Узбекистан: Как Республиканский театр юного зрителя стал театром военных действий 09:04 01.08.2014
На протяжении более полугода коллектив Республиканского театра юного зрителя Узбекистана пытается прогнать своего директора Саида Алимходжаева. За этот период заявления с просьбой избавить от него ТЮЗ было направлено в целый ряд влиятельных организаций, включая Кабмин, Министерство по делам культуры и спорта, Службу национальной безопасности, районную и Генеральную прокуратуры, творческое объединение "Узбектеатр", а также лично президенту республики Исламу Каримову и омбудсмену Сайере Рашидовой. Под этим заявлением подписались около 40 творческих и технических работников театра, то есть большинство коллектива. Однако Алимходжаев, прикрываясь влиятельными связями "наверху", как ни в чем не бывало остается в своем кресле. Алимходжаев руководит театром в течение последних трех лет. Ранее он возглавлял Горком профсоюзов работников культуры, и актеры язвят, что оттуда его "за финансовые махинации и чрезмерную похотливость турнули на пенсию". Однако это не помешало 65-летнему Алимходжаеву, благодаря все тем же связям, обрести "заслуженный отдых" на посту директора ТЮЗа.
Кадры ничего не решают
С тех пор директор, отвечающий за кадровую политику и хозяйственную часть театра, чувствует себя здесь полноправным хозяином, а назначив себя председателем художественного совета, даже пытался "приручить" новый состав профкома театра, рассказывают корреспонденту "Ферганы" ведущие актеры ТЮЗа.
- В своем заявлении мы, в частности, писали, что этот человек, ничего не понимая в творческой стороне театра, вмешивается в режиссерский процесс, художественное оформление спектаклей, распределение ролей и даже названия спектаклей, - говорит на условии анонимности (опасаясь мести директора) один из актеров ТЮЗа, участвующих в беседе. - Алимходжаев - в точности персонаж одного советского анекдота, в котором директора мясокомбината назначили руководить театром оперы и балета, и он сразу начал придираться: почему, мол, барабанщик стучит только в начале и в конце спектакля, а при этом получает большую зарплату? Пусть целый день стучит. Почему у балерины так много рюшек? Надо сделать поменьше – сэкономим. Вот этот анекдот как раз про нашего директора.
При этом Алимходжаев требует, чтобы на репетициях сидели все актеры театра, даже те, кто в этом спектакле не занят. По его мнению, раз актер получает зарплату (средняя зарплата в ТЮЗе – 400 тысяч сумов, или около 130 долларов), значит, должен быть на репетиции.
- Этот человек собрал вокруг себя некомпетентных, так или иначе зависимых от него людей, которые только создают видимость бурной работы, наушничают, науськивают его на неугодных, - рассказывает, также на условии анонимности, другой работник театра. - Так, замдиректора Бахром Усманов организовал настоящую травлю своего же бывшего однокурсника, вместо которого высшую категорию дали одной из пассий директора - актрисе Сульхиде Парпиевой. А многих профессионалов, от осветителей до художников и, главное, актеров, – Алимходжаев уволил, либо создал такие условия, при которых они уволились сами. Сколько талантливой молодежи потерял театр! - Он не глядя подписывает все заявления об увольнении, даже не пытаясь уговорить сотрудников остаться, потому что не любит театр, не любит актеров! - с горечью добавляет другой артист. - Скольким еще специалистам нужно уйти, чтобы наверху поняли, что в театре происходит убиение настоящего искусства? На одном из собраний с участием всего творческого коллектива директору было предложено покинуть театр: из зала начали раздаваться многочисленные выкрики: "Уходите, прочь из театра!" Но Алимходжаев только ухмыльнулся.
Куда уходят деньги?
Актеры называют Алимходжаева формалистом, чиновником, чеховским "человеком в футляре", который живет по принципу "как бы чего не вышло, лучше ничего не делать". Хотя в финансовых и "бумажных" вопросах он "собаку съел". Вместе со своим заместителем Усмановым директор делает деньги, которые благополучно исчезают в их карманах, абсолютно на всем, говорят актеры.
По их утверждению, театр зарабатывает огромные средства, собирая полные залы зрителей во время "домашних" спектаклей и на многочисленных выездах и гастролях, тем самым, как неоднократно проговаривался директор, перевыполняя план. К примеру, во время гастролей в Каракалпакстан и Хорезм, где в день при полных аншлагах отыгрывалось по три, а то и четыре, спектакля, актерам выдавали суточные в размере семь тысяч сумов (2,5 доллара). Куда шли деньги от продажи билетов? Молодые актеры показывают видеозапись, сделанную во время одного из спектаклей в зрительном зале, где "яблоку места не было упасть", а в отчетах количество зрителей занижено втрое. В ноябре 2013 года актеры на своей "домашней" сцене сыграли 39 спектаклей. По просьбе творческого коллектива театра, местный профсоюз проверил бухгалтерские отчеты за этот период и выявил, что средства, вырученные за 16 спектаклей (около 10 миллионов сумов), загадочным образом исчезли. Однако никаких мер по результатам этой проверки принято не было. Хотя в своем письме вышестоящим органам об этом было указано. Данная ревизия была лишь один раз, но, по предположению актеров, и в другие месяцы далеко не все вырученные средства фиксируются в отчетах бухгалтерии. Куда исчезают эти деньги, для творческих работников ТЮЗа вопрос давно риторический.
