Истории от Олеся Бузины: "Руси веселие есть пити" 13:30 16.10.2014
Алкогольные летописи. Тема выпивки появилась в нашей истории уже на первых страницах "Повести временных лет". И с тех пор не просыхает на листах книг и протоколов.
"Руси веселие есть пити" - эта фраза князя Владимира из летописи стала крылатой. Ее помнят даже те, кто вообще ничего не читал, кроме этикеток на бутылках. Так и вижу, как это было. Князь Владимир слушает скучные прения муллы, раввина и попа о вере, начинает засыпать от обещаний посмертных райских удовольствий, и вдруг его осеняет внезапное озарение. Князь берет в руку кубок. Хлобысь! Бодрый звук булькающей жидкости в глотке, как в водостоке. Смачное кряканье. Хорошо! Никакого рая не надо. Тем более что рай нельзя повторить, а чарочку можно.
Напиться и забыться. Тоже выход. Но выйдя из этого состояния, все равно вернешься в реальность.
Но что пили наши предки во времена Владимира? Вот вопрос важнее гамлетовского! Как известно, самый знаменитый русский напиток-водка. По-украински - горилка. Но скажу вам сразу: водка - это не русское изобретение. И не украинское. И, возможно, князь Владимир просто разорвал бы на части того, кто впервые завезет это адское изобретение на Русь. Ведь последствия водочного алкоголизма ужасны. Ничего в них веселого нет. Кто видел пьяную женщину с синим лицом (а кто ее не видел в наших краях?) или не менее часто встречающегося синюшного мужика, вряд ли станет спорить со мной.
Но водочный алкоголизм возник сравнительно недавно, только когда появился избыток ржаного и пшеничного зерна - сырья для производства как хлеба, так и водки. Еще 100 лет назад наш пращур стоял перед выбором: есть или пить? На то и на другое одновременно у него просто не хватало средств.
И хотя корчма была обычным явлением в каждом украинском селе (она располагалась прямо на въезде в него), но на постоянное пьянство просто не хватало денег. Многодетная семья и высокие темпы тогдашней рождаемости доказывают, что украинцы пили не так уж много. Алкоголик был исключением, а не правилом. А нынешних бомжей, слоняющихся с бутылкой по улицам Киева, в старом селе просто невозможно было представить.
Но если быть точным, то первым славянским словом, подаренным мировой цивилизации, было название хмельного напитка. Не "спутник". И не "матрешка". А "мед" - "медос", как записал его по латыни византийский дипломат Приск Панийский. Приск отправился в середине V века послом к знаменитому гунну Атилле. По дороге он встретил симпатичных туземцев. Туземцы покатали его на лодке-долбленке, предложили красивых женщин "дня соития" и угостили чудным хмельным пойлом. От соития осторожный византиец отказался, а название напитка запомнил навсегда. И даже передал его потомкам.
Мед - традиционный слабоалкогольный напиток древних славян. Приготавливали его из меда диких пчел путем естественного брожения в деревянной кадке. Для ускорения брожения и увеличения объема пойла в мед добавляли ягодный сок малины или брусники. Готовый продукт получался лет эдак через десятъ-пятнадцать выдержки. Полученный таким путем мед назывался ставленым. Сами понимаете, что при такой технологии (сахар появится в наших краях аж в XVIII веке, а перегонный куб - прообраз самогонного аппарата - где-то в конце ХУ-го!) много не выпьешь и голову не отяжелишь.
Пока славян было мало, меда для ритуального зимнего пьянства хватало на всех. Но для меда нужны пчелы. А славяне плодились куда быстрее, чем бедные пчелы, у которых они отбирали мед. И тут кто-то принес с юга весть, что греки и римляне давно уже охмеляются виноградным вином. Банды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов - винных погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал им в лапы, как перезревшая гроздь. Все вплоть до Альп затопила жаждущая пития славянская рать. Это был наш славянский вклад в эпоху Великого переселения народов.
Встреча с Бахусом. Кто видел пьяную женщину (а кто ее не видел в наших краях?), знает, что это за счастье.
Это событие, случившееся в VI веке нашей эры, следует считать эпохальным. Древние славяне впервые разделились на разные группы. Причем основой их разделения стало отношение к спиртным напиткам. Из единого этнического массива выделилась группы южнославянских народов. От собратьев, оставшихся на севере, их отличает важный философский элемент мировоззрения - всем прочим спиртным напиткам южные славяне предпочитают сухое виноградное вино.
