В Ираке пропало 40 килограммов урана. Самопровозглашенный халифат напугал Саудовскую Аравию, - В.Скосырев 10:38 11.07.2014
Шииты-добровольцы вступают в ряды Иракской армии. Мятежники захватили 40 кг урана в лабораториях Мосула. Багдад известил об этом ООН. По словам иракского посла во всемирной организации, экстремисты могут применить захваченное вещество в террористических целях. В руки организации, называющей себя "Исламским государством", попал и склад с химическими ракетами. По данным американских экспертов, боеприпасы после долгого хранения пришли в негодность. Тем не менее остатки отравляющих веществ могут быть опасными. Тем более что правительство оказалось не в состоянии не только вернуть потерянные территории, но и пресечь распри между группировками шиитов, на которые оно опирается.
Ирак обратился в ООН с просьбой помочь пресечь использование террористами ядерных материалов, захваченных в Мосуле.
Как говорится в письме иракского посла при ООН Мохаммеда Али аль-Хакима, в лабораториях университета Мосула хранилось почти 40 кг урана. Он нужен был для научных исследований.
"Террористические группы установили контроль над ядерными материалами в районах, где государство не контролирует ситуацию. Эти материалы могут быть использованы для производства средств массового уничтожения", – пишет аль-Хаким.
По его словам, даже такого небольшого количества материалов достаточно экстремистам для того, чтобы, обладая необходимыми знаниями, применить их в террористических актах. Они могут применяться и в комбинации с другими веществами. Кроме того, опасный металл может быть завезен контрабандным путем и в другие страны. Как передает агентство Reuters, источник в правительстве США сказал, что похищенные материалы – это, очевидно, необогащенный уран, и из него будет трудно изготовить оружие.
Как выясняется, в руки боевиков попали не только радиоактивные вещества, но и завод по производству химического оружия, который, правда, давно бездействует. ООН сообщила, что организация "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), ныне именующая себя просто "Исламским государством", оккупировала район к северо-западу от Багдада, где находится химическое предприятие Мутханна. Багдад заявил, что из-за этого он не сможет выполнить обязательства по уничтожению химического оружия.
В Мутханне хранятся 2500 вышедших из строя ракет, боеголовки которых десятилетия назад были заполнены смертельным газом зарин и другими подобными ингредиентами. Аль-Хаким в письме в ООН рассказал, что боевики 11 июня разоружили охрану предприятия и похитили часть оборудования. Оно находилось в бункерах № 13 и № 41. В бункере № 13 лежали 122-мм ракеты, заполненные зарином до 1991 года. В бункере № 41 хранилось около 180 т токсичного материала, из которого производится отравляющее вещество табун.
ООН сообщила, что завод подвергся бомбардировке во время войны в Заливе в 1991 году. Ракеты получили повреждения, качество зарина деградировало. А контейнеры с табуном подверглись процессу деконтаминации. Тем не менее остатки цианида "все еще представляют опасность".
Объект в Мутханне был главным предприятием Ирака, где производились компоненты химического оружия. После войны в Заливе инспекторы ООН организовали уничтожение накопленных токсинов, оборудования и цехов. Перед американским вторжением в Ирак они уехали из страны. После американо-английской оккупации, которая проводилась под тем предлогом, что режим Саддама Хусейна обладает средствами массового уничтожения, США послали на объект своих специалистов. Но никаких следов химоружия найдено не было.
Сведения с ядерных и химических объектов поступают в тот момент, когда в Багдаде не утихает подковерная борьба вокруг формирования нового правительства, а между военизированными группировками шиитов, на которых опирается премьер-министр Нури аль-Малики, усиливаются распри.
Корреспондент New York Times, побывавший в городе Самарра, где находится одна из шиитских святынь, передал, что город контролируется ополчениями шиитов, фактически не подчиняющимися центральной власти.
А в районе по соседству с другим святым городом шиитов – Карбала – дело дошло даже до вооруженных столкновений между силами безопасности и сторонниками местного шиитского проповедника, который связан с радикальным лидером общины Муктадой ас-Садром. Диссиденты среди шиитов нападали на полицейские участки. Правительство бросило против них вертолеты. Были убитые и раненые. Эксперты предупреждают, что стычки между волонтерскими формированиями шиитов, вероятно, будут усиливаться.
На этом трагическом фоне обращают на себя внимание перемены в позиции Саудовской Аравии. Багдад обвиняет ее в поддержке суннитских экстремистов. Однако, как передает газета Wall Street Journal, Эр-Рияд "в частном порядке" призвал дружественные суннитские племена повернуть оружие против боевиков из самопровозглашенного халифата (ИГИЛ). Саудиты обнаружили, что имеет смысл взаимодействовать против радикалов даже с Ираном.
Чем же объяснить этот поворот? В беседе с "НГ" эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке Ирина Мохова отметила, что "сохранение стабильности монархии и респектабельности в глазах мирового сообщества – главная задача королевства. Саудовская Аравия всячески открещивается от обвинений в поддержке финансирования ИГИЛ, в первую очередь чтобы избежать укореняющегося в СМИ и мировом общественном мнении тождества: Саудовская Аравия – спонсор терроризма".
Абу Бакр аль-Багдади, объявив себя "халифом", фактически бросил вызов саудовскому королю – Служителю Двух Благородных Святынь. Риторика нового "халифа", призывы ко всем мусульманам принести ему клятву верности ставят под вопрос легитимность саудовского монарха. А если на призыв Аль-Багдади откликнутся неокрепшие молодые саудовские умы? Это действительно угроза. Поэтому саудовской правящей элите попросту невыгодно быть спонсором силы, которая в случае своей победы замахнется на режим.
"С другой стороны, это вовсе не означает, что ИГИЛ не оказывают поддержку частные фонды и богатые саудовские спонсоры, разделяющие идеологию и цели иракских джихадистов. Так что сотрудничество с Ираном по противодействию ИГИЛ вполне возможно. Иракские джихадисты – общая угроза для интересов Саудовской Аравии и Ирана", – заключила эксперт.
Владимир Скосырев
|