно назвать "южными надбавками".
И уроженец Саксонии, шесть лет отыгравший на скрипке в оркестре Большого театра в Москве и баловавшийся композицией, завербовался в капельмейстеры военного оркестра в Ташкенте. С 1870 по 1883 гг. он прожил в жарком, пыльном, глинобитном и неудобном для европейца краю – дирижировал хором и оркестром, сочинял, музицировал с русскими военными и чиновниками и не стеснялся подрабатывать настройкой пианино. И приобщался к богатой и разнообразной музыкальной культуре узбеков, сартов и киргиз-кайсаков.
Бережливый до скаредности, раболепный перед вышестоящими, щедрый на нелицеприятные оценки в отношении других музыкантов и не очень порядочный в отношениях со слабым полом – Эйхгорн вряд ли годился в газетные герои своего времени. Но именно ему довелось стать первым европейцем, описавшим – и даже немного записавшим – туркестанскую музыку в новых владениях российской короны.
Кроме того, Эйхгорн собрал две коллекции среднеазиатских музыкальных инструментов – первая, из пятнадцати экспонатов, не вернулась со Всемирной выставки в Вене, а вторая, из тридцати семи, сохранилась – и до сих пор служит подспорьем в восстановлении подробностей музыкальной жизни Средней Азии.
Описание коллекции, музыкальных экспедиций Эйхгорна и его дневники, переведенные с немецкого, представлены в книге Тамилы Махмудовны Джани-Заде "Музыкальная культура русского Туркестана", недавно изданной Фондом Марджани и Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
В названии книги нет и намека на колонизаторское высокомерие – слово "русский" всего лишь описывает охват экспедиций Эйхгорна, которые не выходили за границы непосредственно царских владений и не затронули ни территорию Бухарского эмирата и Хивинского ханства, ни тогда еще независимые туркменские кочевья. Это ограничение совершенно не стесняет Джани-Заде, доцента московской Гнесинки, где она изучает музыку от Кореи и Ближнего Востока до Индии и Западной Европы.
Джани-Заде не только скрупулезно описывает жизнь Эйхгорна и окружавших его политиков, военных, ученых и местных жителей, живших в Туркестанском крае Российской империи. Ее исследование выходит далеко за рамки музыковедческого и подробно описывает культуру среднеазиатских кочевников и горожан, а также противостояние и постепенный синтез тюркских и иранских традиций.
Еще одно достоинство книги – иллюстрации. Это и фотографии или рисунки из коллекции Эйхгорна и его современников, заботливо собранные, отсканированные и восстановленные, и репродукции среднеазиатских и персидских миниатюр, на которых изображены описываемые инструменты, а также изображения этих инструментов на керамике и даже средневековых люстрах. К книге также приложен диск с записями казахских, киргизских и каракалпакских песен и дастанов, бухарско-еврейского чтения Торы, узбекских и таджикских макомов и азанов.
Но главная ценность книги: возможность погрузиться в ощущения и переживания европейца, гражданского лица, мало подготовленного к столкновению со среднеазиатскими реалиями. Вот как он, к примеру, характеризует трубный глас карная:
"Военная труба жителей Средней Азии (древнеегипетского происхождения). Настоящая библейская труба, изобретение которой приписывают Моисею, несмотря на то, что она гораздо раньше была известна в Египте. По выходе из Египта, Моисей пользовался ею как сигнальной трубой во время странствования по пустыне; с течением времени она вошла в употребление в храме и при торжественных случаях, во время военных походов и проч."
Впервые Эйхгорн столкнулся с туркестанской музыкой на мусульманском празднике в Занги-Ате, пригороде Ташкента, куда были приглашены русские чины и сам губернатор Кауфман. Эйхгорн сразу же был озадачен структурной сложностью этой музыки и слаженностью ее исполнения:
"Музыканты сидели в два ряда, крест-накрест поджав под себя ноги. Около литавр имелись очаги с горячими углями, на которых во время исполнения подогревались ударные инструменты, очевидно, для сохранения нужного строя. Кругом сидели тысячи людей, все поджав под себя ноги – это был сопровождающий танцы хор. Он бил в ладони, давая этим ритм танцу то быстро, то медленно, переходя иногда по знаку танцоров в непонятный мне тактовый размер. Все исполнялось очень согласованно, с точностью хорошо разученной симфонии. Неожиданно обрываясь, один ритм переходил в другой, более быстрый; хор вовремя его подхватывал и точно бил в ладоши в новом темпе, ни одного удара не было сделано не в такт.
Как я ни старался всеми силами уяснить себе строение их ритма и такта, мне это не удавалось. Нашей современной европейской музыке такое строение совершенно не свойственно, то, что я слышал, мне казалось хаосом, но могущим быть введенным в рамки строгих правил и определенной системы. Я стоял перед загадкой, которая должна была иметь свое решение, а все же разгадать ее я не мог. Все музыкальное сопровождение этого "па де труа" состояло из ударов и скольжения пальцев по тамбурину; своеобразные же и равномерные удары в литавры, очевидно, определяли темп.
В гармонично звучащий аккорд ударных инструментов врывался скрипящий и скрежещущий звук гобоя, воспроизводящего невозможную мелодию, не укладывающуюся в определенные установленные правила. И, вдобавок к этому, все время раздавалось безостановочное хлопанье в ладоши. Изменения темпа во время танца то неожиданно принимали иногда дикий, буйный и бешеный характер, то вдруг становились меланхоличными, напоминающими сопровождение хороводной пляски".
А в описании азана он находит вполне себе романтически окрашенную эмоцию:
"Ежедневное приглашение правоверных к молитве (намазу), называемое "азан", записано мною в Джалалабаде после многократного его прослушивания во время возглашения с минарета мечети Хазрат Аюба (Святого Иова). Впервые я здесь услышал излюбленные в так называемой тюркской музыке увеличенные секунды (f – gis), которых, кроме этого места, я нигде в Туркестане не встречал. Последние фразы этого напева создавали возвышенную и поразительную картину бесконечности – вечного возврата восхода и захода солнца".
Полнейшей противоположностью религиозной музыки оказался институт танцующих мальчиков-бачей, отношение к которым местных мужчин можно сравнить с отношением современников Шекспира или средневековых японцев к театральным актерам – или даже к современным кино- и рок-звездам:
"Бача – мальчик-танцор, является центральной фигурой всех веселых сборищ. Он полон огня и своим выступлением наэлекризовывает слушателей и зрителей. Элегантный танцор, певец и импровизатор – он часто выступает переодетым в женское платье. Он – благоухающий цветок всех праздников в Средней Азии. Как муза, он олицетворяет собой природу и грацию женственности, ибо женщинам (за исключением "особых" девушек), по местным обычаям, запрещено принимать участие в вокальных и танцевальных представлениях, общественных увеселениях, семейных торжествах и т.д., называемых "тамаша" и "базм".
Эйхгорн (в дневнике своем свободно пишущий о связях с дамами легкого поведения и жалующийся на симптомы сифилиса) не дает моральных оценок, а прилежно пытается записать мелодии и оркестровки песенок бачей.
Эйхгорн не знал об арабских, иранских и тюркоязычных музыковедческих трактатах, в которых нотация производилась при помощи букв арабского алфавита. Но он быстро уяснил разницу между двумя магистральными традициями Средней Азии – народной музыкой тюрков и изощренной композиционной и импровизационной системой оседлых народов, которых он (как и все русские и европейские наблюдатели того времени) называл "сартами".
Он не был знаком с ладовой системой макомов, потому что бухарские и хивинские макомисты не встретились ему в русских владениях, но сделал несколько точных выводов по поводу "академичности" исполнения "сартской" музыки:
"Сарты развивают в своей инструментальной музыке точную систему разделения тонов на целые тоны, полутоны и интервалы ¾, 1/8 и 1/16 тона. Такое дробление тона достигается скольжением пальцев по струне вперед и назад около основного тона. Таким образом, каждому из этих основных тонов соответствуют определенные соседние с ними тоны сверху и снизу. При первом знакомстве с этой музыкой предполагаешь, что здесь действует простая привычка или стремление к увеличению выразительности мелодии, как результат непроизвольного чувства. Но когда слушаешь неоднократно одну и туже мелодию, как в вокальном, таки и в инструментальном исполнении, в особенности же в унисонном исполнении несколькими исполнителями, - то приходишь к убеждению, что здесь действуют чуждые и неизвестные нам правила строго определенной системы деления интервалов".

