КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 10.09.2014
22:53  Китай, под флагом ООН, вводит воинский контингент (700 штыков) в Южный Судан
22:49  Азия санкции не покупает. Число инвестпроектов России с Китаем, Вьетнамом и Сингапуром растет быстрее ожиданий, - "Къ"
21:39  Новый американский заговор против России и Ирана, - В.Алексеев
19:58  В Казахстане дореформировались до разгона Таможни
19:30  Кто займет пост секретаря Совбеза Казахстана?
19:22  "Другая война". Западные СМИ создают свою версию войны на Украине, - "Al Akhbar"
19:18  Рахмон и Рухани лично перезапустили "Сангтуду-2" на полную мощь

19:16  Дул не в то место?... На юге Таджикистана осужден мулло Солихов, который занимался лечением женских заболеваний
19:13  Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры, - Азамат Казакбаев
12:36  Восток - дело верное. Казахстан прорубает окно в Иран
11:02  Россия и Китай постепенно отказываются от доллара. Для начала - 50% оборота торговли в юани и рубли, - И.Бадмаева
10:36  Узбеки, таджики... Мы никогда не будем братьями, - С.Джураев
10:34  Предвыборная суета. Страсти накаляются или изменят ли ситуацию в Кыргызстане предстоящие парламентские выборы, - Т.Омуркулов
09:59  Ограбления по-таджикски. Как у жены лидера ПИВТ Кабири "национализировали" рынок "Саховат", - К.Чолов
09:50  Счет 128:38. Вторая сборная Кыргызстана порвала Таджикистан в ордо
09:46  Обама анонсировал с 11/09 войну с исламистами без разрешения Конгресса
09:44  Россия может заключить многомиллиардные соглашения с Ираном в железнодорожной отрасли
09:32  "На хрена вы все здесь сидите?". Как один Елбасы сто тысяч чиновников заменяет, - С.Адилов
09:28  На кыргызском перевале Телбе обнаружен схрон с НУРСами
09:17  Такое время... страшно за собак. Южный Казахстан одолел эхинококкоз
09:10  Кыргызстан затопит дороговизна, - М.Саякова
09:04  В Алматы скончался известный писатель Адам Мекебаев
09:01  "Я бы плов приготовил для строителя-таджика...". Узбекский поэт в изгнании Анвар Хомидов воспел Рогун
08:56  Китай взялся строить в России жилье по цене 30 тыс. рублей за квадратный метр
08:53  Кыргызстан газифицирован только на 25%, - удивленно узнал Миллер
08:29  Неотвратимый финал. "Французская эпопея" Каз-банкира-афериста Аблязова подходит к логическому концу, - Т.Ибраев
08:16  Атамбаевская власть начала обгладывать доверие народа, - Маалымат.kg
08:06  В Казахстане появился 1-й музыкальный телеканал Gakku TV со "стопроцентно местным контентом"
08:04  Украинский историк Белинский доказывает, что Чингисхан был таки тюрко-казахом
07:55  Си Цзяньпин прибывает в Душанбе c "историческим" визитом
07:35  Археологи обнаружили на юге Таджикистана скелет 2,5 метрового буддиста
07:19  Герб Казахстана с 1/06/2015 поменяет цвет, размер и... срок годности
07:16  Казахстанские поселки пустеют: жители мигрируют в города, - Е.Бодрова
07:14  Ну, поскакали. В Кыргызстане открыты I Всемирные игры кочевников
07:09  Срок для "черной" вдовы. В Шымкенте осуждена отравительница известного бизнесмена Жуманова
07:06  Почему Саудовская Аравия возводит стену на границе с Ираком? - Ален Родье
06:58  "Русские - это хорошая новая возможность". Тегеран готов торговать с Москвой всем за рубли и риалы, - "Къ"
06:53  От "Исламского государства" исходит смертельная опасность. На стороне джихадистов сражаются 12 тысяч граждан 74 стран, - Ю.Паниев
06:50  Азербайджан может поставлять нефть на украинские НПЗ. Киев и Баку договорились, - С.Мамедов
06:49  Дальнее ближнее зарубежье. Требуется уточнить место постсоветского пространства в стратегии нацбезопасности России, - "НГ"
00:57  "Палестинское государство на Синае". Секретный план Ас-Сиси, - "La Stampa"
00:20  Мусульмане осуждают Исламское государство, - La Croix
Вторник, 09.09.2014
22:18  Премьер Польши Дональд Туск подал в отставку
22:10  Евразийская шахматная доска В.Путина, - Саид Камол
19:54  Каримовой неминуемо грозит суд в Ташкенте, - "Guardian"
19:52  Кандидат на пост президента Афганистана Абдулла Абдулла вновь отказался признавать итоги второго тура выборов
19:09  Войны конца света. Исламский фундаментализм может убедить только уже убежденных, - Марио Варгас Льоса
19:04  С протянутой бутсой. В Таджикистане забастовали неполучающие з/п... футболисты
18:26  В Москве от диабета скончался брат свата Рахмона - директор фабрики "Ширин" Мустафо Давлатов
17:57  Не произойдет ли cкоро в Киргизии социальный взрыв? - Жаны Ордо
17:28  Тайны кыргызских кланов - Семья, Корпорация, шах и мат.., - Н.Айып
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры, - Азамат Казакбаев
19:13 10.09.2014