Другой предполагаемый актерами пример нечистоплотности директора и его зама: на третьем этаже театра многие помещения сдаются в аренду различным организациям, львиная доля вырученных средств от которых также оседает в карманах руководителей ТЮЗа. Далее актеры приводят еще один, с их точки зрения, вопиющий пример: на первом этаже театра директор для своего сына открыл современную химчистку. Хотя по документам она была оформлена на другое лицо. Затем для театра были закуплены стиральные машины-автоматы, которые благополучно перекочевали в эту химчистку.
После проверки, организованной по письмам коллектива театра, химчистку прикрыли. Но почему-то освободившиеся комнаты руководство так и не сдало в аренду, хотя претендентов на данные помещения было не мало.
Республиканский театр юного зрителя А вместе с тем, в театре нет ни занавеса, ни кулис, ни материалов для декораций, как нет и светового оборудования – во время спектаклей работает лишь дежурный свет. Давно уже не закупаются добротные ткани, и в итоге актеры работают в костюмах, которые быстро изнашиваются, а несколько спектаклей идут "на подборе", то есть в них используются костюмы и декорации давно не идущих спектаклей. "В театре стало уже традицией сдавать "Узбектеатру" (головной организации, курирующей деятельность театров Узбекистана, - прим. авт.) спектакли без декораций, костюмов и реквизита, - говорит молодой актер. – Главное - поставить галочку, что спектакль принят. Мы обманываем не только своего зрителя, но и самих себя!"
Одно время в театре в должности главного режиссера по совместительству работала ведущая актриса Молодежного театра, заслуженная артистка Узбекистана Малика Искандарова - как ее оценивают актеры ТЮЗа, замечательный детский режиссер и балетмейстер. Так вот, стоило ей лишь заикнуться директору о том, что для спектакля, который она ставила, нужны новые костюмы, декорации и профессиональный свет, как Искандарова в одночасье была уволена.
По принципу гоголевских "Мертвых душ", в театре существуют "мертвые" спектакли, то есть в репертуар (общий список на афише, без указания дат показов) ТЮЗа внесены давно уже не идущие постановки, равно как и названия спектаклей, постановки которых только лишь запланированы на неопределенное будущее и, возможно, никогда не будут осуществлены... "Театр давно забыл, что такое капустники, ни один праздник в театре не отмечается, и он стал напоминать кладбище, - добавляет пожилая актриса. - Директор однажды так и сказал, мол, после обретения республикой независимости появились какие-то новые праздники - кому они нужны? С тех пор и в праздники работаем, причем, в эти дни работа не оплачивается. Я уже не говорю о том, что в театре забыли, что такое премии - если их и дают, то только для оформления подписки на газеты и журналы". - Мы хотим работать, творить на сцене для нашего зрителя, а не заниматься восстановлением справедливости - для этого есть вышестоящие структуры, - говорит актриса, и ее поддерживают и остальные коллеги, говоря, что им нужна творческая, доверительная, профессиональная атмосфера в театре, а не хождения с жалобами во все инстанции.
После первой коллективной жалобы на действия директора в районную прокуратуру в театр пришли проверяющие, в том числе и прокурор, которому работники театра подробно рассказали про то, что происходит в театре. В ответ прокурор обнадежил: "Даже за четверть того, что вы мне рассказали, его нужно закрывать. Его однозначно нужно отсюда убирать!" Однако затем наступило затишье, и тот же прокурор, как-то случайно столкнувшись с работниками театра, указав пальцем наверх, признался: "Извините, но я ничего не смог сделать". * * * Один из старейших театров Узбекистана, Республиканский (узбекский) ТЮЗ был основан в мае 1929 года. После смерти в 1943 году первого председателя ЦИК Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева театр получил его имя, по идеологическим соображениям в 2006 году вычеркнутое из названия ТЮЗа. До 2005 года он располагался в просторном здании, находившемся в так называемом "старом городе", которое было снесено, и ТЮЗ переехал ближе к центру – в мало приспособленное для театра здание бывшего Дома лектора, с залом на 267 мест и всего лишь 9-метровым "зеркалом сцены" – вместо стандартных 13 кв. метров.
31.07.2014
|