То, что именно вино интересовало славян на юге, доказывает поход папы князя Владимира - киевского князя Святослава в Болгарию 400 лет спустя. На новом историческом витке он попытался повторить подвиг пращуров и перенести свою столицу Руси поближе к источникам хмельного веселья. "Не любо мне сидеть в Киеве, - сказал Святослав, - хочу жить на Дунае. Там середина земли моей. Туда стекаются все блага. Из Руси - мед, а из Греческой земли - вина".
Зато после оттока эмигрантов на юг в северных лесах наступило временное равновесие. Сокращение народонаселения помогло восстановиться пчелам. Меда снова стало хватать на всех. Гульба пошла пуще прежнего. "Русы пьют днем и ночью, - упоминал арабский путешественник Ибн Фадлан, – а иногда даже умирают с кубками в руках".
В это же время в технологии приготовления меда произошло важное усовершенствование. Пращуры заметили: если пчелиный мед, смешанный с ягодным соком, подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать 10 лет уже не надо. Варить мед нужно быстро, как пиво, и тут же употреблять.
Как утверждает "Повесть временных лет", князь Владимир, отразив в городе Василеве нашествие печенегов, приказал сварить 300 перевар пива: "Собрал он своих бояр и посадников и старейшин со всех городов. И праздновал князь Владимир тут восемь дней и вернулся в Киев. И тут снова праздник справлял, созвав неисчислимое множество народу". Отзвуком этого Золотого века навсегда осталось слово "пир", которое произошло от "пити".
То, что в таких условиях мы должны были превратиться в христиан, было предопределено свыше. Расспрашивая мусульман об их вере, Владимир, по словам летописи, долго и с удовольствием слушал о рае, где каждого будут ублажать 70 прекрасных дев - "ибо сам любил многоблудие". Но как только дело дошло до запрета пить, тут же изрек то самое, хрестоматийное: "Руси есть веселие пити - не можем без сего быти". И тут же принял христианство.
Европа тоже сползала под стол. Картина португальского художника Жозе Мальоа из жизни евроалкоголиков
Уже в княжеские времена установилась иерархия спиртных напитков. Простой народ пил пиво - сваренный из зерна слабоалкогольный напиток. Верхушка общества предпочитала ставленые выдержанные меды. Верхом же изыска считалось заморское вино. Его привозили из далекой Греции. Пиры князя Владимира остались в памяти, потому что для Руси это было время побед. Золотой век. Мед и вино буквально текли рекой.
Почему сами вино не делали? А не было у них такой возможности. На территории Киевской Руси виноград не рос. Ведь южная граница пролегала всего на 100 километров южнее Киева - по речке Рось. Крым контролировали византийцы. Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Донецкую области населяли кочевники - печенеги и половцы. А большую часть Руси вообще занимали земли Великого Новгорода - очень северные края. Іде тут брать сырье для вина? Первое собственно русское вино появилось только в XIX веке, когда на Дону завели виноградники и стали производить знаменитое цимлянское вино, а князь Голицын заложил основы крымского виноделия. Но для этого было нужно, чтобы Екатерина Вторая завоевала южные степи и Крым.
Так что не напрасно восстановили в Одессе памятник Екатерине Второй. Благодаря этой великой женщине и ее не менее славным "екатерининским орлам" - Потемкину и Суворову, наш народ получил возможность пить благородное вино - сухое. Вклад в это дело запорожских казаков, воевавших в составе армии императрицы с турками, тоже, естественно, не следует забывать. У победы ведь много отцов, в отличие от поражения.
А где-то посредине между этими двумя величайшими взлетами Православной цивилизации - между Владимиром Святым и Екатериной Великой - произошло величайшее падение Руси.
Какие-то сволочи завезли в наши края водку. И убедили нас, что это наш национальный напиток.
Древняя Русь не знала водочного алкоголизма. Она пила ставленые меды, пиво и изредка импортные вина.
Как ни странно, первыми спирт изобрели арабы. То есть те самые мусульмане, которым Коран запрещает пить. Само слою "алкоголь" арабского происхождения. Оно означает "дух" или "дурман". А еще "тончайшая сущность всех вещей". В общем, богатое слою! Арабский врач и алхимик Рабез, работавший в знаменитом Багдадском госпитале, получил из старого вина нечто спиртоподобное еще в 860 году. На Руси тогда правил еще прадедушка Владимира - легендарный князь Хельги. Он же - Олег.