Часть 1-я

Замечательно, что в жемчужном Прииссыкулье впервые проводятся Игры кочевников на международном уровне (8-15 сентября 2014 г.). Хотя в этих играх основной уклон сделан на конные игры, но неотъемлемой частью спортивных состязаний номадов всегда была также и борьба "куреш" (күрөш).

Кыргызы (как, впрочем, и другие тюркские народы) издревле рассматривали самобытные виды борьбы в качестве эффективного средства духовного и физического воспитания человека. По мировоззрению кочевников, именно в борьбе "один на один" выявлялись истинные психофизические и интеллектуальные возможности индивида. Чемпион народных состязаний именовался балбаном и баатыром и принадлежал уже не только отдельному одному роду или племени (из которого происходил родом), но и всему кыргызскому народу.

Действительно, кыргызам именно борьба "один на один" была более всего привлекательна и интересна. Это констатировали русские путешественники и краеведы XIX века: "Многие любят бороться… и борются с искусством, но кулачного боя не знают" [11, с. 35-116]. "Главные увеселения состоят в борьбе силачей, без кулачного боя" [8, с. 29]. Что примечательно, согласно данным этнографа Б.В.Горбунова, у восточнославянских народов (русские, украинцы, белорусы) напротив были популярны кулачные бои, чем борьба. Если о борьбе в XIX-начале XX веках известия имелись в 173 уездах, то о кулачных боях - в 271 уезде [3, с. 8]. Более того, оказывается, что один из видов борьбы  на поясах  был заимствован данными восточнославянскими народами у тюркских народов [3, с. 16].

С большим уважением и почтением относились кыргызы к балбанам, которые воплощали в себе силу, выносливость, ловкость, смелость, мужество, иначе говоря, все положительные духовные, физические и морально-нравственные качества, присущие кочевникам. Издревле его, как сильнейшего представителя рода, кочевники ставили военачальником (полководцем) дружинников либо старейшиной, к нему прислушивались и ходили за советом, ему же соответственно принадлежали лучшие вещи и атрибуты (лучшая невеста и территория, золотой пояс, булатное оружие, быстрый скакун и пр.). Недаром в эпосе-трилогии "Манас" Кошой балбан наделен эпитетами  мудрейший патриарх, старейшина, который раздробленные кыргызские рода собрал в единый народ. Он же выступает ближайшим соратником Манаса, в трудную минуту батыр идет к нему за советом.

Издавна самобытная борьба гармонично сочеталась с экологическими и природными явлениями окружающей среды, а сам кыргызский народ философски мудро и с уважением относился к этому виду спорта. Это отражено в народном фольклоре. Например, в пожелании борцам: "Күчтүү болсоң Жердей бол, баарын чыдап көтөргөн,  Будь силен и вынослив как Земля, которая все и вся держит"; "Тоодой алп бол, − Будь величественным как гора"; "Жолборстой (илбирстей) шер бол, − Будь отважным подобно льву (илбирсу)".

