Дым Отечества. Проблема оралманов как зеркало казахского суверенитета, - САМ 08:50 28.07.2014
На клик "оралман" Интернет обрушивает массу информации. Статьи, справки, разъяснения, официальные сообщения. Они звучат или как заклинания, или как донесение начальству, или как агитка в годы ликбеза: "Более миллиона оралманов вернулись в Казахстан"… "Возвращение оралманов - восстановление исторической справедливости"… "Интеграция оралманов"… "Как получить статус оралмана?"... "Какую помощь от государства может получить оралман?"...
НУЖНЫ ЛИ ОНИ КАЗАХСТАНУ? Но тут же и слоганы, внушающие тревогу: "Оралманов возмутила отмена льгот"… "Квота на иммиграцию оралманов приостановлена"… "Почему им так трудно адаптироваться в местных условиях?"… "Сможет ли оралман обеспечить будущее своих детей?"… А следом из-за туч выглядывает солнце: "Условия переселения оралманов упростят"… "Оралманам дается право выбора региона вселения"… "Новую программу по переселению оралманов разрабатывает МВД Казахстана"… Вообще, здесь встречаются потрясающие перлы бюрократизма: "Оралманы подают заявление на получение жилья, будучи в статусе репатрианта. Но они не могут 10-15 лет ходить, не получая гражданство Казахстана. Однако, получив гражданство, они сразу теряют статус оралмана и тут же исключаются из списка на жилье". О, какое тут может быть раздольное поле для крючкотворства, подтасовок, распилов. Но не будем о грустном, и хотя поводов для гимнопения нет, все же основание для оптимизма, причем очень веское, появилось. В Таразе в госуниверситете им. Дулати прошел "круглый стол", посвященный вопросам миграции, оралманов и наших связей с казахской диаспорой. Что крайне важно, в мероприятии приняли участие премьер-министр РК Карим Масимов и министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. Мы беседуем с участниками обсуждения - заместителем председателя Всемирной ассоциации казахов, известным писателем, главным редактором журнала "Алтын бесик" Султанали Балгабаевым и мигрантом 1990-х годов бизнесменом Толеубаем Нигарбайулы. - Пять миллионов казахов живут в зарубежье, - говорит Султанали Балгабаев. - В основном в Китае, Монголии, России, Узбекистане, Кыргызстане и Туркмении. Разумеется, их судьба нам не безразлична, равно как и любому народу небезразлична судьба тех, кто проживает в диаспоре и хотел бы вернуться на историческую родину. В России, к примеру, принят закон о соотечественниках, утверждены специальные программы, на проведение которых выделяются огромные средства. Так что проведение "круглого стола", о котором идет речь, было крайне необходимо. Как бы ни были важны проблемы оралманов, но довольно значительная часть казахов проживает и будет проживать за рубежами нашей родины, и вот о них-то мы тоже не должны забывать. Мы должны им помогать. Как? А так, как помогает Россия русским, проживающим вне России; как помогает Израиль евреям, проживающим не на Земле Обетованной. Как это делают в Польше, в Германии. - И все-таки проблемы оралманов безотлагательны. Они уже здесь, среди нас. А в решении проблем, связанных с ними, много неясностей… - Оба блока вопросов, касающихся и оралманов, и диаспор, постоянно в центре внимания Всемирной ассоциации казахов - с первых же дней независимости, с первого же Всемирного курултая казахов, прошедшего в 1992 году.
УДАРИМ "КРУГЛЫМ СТОЛОМ" ПО БЕЗДОРОЖЬЮ - О чем конкретно шла речь на "круглом столе" с участием премьер-министра и министра труда и соцзащиты? - Речь шла и впрямь о конкретных вещах, - вступает в разговор Толеубай Нигарбайулы. - Первое: у нас между Алматы, Усть-Каменогорском и Баян-Ульгийским аймаком, а это место компактного проживания казахов в Монголии, с 1992 года курсировал пассажирский самолет, но в 2011-м авиарейс отменили. Самолеты, которые летали из Казахстана в Монголию, а это АН-24, АН-30, вконец обветшали, монгольская сторона запретила их использовать. В мае нынешнего года был подписан новый межправительственный договор о возобновлении авиаперевозок. Казахстанской стороне осталось назначить авиакомпанию, которая возьмет на себя это дело. Но данный вопрос пока не решен, на чем мы и заострили внимание.
