Кыргызстан: Для детей кочевников открывают детские сады в юртах, - А.Калыбекова 07:23 31.07.2014
В детских садиках на пастбище (джайлоо) дети полукочевых семей зачастую делают первые шаги на стезе образования. На первый взгляд может показаться, что это просто очередная войлочная юрта на одном из удаленных высокогорных пастбищ Кыргызстана. Но стоит перешагнуть порог, и сразу убеждаешься: это совсем не рядовое жилище кочевника.
На застеленном ковром полу установлены крошечные парты. Скругленные стены украшают сказочные персонажи. В одном конце помещения установлена маркерная доска. Эта юрта превращена в нечто новое для полукочевников-кыргызов, проводящих теплое время года на джайлоо Акташ (высокогорных пастбищах) – детское дошкольное учреждение.
Детский садик "Ананайка" посещают 26 детей из пятнадцати семей с пастбища, расположенного в горах к югу от озера Иссык-Куль. Здесь дети проводят по три часа в день, учатся общаться и готовятся к школе. ("Ананайка" приблизительно можно перевести как "Лапочка"). Возраст основной массы ребятишек от трех до шести лет.
В первые недели работы садика, открывшегося в июне этого года, некоторым детишкам было трудно влиться в коллектив, рассказывает 45-летняя воспитательница Женишгуль Шаршеева.
"Когда они находятся на джайлоо, где до ближайшей семьи может быть километр и больше, дети практически ни с кем не общаются, – поясняет воспитательница, добавляя, что даже ей с ее 18-летним опытом работы в детсадах сел предгорья заниматься с детьми на джайлоо было непросто. – Многие из них никогда не видели таких самых простых вещей, как пластилин и цветные карандаши. Первые несколько дней одни ребятишки пытались есть пластилин, другие рисовали только черным карандашом".
За лето дети научились считать до десяти, называть цвета, геометрические фигуры и буквы.
В годы коллективизации 1920-х и 1930-х годов при советской власти большинство кыргызов вынуждены были оставить привычный кочевой образ жизни. И все же некоторые семьи сегодня по-прежнему ведут полукочевую жизнь, отправляясь в летние месяцы со своими коровами, лошадьми и овцами на горные пастбища. Мало кто остается на джайлоо круглый год; полукочевые семьи скотоводов проживают главным образом в глухих селениях, где их дети получают лишь начатки знаний. И совсем уж мало кто из них имеет возможность посещать детский сад.
"Детский сад очень важен для развития ребенка, – говорит Бурулай Айтикулова, сотрудница образовательной программы Некоммерческого Фонда Ага-Хана, в 2006 году выступившего с инициативой создания детских садов на джайлоо. – Вот почему мы решили последовать за детьми, где бы они ни были, чтобы предоставить им доступ к образованию".
С 2006 года Фонд Ага-Хана открыл 20 детсадов на джайлоо на территории Кыргызстана. Эту идею сегодня подхватил местный фонд, возглавляемый экс-президентом переходного периода Розой Отунбаевой. В этом году силами этого фонда были открыты 35 детских дошкольных учреждений на джайлоо, включая детский садик "Ананайка". Каждый из них посещают по 20-25 детишек, так что этим летом фонд надеется охватить более 700 дошкольников.
Как объясняет координатор программы фонда "Инициатива Розы Отунбаевой" Асылбек Жоодонбеков, некоторые семьи проживают далеко от детсадов на джайлоо, но все равно каждое утро привозят детишек верхом на лошади. "Вот как люди хотят, чтобы их дети получили образование", – говорит он.
Пятилетняя Аэлина каждый день проходит более километра до садика "Ананайка" вместе с двумя другими детьми семьи и бабушкой, 52-летней Чинар Чикеевой. "Утром дети так взбудоражены, что не хотят завтракать, они горят желанием отправиться к воспитателю и своим новым друзьям", – рассказывает бабушка.
Семья Чинар Чикеевой проводит на джайлоо по четыре месяца в году. Возле их зимнего поселения нет детского садика, но есть начальная школа. По словам Аэлины, она ждет не дождется, когда через два года пойдет в школу, "особенно теперь, когда я умею считать".
Но для некоторых детей эта юрта может стать единственным образовательным учреждением в их жизни. Тридцатидевятилетняя Гульзат Ишембаева круглый год кочует между пастбищами вместе с мужем и семью детьми. Ни один из детей – а старшему уже 21 год – не окончил средней школы. Женщина не уверена, что ее шестилетний сын Бексултан, который тоже ходит в детсад "Ананайка", сможет на следующий год пойти в школу. "Это далеко, а машины у нас нет, – говорит она. – Но он хотя бы посещает этот садик. Я вижу, что он учится, и очень этому рада".
По данным министерства образования и науки республики, менее одной пятой детей Кыргызстана посещают детские сады, большая часть детсадовцев проживает в городских районах. Уровень образования в республике после распада СССР в начале 1990-х годов упал, но даже тогда детские сады посещали лишь 35 процентов дошколят, отмечает специалист по дошкольному воспитанию ведомства Айгуль Камалова. По ее словам, министерство открыто для творческих решений и приветствует новацию с детскими садами на джайлоо.
Между тем в детском садике "Ананайка" на джайлоо дети учатся различать треугольник и круг, выкладывая их на траве из шишек. "Эти дети так жаждут знаний, образования, – говорит воспитательница Женишгуль Шаршеева. – Заниматься с ребенком, который впервые в своей жизни видит книгу, для меня сложная задача, но я люблю эту работу и надеюсь, что в следующем году мы сможем принять больше детишек".
Асель Калыбекова является независимым журналистом из Кыргызстана. 30.07.2014
|