Вот как кыргызский народный писатель Ш.Бейшеналиев описал борьбу двух балбанов, которую они вели на лоне природы: "Мать-земля подстилала им колышущуюся зеленую мураву, а речка обмывала, ветер сушил их" [1, с. 84]. Это значило, что кыргызские борцы старались преимущественно бороться на чистом воздухе и на зеленой траве, т.е. на открытой местности. Ветер закалял и сушил их пот, заменяя полотенца. После поединков они умывались и закалялись, купаясь в прозрачных и минеральных водах горных речек. Эту воду они употребляли и внутрь. Также они принимали процедуры грязелечения и бальнеологические ванны в горячих источниках.

1. Отражение самобытной борьбы кочевников в письменных источниках и в народном фольклоре

Достоверно установлено: самобытные виды борьбы кыргызов пешая "куреш" и конная "оодарыш" (эр эниш) - неотъемлемая часть общетюркской культурной ойкумены. Поэтому попытка рассмотреть данные самобытные виды борьбы кыргызов вне этого контекста приведет к оскудению их богатого и уникального содержания. Ибо их, помимо общетюркского названия борьбы пешей küreş (ğüreş, кüräš) и конной аγtаr или yėnğ (еŋ), также сближает множество сходных черт в правилах, приемах, традициях, обычаях и экипировке. Существенно подчеркнуть, что при тщательном анализе поясной борьбы тюркских народов в ней наблюдается много общего, чем особенного. А с отдельными видами борьбы тюркских народов, в силу сложившихся исторических, этнокультурных, географических и прочих объединяющих обстоятельств, у кыргызской борьбы угадываются единые истоки. В частности это касается − алтайской "куреш", хакасской "курес", казахской "курес" и узбекской "кураш" по ферганским правилам. Так, например, в названии спортивного кушака в поясной борьбе тюркских народов (bеlbaγ) у кыргызов − белбоо, казахов − белбеу, узбеков – belbog.

Куреш

На общетюркских и межтюркских лексических языках, диалектах и говоре написание и значение пешей борьбы küreş (ğüreş; кüräš) конной борьбы аγtаr или yėnğ (еŋ) у современных тюркоязычных народов практически одинаковы [15, с. 79-80].

В письменном виде самобытные виды борьбы тюркских народов впервые упоминаются в средневековых этнолингвострановедческих трудах "Divanü Lûgat-it-Türk" и "Kutadgu Bilig". В словаре Махмуда Кашгари "Divanü Lûgat-it-Türk" ("Словарь тюркских языков", нап. в 1072-1077 гг.) küreş дается в виде пословицы: "kiz birle küreşme, kisrak birle yarişma, - с девицей не борись, с кобылицей не состязайся (на скачках)" [17, с. 474]. Кстати, автор данного энциклопедического свода Махмуд хотя обучался в Кашгаре, но родом был из административного центра Иссык-Кульской долины при Караханидах, города Барскан [20, с. 34-40].

В этом же словаре Махмуда Кашгари (Барскани) впервые описывается процесс борьбы тюрков: "ğüreşte iki adamdan birisi ödürünü tutarak sağa sola sallamasi…, − в борьбе (двух человек) один другого последовательно то направо, то налево встряхивает…" [18, с. 109].

А в поэме другого нашего знаменитого мыслителя, поэта и ученого из города Баласагын (ныне – городище Бурана вблизи г.Токмок) Жусупа (Юсуфа) Баласагуни "Kutadgu Bilig" ("Благодатное знание", нап. в 1069-1070 гг.) о борьбе (küreş) отражено: "yaraşğu yarağı bar erse yaraş, yok erse yarıklan bil alşıp küreş,  если есть возможность ладить, ладь / если нет, облачайся в кольчугу, иди и вступай в борьбу, схватившись за пояса (поясницу)" [19, с. 129].

У ряда тюркских народов культивируется конная борьба в статусе национального вида спорта. У кыргызов она называется  "оодарыш", у казахов  "аударыс" (тартыс), кара-калпаков  "аўдарыс" (аўдарыспак), у узбеков – "ogdarish", у туркменов – "агдармак".