- Второй вопрос, озвученный мною, касается уже не воздушных, а наземных путей связи оралманов и нашей диаспоры в Монголии с Казахстаном. Есть две дороги: одна - короткая, всего 64 километра через Рахмановские ключи, там в течение 60-70 лет шел прогон скота, но сейчас этому участку земли дан "вечный покой", дорога закрыта наглухо. И есть трасса через Россию, она в тысячу километров, но там тоже возникают определенные сложности, поскольку приходится дважды пересекать границу, а для этого требуется российская виза. Вопрос поднимался несколько раз, доходил до президента, но, видимо, российская сторона не поддержала. - Так ведь сейчас ситуация изменилась, есть Таможенный союз, который так или иначе должен быть заинтересован в решении этой проблемы? - Совершенно верно! И мы инициировали рассмотрение этой проблемы… - А теперь от дорог небесных и земных давайте вернемся к "круглому столу", - снова вступает в разговор Султанали Балгабаев, - и особо отметим усилия министра труда и соцзащиты населения Тамары Дуйсеновой, которая организовала проведение этого крайне важного и своевременного мероприятия, собрав на него представителей оралманов изо всех областей Казахстана, а также представителей казахской диаспоры из Узбекистана, Монголии, Китая. В связи с этим речь пошла о государственной программе поддержки наших соотечественников за рубежом. Она была принята в 1995 году, в ее осуществлении были задействованы все ключевые министерства. Потом к ее рассмотрению возвращались еще дважды. - Но срок действия изначальной программы закончился? - Да, а потому ее концепцию необходимо обновить в связи с Посланиями Президента, в связи со стратегией "Казахстан-2050" и с теми коррективами, которые вносит само время. Пускать это дело на самотек нельзя. Причем речь идет не только об экономике, но и о культуре, проблемах образования, языка. И потом, наши соотечественники должны иметь возможность приезжать к нам не только на постоянное место жительства, но и на временное пребывание в Казахстане. Все это должны учитывать и МИД, и МВД. Мы же не можем поставить вопрос, чтобы к нам вернулись все пять миллионов казахов из зарубежья! Это будет просто непосильно для нашей страны, да и сами наши соотечественники за рубежом едва ли захотят этого.
БОГАТСТВО ИЛИ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ? - Эти пять миллионов - наша головная боль и постоянный повод для беспокойства? - Эти пять миллионов - огромное богатство и бесценный наш потенциал. Другое дело - наше, мягко говоря, неумение сконцентрировать внимание на решении неотложных проблем, попытка решать их на авось и абы как. Усилия наших ведомств в отношении этих пяти миллионов не скоординированы. Но не все так безнадежно. В прошлом году заместитель руководителя администрации президента РК Баглан Майлыбаев провел совещание, посвященное как раз вот этой проблеме координации нашей разнообразной работы с диаспорой. Присутствовало начальство самого высокого ранга, я имею в виду министров и их замов, оно убедило меня, - Но если вы говорите о слабой координации, то надо создать, очевидно, какой-то координационный совет? - У нас был Совет по соотечественникам при правительстве, но он то ли растворился, то ли испарился. А совет такой крайне нужен, его надо восстановить, чтобы наши планы были конкретными и чтобы между министерствами не было разнобоя.
