К проблеме поп-патриотизма в России, - Булат Хабибуллин 08:15 28.08.2014
4 года назад антизападная риторика была в андеграунде. Тогда я учился на третьем курсе отделения политологии и слушал лекции про абстрактный мир и абстрактную политику с ее демократическим транзитом, типологиями политических режимов и прочими интересными вещами.
Когда я понял, что лекционный материал для политологов не особо помогает разбираться в реальной политике, которая делается здесь и сейчас и влияет на нашу жизнь, я стал пытаться хоть как-то себя к этой реальности приблизить. Усилия были не напрасны: студент додумался до патриотизма.
Сейчас все эти открытия - общее место: существующий миропорядок - потенциально губителен как для планеты и человечества в целом, так и для нашего отечества в частности; современная модель цивилизации саморазрушительна в своих базовых экономических, социальных и политических основаниях и переживает кризис в развитии, в мышлении; гегемоном и по сути единственным субъектом глобальной политики (то есть ответственным за положение дел) в современной миросистеме являются США; момент конца этого миропорядка и конца конкретной гегемонии необходим, неизбежен и не так уж далек событийно и хронологически.
И вот эта позиция 4 года назад была абсолютным андеграундом. В СМИ ее изображали в виде анекдотического "Америке скоро кирдык".
Политические взгляды граждан вокруг меня преимущественно имели оппозиционный уклон разной степени: от традиционных жалоб на уровень дохода и медицину до аватарок "Я против партии жуликов и воров". Конечно, социальные условия в какой-то степени играли роль почвы для таких настроений. Другим фактором можно считать то, что постсоветская Россия в 90-х в идеологическом измерении начинала с либеральной западопоклоннической риторики. Это оставило свой отпечаток на образовании и, как следствие, на общественных настроениях.
Найти единомышленников тогда, году в 2010-м, было довольно сложно. Попытки кого-то переубедить не имели успеха. В арсенале моих оппонентов, например, были железобетонные аргументы: летом все слетали Туда помыть посуду и воочию убедились, как гастарбайтер может на одну зарплату снимать жилье, кормиться, развлекаться и делать покупки. Все посмотрели, как выглядит счастье, чистота, порядок и безопасность. И на всякий случай сфоткали каждый столб, дабы потом убедиться - это был не сон! Я им в ответ пытался что-то рассказывать про понятие миросистемы, геополитику, философию истории и макроэкономику. Это был неравный бой, согласитесь.
Сегодня "Кирдык Америке " стал абсолютным мейнстримом. Граждане всех возрастов и профессий в один момент вдруг опомнились и стали гордиться страной, историей, поддерживать президента и враждебно воспринимать действия Запада. Все вдруг невзлюбили корпоративный капитализм, либерализм, демократию, гомосексуализм. Стали с пониманием и поддержкой воспринимать государственную политику, болеть за успехи Родины на международной арене и даже получать удовольствие от того, как Путин в очередной раз "разочаровывает цивилизованный мир".
Я вспоминаю старенькое видео, где Жириновский пришел в школу и спрашивает у детей, какие они страны знают. Девочка говорит: "Англия!". Он ей: "Молодец! А это хорошая страна или плохая?". Ребенок без задней мысли: "Хорошая". А он: "Чего ж хорошего? Это наш враг, там Березовский живет". Вот мне кажется, что сегодня эта девочка, все ее родственники и одноклассники и без Жириновского дадут вам такой геополитический расклад, что Дмитрий Киселев позавидует. Мне кажется, что сегодня такой поход в школу и расспросы про страны завершились бы тирадой типа "Американский глобализм себя исчерпал, капиталистическая экономика инфляционна, либеральная идеология - прикрытие для западных имериалистических амбиций и захвата мира! А Обама - дурак!".
Здесь хотелось бы поговорить не о причинах такого поворота, но дать ему какую-то оценку. С причинами кое-что все-таки ясно. Жизнь в стране действительно устаканилась: дороги подлатали, бандитов подразогнали, в целом стало как-то почище, покультурнее, поспокойнее. Даже журналист Олег Кашин на вопрос "Куда катится Россия" отвечает, что все-таки "Россия катится вперед" (хотя еще пару-тройку лет назад прощался с Сибирью или с Уралом, не помню точно). А когда жить хорошо, можно и Родину полюбить. Опять же, какая-никакая идеологическая работа все-таки ведется и дает свои плоды. Два с половиной года назад "Однако" торчал в родном интернете среди белоленточных изданий как недоразумение. Сейчас неумелая, но старательная антизападная риторика из каждого первого СМИ.
Остается вопрос: действительно ли этот патриотический и антизападный бум однозначно позитивен и полезен.
С одной стороны вроде бы хорошо: союзники и единомышленники поддерживают, распространяют и даже защищают правильные идеи.
А с другой - мы имеем граждан, которым по-прежнему никто ничего внятно не объяснил. Просто убедительные голоса за кадром телесюжетов и убедительные писатели букв на популярных ресурсах переключили регистр пропаганды. Если раньше универсальным ответом на все было "пжив-пжив, кооператив озеро, у Путина 43 миллиарда в западных банках", и никто не знал толком, откуда он в этом так убежден - то сейчас ответы другие, а откуда они приходят, большинству неизвестно по-прежнему.
Граждане с удовольствием не любят голубых, морщатся от слов "оппозиция" и "либерализм", смеются над санкциями, свирепеют от кощунственного отношения к религии и великим победам прошлого, радуются новым законодательным инициативам, национализациям бизнеса, возвращению Крыма, выступлениям Путина и победам ополченцев Новороссии.
Только этот футболизированный патриотизм у многих возник не путем кропотливой работы по добыче знания и формирования у себя целостного, объективного и логически связного миропонимания. При всей любви к соотечественникам, не могу представить, чтобы массы трудящихся, учащихся и пенсионеров все эти годы штудировали труды по истории, социологии и экономике и тайком посещали семинары по геополитике и информационной войне, чтобы в критический момент истории занять рубежи идеологической обороны.
Полностью отсекать эту версию не будем, но все-таки она маловероятна. Более вероятно здесь то, что патриотические и антизападные настроения насаждаются. Важно отметить, что в самом насаждении ничего дурного нет, потому что общественное сознание только так и формируется. Насаждением и воспитанием. Во всех странах при всех режимах.
Проблема у нас в другом - в том, что именно мы насаждаем и что из этого получается.
А получается проблема. Потому что те, кто "насаждают" - в большинстве своем сами только позавчера переориентировались. Те, кто "насаждают" - большую часть своей сознательной жизни, с четверть века, прожили спокойно во вполне "западническом" мировоззрении. Заканчивали при нем факультеты и курсы, проходили жесткую дрессировку в институтах управления, на телеканалах и в газетах, зубрили либеральные заклинания, распевали мантру "Интеллигент - это человек, чувствующий ответственность за свою страну" и говорили о том, что вспять за железный занавес мы не вернемся никогда, нет.
Те, кто "насаждают" - в большинстве своем сами не очень разбираются в сути нынешнего глобального противостояния. И поэтому уровень их агитации и пропаганды - не разъяснительный, а обвинительно-описательный.
Поэтому с массовостью, которую добавил Родине поп-патриотизм, не пришло повышение уровня этого патриотизма.
До нынешней патриотической волны тоже были специфические виды любви к отчизне - казаки с плетками, бородатые активисты, которые считали, что Земля не вращается, вычислители скрытых евреев и прочая публика. Сегодня она обогатилась в первую очередь, увы, коллективной Мизулиной.
А в остальном все осталось слишком во многом по-прежнему. Никто из "медиа-класса", из тех, кто как бы обязан доносить адекватное мировоззрение до масс - не изучает кондратьевские циклы, никто не читает Глазьева.
Вместо этого они распространяют патриотические кричалки, мемы и анекдоты, но дальше кричалок понимания ситуации не имеют. Ретранслируют положения, которые объективно выводятся из объемной систематизированной базы гуманитарных знаний, но саму эту базу в глаза не видели и слыхать не слышали.
Почему Америка всех бомбит? Чего плохого в капитализме? А в либерализме? И что это вообще такое? Зачем гей-пропаганда? Что такое западные ценности? Какие из них нам навязывают и почему это плохо? Что плохого в представительской западной демократии? А в критическом отношении к религиозному мировосприятию? В ответ - тишина.
Сфера патриотизма в современном российском общественном сознании таким образом сливается как таковая. Сегодняшний патриотический и антизападный бум - может смениться еще раз патриофобским и прозападным по первому щелчку, поскольку он не усвоен кастой медиа на уровне понимания.
И как следствие - так же поверхностно усвоен и народными массами. И эта непрочность представляет собой потенциальную опасность, если не для завтрашнего дня, то для послезавтрашнего.
Поэтому тех, кто занимается разъяснением пользы и позиции Родины - надо для начала самих образовывать.
Перевоспитание распространителей идей не может быть осуществлено на уровне кричалок. Оно возможно лишь на уровне более глубоком. На том, где лежит фундамент конкретных умозаключений, которые популяризируются в формате кричалок. То есть на уровне философии. Там, где конструируются базовые представления о природе реальности, происхождении мира, месте и роли в этом мире человека, конкретного исторически сложившегося общества и вытекающие из этих представлений руководства к действию.
Если такая философия у общества есть, то она живет, популяризируется, насаждается через специальный социальный институт - систему обязательного образования. И тогда в обществе появляется не единое и монолитное, но по меньшей мере общее самосознание и общий смысловой язык. Когда общество обладает общим самосознанием, то есть осознает, что оно такое, откуда взялось, куда идет и чего хочет, то появляются и деятельный патриотизм, и ориентация на деятельность, и жизнеспособные, не стираемые за два-три года контрпропаганды кричалки.
Выработка и "распространение среди распространителей" этой общей философии и этого общего языка понятий - является крайне насущной проблемой.
Сейчас у нас пока ее нет, есть только реальное противостояние с частью мира и некоторые идейные наработки у некоторых "мировоззренческих школ". Еще у нас есть самая большая в мире территория, самые красивые в мире девушки, великая история, культура, победа, гармония конфессий, Крым и военная сила.
Но если мы как общество так и не сможем на уровне философии в рамках четко сформированного миропонимания объяснить сами себе, почему это все наше, - то в один прекрасный день оно нашим быть перестанет.
Булат Хабибуллин, Родился в Казани в 1990 году. Окончил философский факультет Казанского федерального университета. Аспирант социологического факультета МГУ им. Ломоносова.
27 августа 2014
|