Чтобы получить спирт, Рабезу был нужен перегонный куб. Этот прибор принципиально ничем не отличался от набора юного химика. Его во времена нашего детства продавали в специализированных магазинах, которые тоже назывались "Юный химик".
Вопрос в другом: почему арабы, которые изобрели спирт, его не пили - ни в чистом виде, ни в разбавленном? Табу на употребление крепких спиртных напитков в арабском мире связано с невероятно жарким климатом тех мест, где возник ислам. Действительно, попробуйте выпить пол-литра на солнцепеке в Аравийской пустыне! Сразу окочуритесь!
Поэтому арабские первооткрыватели спирта использовали его только как закрепитель ароматов при производстве духов. Ведь лучшие духи во времена Средневековья производили не в Париже, а в Аравии - на родине пророка Мохаммеда. Выражение "аравийские благовония" знали все тогдашние европейские дамы.
Западные купцы вывезли эту технологию с Востока. А слово "алкоголь" буквально перевели с арабского на латынь. Спирт - он же "ершив" - тоже означает "дух".
Но вскоре выяснилось, что если в спирт вместо благовоний добавить обычную воду, то этот "дух" можно запустить прямо внутрь себя. Новый напиток содержал страшную энергию. Попав в человека, он действовал, как атомная бомба. Ноги сами пускались в пляс. Языки развязывались. Кровь разгоняла даже жестокий мороз.
А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. Шел так называемый Малый ледниковый период. В Лондоне замерзала Темза, в Амстердаме - каналы, а на Руси просто зуб на зуб не попадал от холода.
А дальше умные, коммерчески одаренные западные торговые людишки подумали: а почему бы не продавать эту штуку славянам, раз уж они так любят пить? В 1386 году генуэзское посольство завезло спирт в Великое княжество Литовское, под власть которого попала западная часть Киевской Руси. Появление в наших краях "огненной воды" привело к чудовищному падению нравов.
Это в "Тарасе Бульбе" приятно читать, как лежит посреди дороги, раскинув ноги, в шароварах пьяный казак. А представьте, сколько ему нужно было выпить, чтобы так лечь - точнее, ПАСТЬ? И кому ушли его денежки, пропитые до остатка? Конечно же, шинкарю, для описания которого у Гоголя не нашлось таких ярких красок, как для запорожца.
В той части Руси, где образовалось Московское царство, новую разновидность "зеленого змия" быстро взяли под государственный контроль, а иностранных торговцев спиртным выгнали в три шеи. Уже во времена Ивана Грозного там существовали государевы кабаки. Каждый алкоголик не просто пил, а укреплял государственный бюджет, на который обновлялись крепостные стены и возводились каменные палаты.
А по-украински водка недаром называется "горілка". То есть "огненная вода". Кстати, по-польски "горілка" - "гор-залка". Эта часть Руси подпала под власть Польши. И водка тут проявила себя куда горячее! Воистину пронеслась "огнем и мечем" по городам и селам. А также - еврейским местечкам.
И было это совсем не весело. Примерно, как сейчас в зоне АТО. В Украине питейные заведения - корчмы - во времена Речи Посполитой принадлежали преимущественно польской шляхте. Это была ее привилегия. Но сами магнаты и шляхтичи не хотели заниматься хлопотной экономической деятельностью, предпочитая ей попойки и охоту. Свои "наливайки" они сдавали в аренду. Большинство этих арендаторов происходили из еврейских общин, переселившихся в Украину из Германии. Это вызвало в Украине чудовищный взрыв алкогольно-национальных противоречий!
Вот что писал по этому поводу известный еврейский историк Дубнов в книге "Краткая история евреев": "В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс... Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. Долго накоплявшееся недовольство привело, наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний год царствования Владислава IV. Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий".
Борьба за украинский рынок крепкого алкоголя подорвала мощь Польши во времена Богдана Хмельницкого и стоила булавы гетману Разумовскому.
Правильная закусь. Ни в коем случае не закусывайте водку салом, если вам дорого здоровье. Только селедкой и огурчиком. Берегите печень, как зеницу ока! Она у вас одна.
То, что еврейский историк Дубнов был прав, утверждая, что восстание гетмана Богдана началось из-за стремления сбросить власть польской шляхты и "панскую" же власть арендаторов, происходивших из числа его богатых соплеменников, подтверждает и эта цитата из Летописи Самовидца - казачьего историка, жившего во времена Хмельницкого:
"Початок и причина войны Хмельницького есть едино от ляхов на православие гонение и казакам отягощение… В городах зась от жидов тая была кривда, же невольно козакови в дому своем жадного напитку на потребу свою держати, не тилко меду, горілки, пива, але и браги".
Легко заметить, что Самовидец добавил в картину конкретных фактов, свидетельствующих, что контроль над потоками водки на Украине в те времена был таким же важным, как сегодня - участие в дележе дивидендов от транзита природного газа. Водка была горючим тогдашней украинской экономики. Ее движущей силой. Через горло пьющих в корчме крестьян и казаков проходила не просто огненная вода, а ДЕНЬГИ!
Все тогдашнее украинское хозяйство - натуральное почти без исключений. Одежда - из домотканого полотна. Хата - построенная своими руками. Сало растет на боках кабанчика в твоем же дворе. Огурцы и капуста - на огороде. Селитру для пороха - и ту добывали собственноручно! А рынок начинался в шинке, где сидел еврей-арендатор, получивший от польского шляхтича право гнать "горилку" и продавать ее простым мужикам. Небольшие деньги, полученные предками современных украинцев за счет продажи сельскохозяйственной продукции, все равно уплывали в шинок. А дальше - в Европу, превращаясь в стены панских дворцов, католических костелов и синагог. Поэтому и запрещала шляхта гнать казакам горилку. А те возмущались: наша земля, значит, и горилка тут тоже должна быть наша! Почему иудеям такое право предоставлено польским правительством, а нам нет? Причем в наших же родных селах? Страшный клубок экономическо-национальных противоречий, замешанных на опасном водочном бизнесе, просто не мог не превратиться в удавку для повешенного шинкаря, которого можно увидеть, например, в фильме "Огнем и мечом" Ежи Гофмана. Огненная вода, монопольно проданная казакам, превратилась в тот огонь, что сжег в 1648 году чужие корчмы по всей Украине. А так, вроде, приятно начиналось, когда впервые завезли водку в наши края из той же Европы.
ВУДКА И ВОДКА. Борьба Польши с гетманом Хмелем, длилась почти десять лет, совершенно ослабив обе стороны. Большинство винокуренных заводов было разрушено. Поля, засеянные идеально пригодной для перегонки пшеницей, вытоптаны в ходе бесчисленных кавалерийских атак. Между Днепром и Вислой наступила гуманитарная катастрофа.
В результате, как это часто бывает в истории, выиграла третья сторона - самодержавно-православная Московия. Слово "водка" вошло в мировой лексикон в московитской упаковке. Название же "горилка" было надолго забыто, оставив в украинском фольклоре только пронизанный щемящей тоской жанр кобзарских дум.
И даже во второй половине XX века, в эпоху развитого социализма и торжества "дружбы" народных демократий Европы и СССР, этот старый спор неожиданно взорвался на новом витке алкогольным польско-советским конфликтом. По-польски водка - "вудка". Через "у" вместо "о". В 1977 году Польская народная республика обратилась в Международный арбитражный суд с судебным иском против Советского Союза, требуя предоставить право на международном рынке на название "водка" только польской "вудке". Мол, впервые водка была изготовлена в Польше еще в XVI веке, а Российская империя и СССР просто присвоили себе эту торговую марку, подчинив Польшу в результате трех ее разделов при Екатерине II.
Конечно, своя "правда" была и у поляков. В Москве в эпоху Богдана Хмельницкого водку действительно именовали просто "вином". В наши времена от той эпохи уцелело полушутливое выражение "зеленое вино", обозначающее крепкие спиртные напитки. Лично я считаю, что "водка" - это именно польское заимствование в русском языке. Продукт пришел с Запада, и слово, обозначавшее его, естественно, тоже. А "у" просто изменилось в "о", согласно несокрушимым языковым законам. Ведь только эти два гласных звука и в русском, и в украинском языках - так называемые "лабиальные". Лишь в их образовании принимают участие губы - по латыни "лабиа". Поэтому они и переходят друг в друга в различных диалектах. Даже на Украине в одних местах говорят "конь", а в Полесье, на границе с Белоруссией, - "кунь". Так и "вудка" стала "водкой", когда поляки потеряли независимость.
Спорили жарко. Советское правительство привлекло для поиска аргументов даже опального историка Вильяма Похлебкина, утверждавшего, что водку в Московской Руси начали производить где-то в конце XV столетия в одном из русских монастырей и называвшего крайним сроком почему-то 1478 год. Никаких документальных свидетельств Похлебкин при этом не приводил - одни умозрительные рассуждения, которые, как говориться, ни выпить, ни закусить невозможно. Впрочем, не эти "ученые" разыскания решили дело, а то, что бренд "водка" появился на международном рынке в XIX веке, когда Польша входила в Российскую империю и как самостоятельное государство не существовала. Да и довели до современного всем привычного состояния прозрачной "слезы" этот напиток именно русские ученые - знаменитый химик Дмитрий Менделеев. Причем в его случае следует признать еще и еврейский "след" в дело изобретения водки. Ведь Менделеев происходил из рода крещеных евреев Менделей.
"СОЕДИНЕНИЕ СПИРТА С ВОДОЮ". Докторская диссертация Менделеева, защищенная в 1865 году, имеет вкусное название "Рассуждение о соединении спирта с водою". И не только вкусное, но и точное. Водка и есть, если отбросить романтику, обычный спирт, разбавленный водой. Не нужно путать ее с самогоном. Никаких самогонных аппаратов на современных водочных заводах нет и в помине. Говорю вам это авторитетно, побывав на нескольких из них. Это очень скучное и, извините, примитивное производство. Государственный концерн "Укрспирт" - монопольный производитель спирта в Украине, поставляет свою продукцию на водочные заводы, принадлежащие частным лицам, которые предпочитают рекламировать свои водочные бренды, а не себя. Там спирт разбавляют водой, понижая градус с 96 до 40, очищают через угольный фильтр, убирая сивушные масла и (какое ученое слово!) бутилируют - то есть разливают по бутылкам. Наклеил этикетку - и водка готова. Воистину "соединение спирта с водою"! Ни особых запахов, ни ароматов. Людей на таком производстве занято мало - от силы сотня. А споено - миллионы! Да еще и под самыми благородными лозунгами: мол, не будем мы производить очищенную по всем рецептам науки "правильную" водку - народ начнет губить себя обычной сивухой, произведенной по старинке на собственном дворе. Поэтому и прячутся нынешние "шинкари" за этикетками на бутылках, прекрасно понимая, что бизнес их замешан на уничтожении здоровья и жизни сограждан. На заливании им мозгов огненной водой, как индейцам.
Но вернемся в далекую эпоху Богдана Хмельницкого. Вы крайне удивитесь, но одним из условий своего перехода под высокую царскую руку казаки Богдана Хмельницкого поставили сохранение за ними права на САМОГОНОВАРЕНИЕ. Царь Алексей Михайлович - батюшка Петра I - пил, в отличие от сына, мало, и на это условие легко согласился.
И вновь наступили золотые времена. Потомки пьяниц-запорожцев - те из них, что вовремя одумались и бросили пить - стали малороссийскими дворянами. А в каждой приличной хате появился свой стационарный народный самогонный аппарат. Тем более, в поместье. И вот уже матушка великого Николая Гоголя пишет родственнику из родового села Васильевка 23 июня 1823 года: "Метаюсь во все стороны, как бы лучше устроить свои дела, но кроме прибавления долгу ничего не успеваю… продала медный куб из винокурни, а себе сделаю деревянный"…
И напрасно вы, Марья Васильевна, позвольте заметить, решили заменить медный самогонный куб деревянным. Медный - он прогрессивнее. И дров жрет куда меньше. А гетман Кирилл Разумовский - шельмец - вообще земляков права гнать самогон лишить захотел. И в результате гетманства лишился.
Универсал гетмана Разумовского от 6 июля 1761 года гласил: "Малороссияне не только пренебрегают земледелием и скотоводством, от которых проистекают богатство народное, но еще, вдаваясь в непомерное винокурение, часто покупают хлеб по торгам дорогою ценой не для приобретения каких-либо себе выгод, а для одного пьянства, истребляя лесные свои угодья и нуждаясь оттого в дровах, необходимых для отапливания их хижин".
САМОГОНКА СГУБИЛА ГЕТМАНА. Я с большим уважением отношусь к персоне этого гетмана. Специально ездил на его могилу в Батурин. Стоял у плиты, под которой покоятся кости последнего правителя казачьей Украины. Чувствовал некую силу, исходящую от места его упокоения. Российский фельдмаршал. Кавалер многих орденов. Соблазнитель множества прекрасных женщин, приведший вмести с братьями Орловыми на престол Екатерину Великую. Но с борьбой против самогоноварения Разумовский явно переборщил. Хоть и исполнился ему в пору издания рокового указа тридцать третий год - возраст мудрости.
Универсал гетмана Разумовского запрещал гнать водку всем, у кого не было своих лесов. А поскольку они были только у олигархов, украинцы поняли, что гетман окончательно оторвался от народа. Через 4 года Екатерина II отрешила Разумовского от булавы, а гетманство - отменила. Никто и не подумал встать на защиту Разумовского. "Да ну его, такое гетманство", - подумали все прогрессивные люди тогдашней Украины.
Тайные причины алкогольной политики Разумовского к тому времени стали ясны даже последнему сельскому подпаску. Народ понял, что декларативно заботясь о лесах, гетман на самом деле собирался нажиться на продаже спиртного.
После этого события Российская империи простояла еще полтора века. Выпивая и опохмеляясь, она завоевала Крым, разделила Польшу и выморозила Наполеона. Она простояла бы еще тысячу лет, если бы в 1914 году Николай II не ввел сухой закон. Обладая весьма ограниченными государственными способностями, Николай II вводил сухой закон тоже весьма ограниченно - на период войны. Но он не мог предположить, что такое ограничение обернется революционным взрывом.
Неправда, что Зимний дворец взяла толпа пьяных матросов. Пьяные не делают государственных переворотов. Они поют песни и играют на гармошке. Матросы, взявшие Зимний дворец, были трезвы целых три года, и оттого ненавидели старый режим так, как его может ненавидеть только трезвый матрос. Временное правительство было само виновато. Оно забыло отменить сухой закон Николая II.
Точно так же и Советский Союз погубили не так диссиденты, как алкоголики. Начиная с самого главного из них - Бориса Ельцина. Стоило трезвеннику Михаилу Горбачеву начать борьбу с пьянством, как русский народ понял: "Такой Союз нам не нужен!" И выдвинул в качестве харизматичного "лидера" бывшего первого секретаря Свердловского обкома партии, внешне похожего на самовар.
На троих прикончили в 1991 году Советский Союз Ельцин, Кравчук и Шушкевич. Под зубровку и драники, как рассказывал мне как-то Леонид Макарович, пытавшийся придать оттенок величия этой картине морально-бытовой распущенности. А мы теперь расхлебываем последствия их застолья, выясняя, чей Крым и куда подевалась дружба трех братских славянских народов. Пропили ее! Трое бывших коммуняк пропили в реликтовом лесу, где бродят зубры. И долго еще расхлебывать будем, так как были не допущены к узкому столику в Беловежской пуще, на котором между рюмками в очередной раз был переделен на скорую руку привычный мир.
И пошла гулять в наших краях невиданная ранее импортная "слабоалкогольная" (разбавленная, как в корчме перед восстанием Хмельницкого) израильская водка (как будто своей не хватало?) и бутыль с подмигивающим рекламным Распутиным. Наступили лихие бандитские 1990-е. Время безумства и разорения народного.
Из всех существующих теорий крушения СССР лично мне ближе "химическая". Человек – это маленький химзавод. Политики обязаны учитывать его мелкие слабости. К 1991 году в Союзе стал остро ощущаться дефицит стимуляторов - кофе, табака, шоколада и алкоголя. Свободы было хоть отбавляй. Информации - немерено. А за водкой стояли очереди, и шоколадка растворилась где-то на выходе из эпохи Застоя. Нельзя безнаказанно издеваться над организмами простых граждан, суля мирские блага в далеком будущем и не давая даже опохмелиться в настоящем. И вот теперь каждый за себя и человек человеку волк.
Поэтому в следующую пятницу я расскажу, как пить строго по науке, чтобы алкоголь не вредил, а укреплял и чем закусывать с точки зрений новейших достижений мировой медицины.
03. и 10.10.2014 | Олесь Бузина
|