"АЛТЫН БЕСИК" ДЛЯ ОРАЛМАНОВ И ДИАСПОРЫ - Наверное, надо отметить и работу Всемирной ассоциации казахов? - Да. Ее председателем является Президент страны, а первым заместителем - Талгат Мамашев, бывший министр культуры. Все это хорошо. Однако нам представляется, что финансирование этой работы недостаточно. - Оно идет из госбюджета? - Разумеется. Хотя мы сами работаем на общественных началах. Я нахожусь в этой структуре уже 22 года и прекрасно осознаю: мы очень скованны в средствах и могли бы делать много больше, не будь у нас столь скупых и жестких финансовых рамок. Но мы очень стараемся выполнять задания нашего Президента. - Какой у Ассоциации штат? - Мизерный. 5-6 человек. Ну это куда ни шло, есть статьи расхода много важнее. К примеру, существуют казахские культурные центры в зарубежных странах, но оказать им финансовую поддержку мы не можем. Не хватает средств на выделение образовательных грантов для молодежи диаспоры. Кроме того, существует волокита с оформлением документов. Для этой молодежи открыты подготовительные курсы, на них обучается полторы тысячи человек. После окончания учебы они могут устроиться в наши вузы. Но возникают сложности. Учащийся гражданство получить не может, постоянной регистрации нет. Положение о миграционной политике толком не разработано. Крайне важно укрепление миграционных служб, пока что они пристегнуты к Министерству труда и социальной защиты населения, либо к МВД, и каждая из этих структур решает возникающие проблемы по-своему. А потому миграционные службы необходимо выделить в отдельную структуру. В миграционных делах много бюрократической волокиты. В течение последних 20 лет многие наши граждане беспрепятственно выезжали в сопредельные страны, при этом никаких справок и разрешений не требовалось. А мы требуем от оралманов справку об отсутствии судимости, справку о том, что правительство той страны не против их отъезда. И так далее. Сплошная и бессмысленная волокита! - То есть требуется более четко разработать правила миграции? - Вот именно, а не устраивать всю эту чехарду. К примеру, в Израиле и Германии отъезжающие оформляют необходимые документы через посольства, у нас этого нет. Почему? Вопрос далеко не риторический. У нас сейчас готовится новый закон о миграции населения, что из него получится, пока неясно, но до этого было положение, что оралманов принимают лишь 7 областей, а теперь они будут иметь право вселения во все области Казахстана. Упрощено получение гражданства. Далее, в некоторых странах национальность в паспортах не указывается. В таких случаях у нас от репатрианта требуют, чтобы он доказал свою национальность. В этой закавыке тоже надо разобраться. - Можно сказать, что "круглый стол" в Таразе привлек внимание премьер-министра к проблеме оралманов? - Да. И Карим Масимов дал указание Тамаре Дуйсеновой подготовить рассмотрение этих проблем в правительстве. Мы тоже внесли свои предложения от имени Всемирной Ассоциации казахов. Несколько слов хочу сказать о журнале "Алтын бесик". Это единственный журнал, издающийся в течение десяти лет для казахов зарубежья. Надо ли говорить о том, что он играет огромную консолидирующую роль? Конечно, нам нужна поддержка со стороны Агентства связи и информации в его издании.
КУМИС ЖОЛЫ ИЗ МОНГОЛИИ В КАЗАХСТАН - Я хотел бы еще раз заострить внимание на необходимости решить дорожные проблемы между Монголией и Казахстаном, - снова вносит свою лепту в беседу Толеубай Нигарбайулы. - В Монголии 45 миллионов голов скота. При советской власти из Монголии к нам ежегодно перегоняли 9 миллионов голов, для их переработки были построены три мясокомбината, в том числе и "мясной гигант" в Семипалатинске. Восстановить этот конвейер - требование жизни. Кроме того, в ста километрах от границы с Казахстаном находятся богатейшие залежи сереброносных руд, содержание серебра в них 29 процентов. Если бы сюда протянуть железную дорогу! И это лишь малая толика тех выгод, которые Казахстан мог бы получить, оживив свои контакты с Монголией. Кстати, Балхашский и Жезказганский молибденовый заводы получали сырье для переработки из Монголии. Так что экономический потенциал такого взаимодействия огромен. - "Круглый стол" в Таразе принял какой-то итоговый документ? - Там были зафиксированы все предложения, которые будут рассмотрены правительством в сентябре.
Беседовал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ.
|