Оодарыш

Первые сведения о конной борьбе "эниш" также упомянуто в словаре Махмуда Кашгари (Барскани). О ней в словаре говорится: "olar ikki yėnğ salişdi, onlar birbirine yenlerini salladilar, − они вдвоем затеяли эниш, они друг друга трясли (тянули) за рукава" [18, с. 109].

Различные варианты самобытной пешей борьбы средневековых тюркоязычных и ираноязычных племен описал среднеазиатский ученый-энциклопедист Абу Али Ибн Сина, более известный как Авиценна (в памятнике культуры "Канон врачебной науки",1012-1024 гг.). Борьбу Авиценна классифицировал как сильные упражнения. "Борьба тоже имеет различные виды,  писал Авиценна,  один из видов такой: каждый из двух мужчин руками хватает за пояс другого и притягивает его к себе, при этом каждый из них стремится освободиться от своего противника, а тот не отпускает его". По контексту, очевидно, что речь идет о поясной борьбе.

Следующий вариант, описанный Авиценной, более напоминает специально-подготовительное упражнение борца: "Один из двух мужчин обнимает обеими руками другого, пропуская свою правую руку под правую руку противника, а левую под левую. Затем он прижимает его к себе и переворачивает при этом, то сгибается, то выпрямляется". Далее ученый сообщает: "К борьбе относится также отражение грудью или схватывание за шею другого и притягивание книзу, или следующие приемы: охватывание друг друга ногами, подножка, раздвигание ног другого своими ногами и тому подобные приемы, применяемые борцами" [9, с. 331]. Данное описание борьбы, вероятнее всего, средневековой вариант самобытной борьбы вольным стилем. Таким образом, выясняется, что в культуре тюркских народов издавна существовали разные варианты самобытных видов борьбы.

Стоит отметить, что базовый признак борьбы (как состязание человека с человеком) у тюркских народов по принципу спортивной психологии "(я) должен – могу – хочу" восходит корнями к древнейшему, зародившемуся в недрах первобытнообщинного строя (матриархата) обычаю – брачному сватовству в виде испытания жениха. Данные социальные явления первобытности великолепно отражены в тюркском народном фольклоре (миф, сказка, эпос), а именно в сюжетах "героического сватовства". В нем сватовство героя рассматривается как "завоевание" (отвоевание) невесты посредством мирных противоборств.

Почему древние кочевые племена (саки, тюрки, кыргызы) решали вопросы брачных притязаний путем триумвирата противоборств (единоборств)?

Дело в том, что в глубокой древности спортивные состязания филогенетически явились средством эффективной проверки ряда существенных показателей развитости (приспособленности, совершенства и пр.) индивидов, которые следовало считать прямым коррелятом развитости (или совершенства) процесса общественного воспроизводства полноценных индивидов. Многочисленные данные, касающиеся обряда инициации, т.е. перевода юношей и девушек в разряд взрослых, говорят, что таинство совершалось в виде состязательных испытаний. Психофизические преимущество, продемонстрированное индивидом в ходе испытаний во время инициаций, вскоре стали рассматривать более широко, не только как критерий гарантии получения более качественного потомства, но и как признак способности управлять соплеменниками [6, с. 69; 7].

Именно победителю противоборств, развитому психофизически, доставалась лучшая невеста (а также другие наилучшие вещи). Поэтому в глубокой древности кочевники отвоевывали (добывали) себе невесту в состязаниях-противоборствах. При матриархате сватовство рождало сложную ситуацию. Создание семьи в экзогамном браке образовал некоторые трудности. Женитьба из других родов потребовала брачных испытаний посредством триумвирата противоборств: конные скачки, стрельба из лука, борцовские поединки. Тем самым, богатырское противоборство  борьба күрөш (küreş, ğüreş, кüräš) − вероятно могла возникнуть от мотива женитьбы героя как средство испытания его; либо невеста такая же силачка-богатырка и герой только в поединке одолев ее, мог жениться на ней.

По близкому поводу вспомним, что еще во II веке н.э. древнеримский писатель Клавдий Элиан, касаясь свадебных обычаев среднеазиатских кочевых племен сак, сообщал: "Кто из саков захочет жениться на девушке, должен вступить с ней в борьбу. Если верх остается за девушкой, побежденный борец становится ее пленником и поступает в ее полное распоряжение, только поборов девушку, юноша может взять ее в свою власть" [5, с. 23].

По тюркскому фольклору мы также узнаем, что кочевники прибегали к самобытной борьбе и во время обряда инициаций (посвящений). Как известно, обряд посвящения – это сконцентрированный процесс превращения ребенка во взрослого. Во всяком случае, так они построены: в начале этого обряда – ребенок, а в конце он оказывается в новом статусе – взрослого, т.е. передача мужской силы от взрослых членов племени молодым. Сюда входило, помимо всего прочего, обучение секретам различных противоборств – наездничество, стрельба из лука, борьба. С этого времени они уже не были детьми, они обладали обязанностями и правами взрослых мужчин.

Таким образом, одним из базовых (в каком-то смысле  ведущих) признаков в возникновении борьбы күрөш (küreş, ğüreş, кüräš) в виде мирного противоборства у современных тюркских народов в глубокой древности являлись  инициационно-брачные притязания (мотивы) индивида. В состязании оценивались психофизические и интеллектуальные способности претендента на статус состоятельности. Очевидно, что борьба в виде мирного противоборства возникла в недрах матриархата и была, прежде всего, "инициационно-брачного" испытательного типа противоборством. В данном контексте яснее всего проявляется ее − оценочная (ранжирование) функция.

Продолжение

Азамат Казакбаев, этнограф, педагог

Список использованной литературы:

1. Бейшеналиев, Ш. Сын Сарбая; Испытание славой: роман / Ш.Бейшеналиев; пер. [с кирг.] Е.Босняцкий. – М.: Художественная литература, 1987. – 543 с.

2. Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1 / Н.Я.Бичурин; ред-сост.: С.П.Толстов, А.Н.Бернштам.  М-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 379 с.

3. Горбунов, Б.В. Народные виды спортивной борьбы в традиционно-бытовой культуре восточных славян ХIХ-начала ХХ в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.07 / Б.В.Горбунов. – М., 1990. – 24 с.

4. Грязнов, М.П. Древнейшие сведения об героических эпосах Южной Сибири / М.П.Грязнов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 3. – Л.: Наука, 1961. – С. 7-32.

5. Древние авторы о Средней Азии: хрестоматия / Под ред.: Л.Баженов. - Ташкент: Гос. изд. науч. соц.-экон. лит-ры УзССР, 1940. – 172 с.

6. Ермак, Н.Р. Единство и многофункциональность спорта: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Р.Ермак.  Малаховка, 1999. – 142 с.

7. Ермак, Н.Р. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития / Н.Р.Ермак, Р.А.Пилоян // Теория и практика физической культуры. № 7. - М.: ФиС, 1997. – С. 13-15.

8. Зеланд, Н.Д. Киргизы (этнологический очерк) / Н.Д.Зеланд. – СПб.: ОГИЗ, 1885. – 78 с.

9. Ибн, Сино. Канон врачебной науки: В 10 т. Т. 1. 3-е изд. / Ибн Сино; ред. колл.: Т.Д.Джураев [и др.]; пер. [с араб.] Ю.Н.Завадовского, С.Мирзаева. – Ташкент: Изд. мед. лит. им. Абу Али Ибн Сино, 1996. – 539 с.

10. Лавров, М.Н. Кочевники / М.Н.Лавров. – СПб.: Читальня народной школы, 1896. – 45 с.

11. Левшин, А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. Третья: этнографические известия / А.И.Левшин.  СПб.: Тип-я Карла Крайя, 1832. – 304 с.

12. Маликов, К. Балбай / К.Маликов; түз.: А.Эсенканов. – Фрунзе: Адабият, 1991. – 328 б.

13. Манас. Эпизоды из киргизского народного эпоса / Пер. С.Липкина, Л.Пеньковского. – М.: "Художественная литература", 1960. – 310 с.

14. Манас. Эпос. Биринчи бөлүк. 2-китеп, Фрунзе: Кыргызмамбас, 1958. - 78 б.

15. Севортян, Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. T. III / Э.С.Севортян.  М.: Наука, 1980. – 389 с.

16. Худяков, Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-ХII вв. / Ю.С.Худяков; отв. ред.: В.Е.Медведев. - Новосибирск: Наука, 1980. – 176 с.

17. Kâşgarli Mahmud. Divanü Lûgat-it-Türk. Cilt I.  Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1992. – 530 b.

18. Kâşgarli Mahmud. Divanü Lûgat-it-Türk. Cilt II.  Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1992. – 366 b.

19. Yûsuf Hâs Hâcib. Kutadgu Bilig: Metim / Hazirlayan Mustafa S Kaçalin. − Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı, 2010. – 345 b.

20. Чоротегин Т.К. Махмуд Кашгари (Барскани) жана анын "Дивану лугати-т-турк" сөз жыйнагы: (1072-1077). Жооптуу редактор Өмүркул Караев. – Бишкек: Кыргызстан, 1997. – 169 бет, сүрөт, карта. - (ISBN 5-655-01222-7).

____________________________________________

Часть 2-я

Отражение самобытной борьбы кочевников в археологических источниках

Петроглифы – наскальные изображения азиатской части Евразийского континента представляют ценнейший источник для понимания духовной жизни и культуры древнего кочевника. Они по праву являются достоверным историческим источником, который поможет реконструировать не только образ жизни, но и позволит выяснить истоки, базовые признаки, функции состязательных игр и мирных противоборств, в том числе борьбы. Анализ этих петроглифов, в которых содержатся немалые интерпретационные возможности, могут дать новые ценные результаты. Подобные изображения нам известны по обнародованным работам археологов, которые обнаружены на территориях современного Кыргызстана, Алтая и в долине реки Ангары.

Рисунок 1. Две антропоморфные фигуры стоящие лицом к лицу. Позы мужчин воинственны и напоминают позу сходящихся для схватки борцов современного греко-римского стиля.
По петроглифам мы узнаем, что борьба как мирное противоборство культивировалась, по крайней мере, еще в эпоху неолита. В семантике данных изображений отчетливо улавливаются деятельностно-мотивационные аспекты борцов − борьба за статус, женщину, добычу, власть и пр. Благодаря реалистичности и наглядности присущей петроглифам угадываются и функции борьбы: оценочная (ранжирование), военно-прикладная (оборонная), зрелищно-развлекательная и пр. По ним мы также имеем представление, сколь разные виды борьбы (по стилю ведения поединка) в те времена существовали, и выясняется, они практически схожи современным. Одни из наиболее примечательных петроглифов, принадлежащих искусству ранних кочевников, находятся в урочище Саймалы-Таш и датируются эпохой бронзы и железа IV-I вв. до н.э.

Рисунок 2. Две антропоморфные фигуры, которые изображены в характерной борцовской позиции (вольного стиля) полунаклонных, полусидячих позах, с протянутыми навстречу руками. Обе фигуры реалистично передают обоюдоострые выжидательные позы борцов в процессе схватки.
Другая сцена схватки двух ранних кочевников запечатленная на камне обнаружена в долине реки Ангары.

Значительный вклад в изучение истории самобытной борьбы кочевников вносит находка археолога М.П.Грязнова. Записки древнекитайских хроник и свои предположения он аргументировал по трупу мужчины, сохранившемуся во Втором Пазырыкском кургане на Горном Алтае, датируемым временем около IV в. до н.э. Как известно, в хрониках о древних кыргызах сообщалось: "Храбрые из них татуируют руки себе" [2, с. 351]

Археолог скрупулезно описал татуировки, которые были изображены в зооморфном стиле: "Мужчина, отличавшийся высоким ростом и крепким телосложением, был татуирован, - описывается труп мужчины, представлявший, по заключению М.П.Грязнова, представителя племенной знати, - Татуировка покрывала руки, плечи, верхнюю часть груди и спины и, наконец, ноги от колена до стопы" [4, с. 12]. Далее им прозорливо подмечается: "Надо думать, что погребенный в кургане мужчина появлялся в обществе в некоторых случаях одетым только в короткие штаны, и это могло быть при выступлении его в публичных состязаниях в борьбе. Косвенным указанием на наличие публичных состязаний в борьбе в более древнее время может служить обычай татуировки у енисейских кыргызов и у ранних кочевников Алтая… Существенно отметить, что женщины татуируют только шею, а мужчины руки, очевидно, не кисти, а ту часть рук, которая обычно закрыта рукавами одежды" [4, с. 12].