Таджикский Шашмаком ("шесть макомов")
На фоне этих чуждых правил была музыка "народная", менее сложная и гораздо более доступная для европейского слуха:
"Но у сартов есть и другая манера пения, сильно разнящаяся от первой и имеющая больше оснований называться "пением". Мелодии, исполняемые в этой второй манере пения, в большинстве случаев удобно укладываются в нашу систему тонов и полутонов, без соседних и промежуточных звуков. Они гораздо более четкие по ритму. Они свободны от протянутых срывающихся звуков и прочих некрасивых для нашего слуха особенностей исполнения. Словом, эти песни более приемлемы для нашего уха, более близки нашим вкусам, и, пожалуй, даже в значительной степени близко отвечают нашим требованиям "красивой и приятной звучности".
И тут Эйхгорн приходит к выводу, чуждому всякого снобизма и европоцентризма:
"Откуда же возникает разница между двумя манерами исполнения сартов? Совершенно очевидно, что она вызвана причинами национального и исторического значения. Соотношение между двумя этими способами пения такое же, как соотношение между простой народной песней и вагнеровским драматическим вокальным стилем его "музыки будущего".

Во время службы в Ташкенте Эйхгорн повысил профессиональный уровень местных оркестров, свел знакомство с верхушкой колониальных чиновников (многие из которых тоже были немцами) и даже написал несколько пьес с названиями вроде "Полька Ташкентка", вальс "В Туркестанской широкой степи" или "Лунная ночь на Самаркандских развалинах".
Но его тянуло обратно – и, подкопив деньжонок, он возвращается на европейский север, в Петербург, и в Германию, где следы его теряются. За ним последовали поколения более внимательных и вдумчивых музыковедов, но пальму первенства в описании туркестанской музыки они дружно отдают ему.
Мансур Мировалев
27.06.2014

Источник - Фергана.ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1404103020
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы обсудят отчеты Правительства и Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета за 2020 год
- Н.Нигматулин подписал Распоряжение о созыве совместного заседания палат Парламента РК
- А. Смаилов провел заседание Рабочей группы по вопросам развития креативного сектора экономики
- Краткосрочный экономический индикатор в январе-мае 2021г. составил 102%
- Постановление ЦИК от 14 июня 2021 года №3/405
- Чиновники Степногорска проигнорировали митинг, который проходил у них под окнами
- Казахстанская вакцина против коронавируса: ожидания и реальность
- О жилищной ипотечной программе "7-20-25" и ипотечном продукте "Баспана хит"
- Цены на картофель начали снижаться – МСХ РК
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх