Пришла пора пробуждения Азии. Кристаллизация конечной цели ШОС, - А.Мамадазимов 18:03 16.10.2014
11 - 12 сентября 2014 г. состоялся очередной саммит ШОС в Душанбе, который, несмотря на жесткую геополитическую турбулентность текущего года, получил от экспертного сообщества благозвучное название "Саммит обновления".
Для обретения саммитом ШОС в Душанбе такого положительного имиджа были серьезные причины, так как в год столетия Первой мировой войны в мире происходили глобальные противостояния, способные поколебать вопросы поддержания безопасности в планетарном масштабе. Из большого перечня отрицательных процессов в мире, на мой взгляд, на первый план вышел кризис на Украине, который вытеснил с первых строк другие мировые события, включая сирийский кризис, ставший главным вопросом на бишкекском саммите ШОС в прошлом году. Большинство экспертов были уверены, что украинский кризис станет главным вопросом саммита ШОС в Душанбе, вовлекая эту региональную организацию в глобальное противостояние с западным миром.
Снять напряженность
Чрезмерное усиление конфронтации на нашем континенте как никогда актуализировало вопрос "По какому пути будет двигаться далее ШОС? Превратится эта организация в антинатовскую?", что свидетельствует о том, что многие горячие головы ратуют за возвращение во времена блокового противостояния.
Эта дилемма возлагала на организаторов саммита колоссальные, возможно, исторические задачи, чтобы душанбинский саммит ШОС не усилил еще более конфронтационный путь развития человечества, а выступил саммитом преодоления блокового противостояния, саммитом экономического процветания, политического обновления, а также укрепления мира в Евразии и во всем мире. На мой взгляд, успех первого саммита ШОС в Душанбе в июле 2000 года, когда ШОС получила мощный толчок к превращению из организации пяти соседних стран, имеющих общие сухопутные границы, в полноценную авторитетную региональную организацию, также накладывал большую ответственность на организаторов очередного, третьего саммита ШОС в Душанбе.
Переход самого украинского кризиса из активной военной фазы в фазу пассивного противостояния после подписания перемирия между конфликтующими сторонами также ослабило тень бога войны Марса на душанбинском саммите.
Поэтому среди многих тем, востребованных на сентябрьском саммите ШОС в Душанбе, на первый план вышла не тематика украинского кризиса или цивилизационного противостояния в мире, а возрождение легендарного Шелкового пути. Интересно наблюдать, что четверо из шести лидеров стран - членов ШОС особо подчеркнули возможность возрождения этого мирового торгового пути и готовность своих стран и их инфраструктур для реализации этих целей. Китайский руководитель Си Цзиньпин не только повторно озвучил свою инициативу о создании "Экономического пояса Шелкового пути", но и предложил 5 млрд долларов США льготного кредита для других стран - членов ШОС, которые в основном будут направлены на реализацию проектов, связанных с данной инициативой.
Российский лидер Владимир Путин также заинтересовался реализацией этой идеи (возрождения Шелкового пути), предложив для этих нужд железнодорожную инфраструктуру России на Транссибирской магистрали, БАМе и других участках. Российская сторона не только не отстранилась от этой идеи, так как она исторически была связана с этим мировым торговым путем в его западной части и на его последнем этапе функционирования, но и, по сути, передвинула маршруты возрождаемого пути несколько на север. Таджикистан и Узбекистан, выступающие совместными наследниками согдийских купцов, основных проводников торговых маршрутов, связывающих Дальний Восток со Средним и Ближним, также поддержали возрождение этого торгового пути. Отсутствие в речах лидеров Казахстана и Кыргызстана на данном саммите вопросов возрождения Шелкового пути не говорит о незаинтересованности или об их равнодушии к этой актуальной теме. Казахстан уже несколько лет успешно реализует масштабный проект "Западный Китай - Западная Европа", который, по существу, выступает возрождением северного маршрута исторического Шелкового пути, превращая эту обширную страну в удобную транзитную территорию. А Кыргызстан впервые в регионе разработал и выдвинул "доктрину Шелкового пути", фактически превратив свою страну в торгово-транзитную зону.
Не только страны - члены ШОС, но и страны - кандидаты в эту организацию (Индия, Пакистан, Иран и др.) также регулярно подчеркивают необходимость возрождения Шелкового пути и свою заинтересованность в данном процессе.
"Лодки - на юге, лошади - на севере"
Для лучшего понимания значения колоссального евразийского движения в возрождении торгового пути предлагаю совершить краткий экскурс в историю Шелкового пути.
Примерно тысячу лет назад, во времена прославленной империи Тан в Китае и блестящей династии Саманидов в Вароруде, Шелковый путь достиг высшей кульминационной точки своего развития. В то время в Китае сформировалась поговорка "Лодки - на юге, лошади - на севере", которая отражала достижение баланса между сухопутной и морской торговлей не только внутри этого огромного государства, но и, самое главное, в мировом масштабе. Корабли, выходящие из южного китайского порта Гуанчжоу, через Индию и Шри-Ланку достигали портов Персидского залива или Красного моря, а следующие корабли из портов Александрии, Антиохии и других доставляли восточные товары в города Европы. А торговые караваны, возглавляемые в основном согдийцами, предками таджиков, выходящие из столицы Китая - города Чанъань, находящегося на севере страны, сухопутным путем достигали далекого Дамаска и портов Восточного Средиземноморья, порой добираясь и до западных портов, включая испанско-мусульманскую Кордову, через всю Северную Африку. Это была великая эпоха сбалансированного развития мировой торговли, ее сухопутной и морской составных частей.
Однако, к огромному сожалению, данный мировой баланс был нарушен после падения империи Тан и государства Саманидов, так как на севере кони не стали ходить караванами или в охране их (груз в основном перевозился на верблюдах), а были использованы преимущественно в бесконечных военных походах. Империя Сун, вынужденная перенести свою столицу под натиском грозных кочевников Великой степи в Ханчжоу, далеко от караванных дорог и ближе к берегам Тихого океана, не смогла сохранить известный баланс предыдущей эпохи.
А великие географические открытия, сделанные в результате блокирования сухопутных путей в Китай и Индию со стороны грозных кочевников степей Евразии, перевернули тогдашнее географическое восприятие мира. Морские походы Колумба, Магеллана, Веспуччи и других удачных европейских мореплавателей, открытие Америки, Австралии и других новых земель на полтысячелетия сделали морские торговые пути вне конкуренции. Не Азия, а море (точнее, мировые океаны) стали фактическим продолжением Европы, поэтому сухопутная караванная торговля постепенно пришла в упадок.
Мне кажется, что с конца прошлого века, с достижения независимости государств Центральной Азии и Кавказа, пришло время восстановления мирового баланса между морской и сухопутной торговлей, существовавшего в "доколумбовый" период всемирной истории, который мы назовем "периодом Шелкового пути". И поэтому сейчас политические лидеры стран - членов ШОС первыми в современном мире осознали жизненную необходимость возрождения Шелкового пути.
Пробуждение Азии
Новая концепция "безопасный Экономический пояс Шелкового пути", рожденная в результате душанбинского саммита ШОС, может выступить первым серьезным созидательным механизмом и инструментом для поднятия национальных экономик государств, не имеющих выхода к мировым морским портам, поэтому она должна быть поддержана также и другими международными организациями, включая структуры ООН. В итоге великолепный "Кохи Навруз", где проходил очередной саммит ШОС, дает "благословение" на присоединение к организации таких региональных гигантов, как Индия, Пакистан, в перспективе Иран, и других стран, что приведет к усилению стран - сторонников возрождения Шелкового пути. Здесь необходимо подчеркнуть, что Индия и Иран играли ключевую роль в культурном блеске исторического Шелкового пути, когда буддизм, выйдя из Индии, через Вароруд нес в сторону Дальнего Востока высокую культуру, а Иран распространял в сторону Ближнего Востока и далее в Европу благие цели митраизма.
Перспективное присоединение новых стран - Индии, Пакистана и Ирана - к ШОС приведет не только к усилению южной части огромного Евразийского континента, но и, в свою очередь, активизирует значение южного маршрута Шелкового пути Сиань – Душанбе – Ашхабад – Тегеран – Стамбул – Брюссель. Данный маршрут выступает основным каналом безопасного Экономического пояса Шелкового пути, главным приводным ремнем стабильного пояса Евразии.
Новейшая концепция "безопасный Экономический пояс Шелкового пути", рожденная по итогам саммита ШОС в Душанбе, по сути, подталкивает к пробуждению Азии после полутысячелетия раздоров, разобщенности и отсталости.
Душанбинский саммит поставил не только перед странами - членами ШОС, но и перед другими азиатскими странами судьбоносную задачу - "распрямить плечи". Поэтому мы убеждены, что главный итог успешного проведения душанбинского саммита - способствование кристаллизации конечной цели ШОС - поднятие благосостояния народов сухопутных стран Азии до уровня жизни народов морских стран Европы. В данном благородном деле ключевую роль будет играть возрождение Шелкового пути, что своевременно осознали лидеры стран ШОС, находящихся вдоль маршрута этого легендарного мирового торгового пути. Пришла пора пробуждения Азии.
16/10/2014 Абдугани МАМАДАЗИМОВ, политолог, доцент ТНУ
|