В итоге археолог резюмирует: "Подобная татуировка имела смысл в том случае, если ее могли видеть другие, если татуированный мужчина имел случаи показываться перед другими в полуобнаженном виде или, по крайней мере, с открытыми руками, т.е. без одежды с рукавами. Это могло быть при состязаниях в борьбе и тогда "храбрые" из кыргызов, надо думать, были и сильнейшими борцами" [4, с. 12].

Известный археолог-кыргызовед и тюрколог современности Ю.С.Худяков, обращая внимание на сообщение хроник об обычае татуировать руки, как праве храбрейших, солидаризируется с выводами М.П.Грязнова, в свою очередь отмечая, что это может свидетельствовать о распространении среди древних кыргызов военно-спортивных состязаний [16, с. 22].

Таким образом можно заключить, что древнейший обычай кыргызских борцов как татуирование тела, затем оголение с целью демонстрации их противнику является составляющим элементом другого обычая - выходить на поединок в оголенном виде по пояс современных борцов (курешистов и оодарышистов). Татуировки на верхних плечевых поясах, на руках, на голени символизировали у древних кыргызов о таком важном качестве для единоборца как храбрость, а также оно являлось знаком о принадлежности его обладателя к особой касте - воинов-дружинников, батыров-балбанов, военачальников.

Татуировка на теле кыргызского борца служила и для устрашения, деморализации противника, а также для кратковременного отвлечения (рассеивания) сконцентрированного на поединок внимания соперника. Ибо во время борьбы, как только соперник на миг отвлекался на пеструю гамму татуировок на теле, тогда кыргызский борец моментально использовал это в свою пользу. В средние века обычай татуирования тела перестал существовать, ее заменил другой − ношение наборного (боевого) пояса. Наборный пояс нес ту же семантическую нагрузку, что и татуировка. Пояс был символом войны и знаком причастности его обладателя к военной деятельности. С этого момента берет начало зарождения у кыргызов поясной борьбы. Борцы обязательно опоясывались поясом (белбоо), выходя на схватку.

Особый интерес представляет сцена схватки двух раннесредневековых кочевников на Ордосской бляхе.

Рисунок 3. Кочевники с голым торсом, в шароварах, борются вольным стилем (Ордосская бляха).

Стиль борьбы двух борцов с ордосской бляхи хорошо показан в эпосе-трилогии "Манас". Вот один эпизод из подобного поединка:

"Эки буттун багалек,

Эрен экен, эр Агыш

Эңкейип кармап алганы…

Жерден сууруп турганы…

Тегеретти баатырды.

− Эр Агыш, будь он молодцом

Согнувшись в схватке,

Ухватился за низины (обоих) штанин…

И оторвав от земли, закрутил соперника" [14, c. 99].

Известно, что повышенное внимание балбаны уделяли своей экипировке. Ни один уважающий себя балбан не позволил бы себе выйти на поединок в повседневной одежде или в ветхой экипировке. Кыргызские балбаны, участвующие в борьбе "куреш" по ферганским правилам, выходили на борьбу в опоясанных чапанах. Балбаны северного региона в обязательном порядке обнажались до пояса, подпоясывались борцовским поясом белбоо, а на нижнюю часть надевали кожаные шаровары. Причем настоящие балбаны предпочитали шаровары кандагай из шкуры оленей. Менее квалифицированные борцы могли облачаться в жаргак шым из шкуры горного или домашнего козла. В борьбе балбаны часто не обувались.

Рисунок 4. Шаровары для борьбы из шкуры косули - XIX в. (КГИМ, фото автора)

Вот какие восхищенные слова произносит эпический Кошой балбан, облачившись в шаровары кандагай сшитые узами (мастерицами):

"Видимо, без колдовства

Дело тут не обошлось.

Кто же этот чародей?

Я такого мастерства

Не видывал среди людей!

Необыкновенная вещь!

Истинно-драгоценная вещь!" [13, с. 144-145].

(продолжение следует)
9-10 сент. 2014

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1410361980


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх